Цели урока, их роль в решении задач исторического образования

Лекция от 06.11.09.

Методика

Деякі пояснення.

Послідовність кроків (алгоритм) у випадку бінарних ознак

Об’єкти Кількість об’єктів Специфікація ознак Інформацій-ний зміст Інформаційний виграш
Крок 1 Початкові групи
A 1 1 0 1 0 0 1 1 1 1 0.0000
B 1 0 1 1 0 1 0 1 1 1 0.0000
C 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 0.0000
D 0 0 0 1 0 1 1 1 0 0 0.0000
E 1 1 1 0 1 1 0 0 1 0 0.0000
Об’єднання Груп
AB 2 1 1 2 0 1 1 2 2 2 5.5452 5.5452
AC 1 1 1 1 1 0 2 1 1 2 9.7041 9.7041
AD 1 1 0 2 0 1 2 2 1 1 6.9315 6.9315
AE 2 2 1 1 1 1 1 1 2 1 9.7041 9.7041
BC 1 0 2 1 1 1 1 1 1 2 9.7041 9.7041
BD 1 0 1 2 0 2 1 2 1 1 6.9315 6.9315
BE 2 1 2 1 1 2 0 1 2 1 6.9315 6.9315
CD 0 0 1 1 1 1 2 1 0 1 8.3178 8.3178
CE 1 1 2 0 2 1 1 0 1 1 8.3178 8.3178
DE 1 1 1 1 1 2 1 1 1 0 11.0904 11.0904
Крок 2. Групи, що залишились
C 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 0.0000
D 0 0 0 1 0 1 1 1 0 0 0.0000
E 1 1 1 0 1 1 0 0 1 0 0.0000
F 2 1 1 2 0 1 1 2 2 2 5.5452
Об’єднання груп
CD* 0 0 1 1 1 1 2 1 0 1 8.3178 8.3178
CE* 1 1 2 0 2 1 1 0 1 1 8.3178 8.3178
DE* 1 1 1 1 1 2 1 1 1 0 11.0904 11.0904
FC 2 1 2 2 1 1 2 2 2 3 17.1855 11.6403
FD 2 1 1 3 0 2 2 3 3 3 13.3665 7.8213
FE 3 2 2 2 1 2 1 2 3 2 15.2760 9.7308
Крок 3. Групи, що залишились
C 0 0 1 0 1 0 1 0 0 1 0.0000
E 1 1 1 0 1 1 0 0 1 0 0.0000
G 2 1 1 3 0 2 2 3 3 3 13.3665
Об’єднання груп
CE* 1 1 2 0 2 1 1 0 1 1 8.3178
CG 2 1 2 3 1 2 3 3 2 3 24.5868
EG 3 2 2 3 1 3 2 3 3 2 24.5868
Крок 4. Групи, що залишились
G 2 1 1 3 0 2 2 3 3 3 13.3665
H 1 1 2 0 2 1 1 0 1 1 8.3178
Об’єднання Груп
GH 3 2 3 3 2 3 3 3 3 3 33.6510 11.9667

 

 

Крок 1. Зауважимо, що інформаційний виграш, наприклад для FC отримується з інформаційного змісту 17.1855 шляхом вирахування інформаційного змісту F(5.5452) і C(0.0000). найменший виграш зв’язаний з FD. Об’єднуючи F і D, отримуємо нову групу G з трьох об’єктів і всі, що відносяться до F і D виключаємо з подальшого розгляду.

Крок 3. Найменший виграш зв’язаний з CE. Об’єднання C і E дає нову групу H з двох об’єктів. Все, що відноситься до C і E виключається з подальшого аналізу.

Крок 4. Процес закінчено. Остаточний результат приведений в таблиці 4.

Таблиця 4

Об’єднання елементів і груп Результат об’єднання Інформаційний виграш Інформаційний зміст
A і B дає F 5.5452 5.5452
D і F дає E 7.8213 13.3665
C і E дає G 8.3178 8.3178
E і G дає H 11.9667 33.6510

 

План:

1) структурно-функциональный анализ содержания учебного материала, его основные компоненты

2) функциональный анализ и прогнозирование результатов обучения

3) определение цели урока

4) организация учебной деятельности учащихся

 

Литература:

Программа, стандарт, учебники по истории отечества с древнейших времен по XX век а также по всеобщей истории

Гора П.В. «Целевая установка урока» ПИШ, 1963 г. №2.

/---/ «Подготовка учителя к уроку». 1983, №3.

/---/ «Повышение эффективности обучения истории в средней школе». 1988. стр. 23-33.

Лернор И.Я. «Процесс обучения и его закономерности».

Кларин Н.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М, 1994, стр.20-35.

Короткова, Студеникин. «Схемы и таблицы», тема 5. «Практикум», занятие 9.

 

Для того, чтобы произвести структурно-функциональный анализ материала, нужно, проанализировать программы, стандарт, учебники, научные публикации по теме, учебно – методическую литературу.

Научная литература заставляет «усилить» материал, а методическая литература рассказывает, как правильно подать и объяснить материал...

Это нужно для отбора содержания к уроку, выделения в нем структурных элементов, прогнозирования результатов обучения (цели), для отбора наиболее эффективных методических приемов и средств и для организации познавательной деятельности учащихся.

Конкретно структурный анализ позволяет отделить главный материал от второстепенного, разделить содержание учебного материала, выделяем структурные компоненты учебного материала: в первую очередь это теоретический материал, главные и неглавные факты, выводы, обобщения, причинно-следственные связи, ценности.

На основе теоретического материала можно выявить определенные ценности, ценностные ориентиры, которые мы будем использовать при объяснении как с т.з. воспитательных задач, так и развития логики учащихся.

Функциональный анализ дает возможность с учетом структурного анализа прогнозировать результаты обучения, определять образовательные, воспитательные и развивающие цели урока, а также отбирать приемы и средства учебной работы. Т.е. здесь мы формулируем непосредственно цели.

Цель – это один из элементов педагогической деятельности, которая характеризуется предвосхищением в мышлении результата деятельности – т.е. мы заранее планируем и мысленно представляем, какой результат хотим получить. В педагогической деятельности объятом преобразования является деятельность учащегося, а результатом реализации этой цели – уровень обученности, развитости и воспитания ученика. Цель урока отличается конкретностью, так как указываются средства ее достижения и отличаются переводом ее в конкретные дидактические задачи. Понятие цели отвечает на вопрос: что нужно сделать, чтобы достичь тот результат, который запланирован в процессе п.д. Цель урока отличается конкретностью, поскольку указываются средства ее достижения. Чтобы достичь цели урока, нужно:

а) актуализировать прежние знания и умений, непосредственно связанные с темой урока

б) сформировать у учащихся новые понятия знания, и способы действия, т.е. приемы учебной работы и умственной деятельности учащихся

в) организовать применения знаний учащихся, с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и получение нового опыта познавательной деятельности.

 

Понятие задачи отвечает на вопрос: что необходимо сделать, чтобы запланированный результат (РАСКРЫТЬ, ОБЪЯСНИТЬ, СФОРМИРОВАТЬ, ДОКАЗАТЬ).

На материале учебного материала выделяются ценностные ориентиры, которые можно использовать для ценностных воспитательных задач урока.

Необходимо... на те умения, которые уже сформированы у учащихся и развиты через содержание учебного материала. Предполагается, что могут быть сформированы новые ...