МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ФОНЕТИКИ И ГРАФИКИ
Лекция
Цели:
- отметить роль усвоения фонетических знаний младшими школьниками;
- рассмотреть изучение материала по классам в соответствии с программой и учебниками;
- выяснить знания и умения младших школьников в изучении и совершенствовании знаний по фонетике и графике;
- определить круг упражнений, как способствующих развитию фонетических знаний и умений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жедек П.С. Звуковой и звуко-буквенный анализ на разных этапах обучения правосписанию. // Начальная школа. – 1991. - №9.
2. Львов М.Р. , Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1987.
3. Программы средней общеобразовательной школы. Начальные классы. Учебники для начальных классов.
4. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. – М., 1983.
Речевое развитие детей, их успешное обучение в школе находится в определенной зависимости от правильной организации и содержания работы над элементами знаний из области фонетики и графики.
Роль усвоения фонетических знаний велика:
1. С опорой на фонетические знания первоклассники овладевают процессом чтения и письма в период обучения грамоте.
2. Фонетические знания составляют основу правильного произношения слов.
3. Фонетические знания во взаимодействии с морфологическими и словообразовательными создают базу для формирования ряда орфографических навыков, например, для правописания проверяемых безударных гласных, парных глухих – звонких согласных в слове.
4. Фонетические знания необходимы для осознанного интонационного верного произношения предложений, соблюдения логических ударений, пауз и т.п.
5. Знание звукового состава слова важно для осознания его лексического значения и сознательного его употребления в речи. Например, слова стоит-стоит, мука-мука – различаются лишь ударением или формы слов руки-руки, реки-реки.
Мягкие и твердые согласные обусловливают лексическое различие слов лук-люк, флаги-фляги и т.п.
Вот почему изучение фонетики и графики занимает центральное место в 1-2 классах.
Рассмотрим соотношение по классам в изучении фонетики в программе.
(Работа с программой). Вывод записать в тетрадь.
В начальной школе не вводится определение звука, т.к. это довольно сложное понятие, тем не менее необходимо создать правильное научное представление о звуке. Ведущим приемом является наблюдение над произношением звуков в слове. Дети усваивают, что услышанное или произнесенное слово состоит из звуков, они учатся проводить слого-звуковой анализ слов.
Правильное представление звукового состава слова имеет большое значение для формирования навыка письма. При классификации звуков на гласные и согласные учитывается несколько признаков:
1) способ произношения;
2) характер звучания;
3) способность образовать слог.
Русское письмо звуковое, поскольку оно основано на том, что на письме звук обозначается буквой. Необходимо с 1-го класса учить распознавать звук и букву: первое мы слышим, второе мы пишем. Буква – это графическое изображение звука. Для формирования графических навыков учащимся необходимо знать, что:
· одна и та же согласная буква может обозначать на письме разные согласные звуки: дуб – дубы;
· буквы е,ё,ю,я обозначают два звука (когда?);
· буквы е,ё,ю,я после согласной обозначают мягкость этого согласного.
В 1 и 2 классах большое место отводится усвоению особенностей русской графики, и в частности, слоговому принципу обозначения мягкости и твердости согласной на письме. Для формирования умения правильного обозначения мягкость и твердость согласных гласными буквами большое значение имеют следующие условия:
1. Различение мягких и твердых согласных звуков в слове и правильное их произношение вне слова. Например, Нина н, н - разные звуки.
Развитию такого умения способствует неполный звуковой разбор: называть согласный звук, говоря, твердый он или мягкий.
2. прочные знания, что мягкость и твердость обозначают соответствующим гласным звуком.
Наиболее эффективными являются слуховые упражнения, в частности слуховые диктанты. Сначала диктант с объяснением (какой согласный в слоге, какую букву написать).
На конце слов мягкие согласные обычно обознач.ь. Ознакомление с правилом проводится путем сопоставления по лексическому значению и по звучанию слов с твердым и мягким согласным на конце: мел-мелы, угол-уголь.
При записи слова ход рассуждения может быть таким: в слове «уголь» на конце Л, поэтому пишу Ь.
Большую трудность во 2 классе представляет усвоение правила об употреблении Ь в середине слова.
(Работа с программой, запись правил)
Написание подобных слов учащиеся начальных классов запоминают. Особое место отводится формированию умений писать слова с сочетаниями жи, ши, ща, ча, чу, щу и т.к. написание этих слов не соответствует произношению. В процессе работы над написанием таких слов целесообразно вначале проводить зрительные, а также зрительно-слуховые упражнения, позднее слуховые.
· Как научить писать слова без пропусков и перестановки букв.
· Львов М.Р. Звонкие и глухие согласные, стр. 195.
· Львов М.Р. Слоги. Ударные и безударные. Перенос, стр.197.
· Соловейчик Проблема отбора слов для звукового анализа, стр. 91.
· Соловейчик. Фонетические ошибки и их причины, стр. 76.