Основные категории менеджмента

Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в рыночных условиях намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента

Цели и задачи менеджмента

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходно­сти, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновремен­ном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого ра­ботника.

Прибыльность фирмы свидетельствует об эффективности ее производственно-сбытовой деятельности, которая достигается путем минимизации затрат (расходов на сырье, материалы, энергию, оплату труда, финансирование) и максимизации до­ходов от результатов производства - выпуска продукции и услуг.

Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования фирмы исходя из того, что прибыль - не причина существования фирмы, а резуль­тат ее деятельности, который в конечном итоге определяется рынком. Прибыль соз­дает определенные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопление на предприятии в виде различных резервных фон­дов позволяют ограничивать и преодолевать риски, связанные с реализацией това­ров на рынке. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирова­ния, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом, в ус­ловиях торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются оп­ределенные резервные денежные средства и предоставление менеджерам определен­ной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

В связи с этим в задачи менеджмента входит:

• обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работ­ников, обладающих высокой квалификацией;

• стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания для них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

• постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех подразделений фирмы;

• постоянный поиск и освоение новых рынков.

К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:

• определение конкретных целей развития фирмы;

• выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности ре­шения;

• разработка стратегии развития фирмы - хозяйственных задач и путей их решения;

• выработка системы мероприятий для решения намечаемых проблем на различные временные периоды;

• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

• установление контроля за выполнением поставленных задач.

Выполнение задач менеджмента по регулированию, организации, координации и контролю за производственным процессом и достижение намеченных целей полу­чают оценку на рынке.

Задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов произ­водства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов - матери­альных, финансовых, трудовых и др.


Категории менеджмента – это наиболее общие и фундаментальные понятии, отражающие существенны свойства и устойчивые отношения в процессе управления организацией.

К основным категориям менеджмента относят: объект, субъект, функции, методы, принципы, законы, виды.

 
 
СУБЪЕКТ менеджмента(УПРАВЛЯЮЩАЯ ПОДСИСТЕМА) Руководитель различного уровня(инст, управ, технич), наделенный полномочиями в области принятия решения в определенных сферах деятельности Единоличное, коллегиальное, коллективное управление Менеджер, группа лиц, орган управления (акционеры)


 

 


ВХОД ВЫХОД

 

 

 


Функции менеджмента – вид управленческой деятельности, направленный на решение конкретной задачи управления, которые осуществляются специальным приёмами и методами.

Общие функции: планирование и прогнозирование, организация мотивация, координация, контроль.

Планирование и прогнозирование- постановка целей, задач, принятие решений по ним, определение способов достижения запланированного. Вероятностная оценка характера изменения целей и направлений развития объекта менеджмента

Организация – воплощение замыслов, планов, обеспечение достижения целей фирмы. Распределение объема работ (создание орг.структур, делегирование полномочий, организация взаимодействий между работниками).

Мотивация – стимулирование людей, побуждение их к активной деятельности в достижении целей

Координация- упорядочение, согласование , обеспечение единства совместных действий

Контроль – корректирование, оценка, учет результатов деятельности на всех этапах.

Конкретные функции – производственные (обеспечение сырьём, материалами, технологические, организация труда), управление НТП, экономические.