МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ

Лекция


Цели:

- отметить роль усвоения фонетических знаний младшими школьниками;

- рассмотреть изучение материала по классам в соответствии с программой и учебниками;

- выяснить знания и умения младших школьников в изучении и совершенствовании знаний по фонетике и графике;

- определить круг упражнений, как способствующих развитию фонетических знаний и умений.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правосписанию. // Начальная школа. – 1991. - №9.

2. Львов М.Р. , Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.

3. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы. Учебники для начальных классов.

4. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. – М., 1983.

 

Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находится в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики.

Роль усвоения фонетических знаний велика:

1. С опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте.

2. Фонетические знания составляют основу правильного произношения слов.

3. Фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования ряда орфографических навыков, например, для правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих – звонких согласных в слове.

4. Фонетические знания необходимы для осознанного интонационного верного произношения предложений, соблюдения логических ударений, пауз и т.п.

5. Знание звукового состава слова важно для осознания его лексического значения и сознательного его употребления в речи. Например, слова стоит-стоит, мука-мука – различаются лишь ударением или формы слов руки-руки, реки-реки.

Мягкие и твердые согласные обусловливают лексическое различие слов лук-люк, флаги-фляги и т.п.

Вот почему изучение фонетики и графики занимает центральное место в 1-2 классах.

Рассмотрим соотношение по классам в изучении фонетики в программе.

(Работа с программой). Вывод записать в тетрадь.

В начальной школе не вводится определение звука, т.к. это довольно сложное понятие, тем не менее необходимо создать правильное научное представление о звуке. Ведущим приемом является наблюдение над произношением звуков в слове. Дети усваивают, что услышанное или произнесенное слово состоит из звуков, они учатся проводить слого-звуковой анализ слов.

Правильное представление звукового состава слова имеет большое значение для формирования навыка письма. При классификации звуков на гласные и согласные учитывается несколько признаков:

1) способ произношения;

2) характер звучания;

3) способность образовать слог.

Русское письмо звуковое, поскольку оно основано на том, что на письме звук обозначается буквой. Необходимо с 1-го класса учить распознавать звук и букву: первое мы слышим, второе мы пишем. Буква – это графическое изображение звука. Для формирования графических навыков учащимся необходимо знать, что:

· одна и та же согласная буква может обозначать на письме разные согласные звуки: дуб – дубы;

· буквы е,ё,ю,я обозначают два звука (когда?);

· буквы е,ё,ю,я после согласной обозначают мягкость этого согласного.

В 1 и 2 классах большое место отводится усвоению особенностей русской графики, и в частности, слоговому принципу обозначения мягкости и твердости согласной на письме. Для формирования умения правильного обозначения мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия:

1. Различение мягких и твердых согласных звуков в слове и правильное их произношение вне слова. Например, Нина н, н - разные звуки.

Развитию такого умения способствует неполный звуковой разбор: называть согласный звук, говоря, твердый он или мягкий.

2. прочные знания, что мягкость и твердость обозначают соответствующим гласным звуком.

Наиболее эффективными являются слуховые упражнения, в частности слуховые диктанты. Сначала диктант с объяснением (какой согласный в слоге, какую букву написать).

На конце слов мягкие согласные обычно обознач.ь. Ознакомление с правилом проводится путем сопоставления по лексическому значению и по звучанию слов с твердым и мягким согласным на конце: мел-мелы, угол-уголь.

При записи слова ход рассуждения может быть таким: в слове «уголь» на конце Л, поэтому пишу Ь.

Большую трудность во 2 классе представляет усвоение правила об употреблении Ь в середине слова.

(Работа с программой, запись правил)

Написание подобных слов учащиеся начальных классов запоминают. Особое место отводится формированию умений писать слова с сочетаниями жи, ши, ща, ча, чу, щу и т.к. написание этих слов не соответствует произношению. В процессе работы над написанием таких слов целесообразно вначале проводить зрительные, а также зрительно-слуховые упражнения, позднее слуховые.

 

· Как научить писать слова без пропусков и перестановки букв.

· Львов М.Р. Звонкие и глухие согласные, стр. 195.

· Львов М.Р. Слоги. Ударные и безударные. Перенос, стр.197.

· Соловейчик Проблема отбора слов для звукового анализа, стр. 91.

· Соловейчик. Фонетические ошибки и их причины, стр. 76.