Праздники царской России. Празднование 1000 России в Новгороде.

Театрализованные представления послепетровской эпохи, память о которых дошла до нашего времени, были официозно-пышными дворцовыми зрелищами. Характерны даже их названия. В них — преувеличенно-торжественных, напыщенных, велеречивых и длинных — ощущается и время, и цели, которые преследовали их создатели, и стиль этих представлений: «торжественное представление, которое при праздновании высокого дня рождения ее императорского величества великия Государыни Елисаветы Петровны самодержицы всероссийския и проч. 18 декабря 1741 в Санкт-Петербурге показано было»; «Торжественный праздник о благополучном заключении мира между его величеством императором Петром Третьим и его величеством Фридериком Третьим, королем прусским перед новым Зимним домом на Неве реке июня 1762 года»; «Торжественная Россия, изображенная в пяти аллегорических картинках, в высочайший день рождения ея величества Екатерины Вторыя ноября 1770 года».

Известно, что первое из указанных представлений было в двух частях. Первая часть называлась «Цветущее состояние империи в мирное время, сила и слава России в военное время». Вторая — «Богатство империи, почтение государства в чужестранных землях».

Церемония была напыщенной, торжественной и отменно лживой. Она открылась долгой раболепной одой во славу Елизаветы (кстати, восседавшей здесь же на троне). После оды началось представление, сопровождаемое торжественной музыкой и световыми эффектами. В тексте, произносимом по ходу действия, Елизавета сравнивалась с богиней, ее лицо — с солнцем и т. д.

. Праздники царской России. Празднование 1000 летия России в Новгороде.

Официальный праздник всегда был ориентирован на событие, нес отпечаток идеологии и поддерживал пафос государственности. Лидерство главы государства в торжестве и его активное участие были непременным условием. Также строгим Указом Петра всем участникам празднества, согласно чинам, давали ролевые функции. Так описывает маскарад исследователь петербургских праздников Л.Н.Семенова: «После церемониала начинался маскарад и продолжался почти неделю. В нем участвовали до 300 придворных, чиновников, дипломатов и пр. лиц. В это время маскарады не были экспромтом. Все веселье было строго регламентировано и заранее утверждено царским указом. Каждому участнику маскарада предписана была своя форма одежды и присвоен свой номер. Маски должны были собираться и расходиться по указу. Уклонившимся грозило наказание». Особой гордостью Петра был Российский флот, поэтому неудивительно, что спуск каждого нового корабля на воду превращался в большое торжество, явка на которое высшей знати была строго обязательна.

Широко отмечались праздники – виктории. Эти торжества несут на себе особую смысловую нагрузку, настраивают на патриотический лад.

Высший свет и простые люди тяготели больше к традиционным праздникам, народным. Но петровские реформы жестко определили обязательства, новые манеры поведения, европейскую одежду, этикет и проч. Новое поведение было обязательным и на ассамблеях. Основным занятием были танцы. Участникам, в том числе и дамам, было не очень комфортно на светском развлечении. Не умели не только танцевать, но не знали, как сесть и как встать. Танцы на ассамблеях стали своеобразной «школой» бального танца. Впоследствии, ассамблеи превратились в знаменитые петербургские балы. Любимым развлечением Петра, от которого нередко страдали его приближенные, было также и катание на лодках.

Но наряду с новомодными празднествами, все-таки оставалась потребность и в народных гуляниях. В процессе «праздничной эволюции» традиционные народные гуляния трансформировались в петербургские столичные гуляния.

Гуляния разделились на два течения, одни стали высокосветскими, «единственно благородным людям приличествующие», другие же устраивались для народа, с участиями раешников, песенников, петрушечников, театральных трупп.

Городские гулянья, в отличие от деревенского праздника, больше тянущегося к обрядовости, состояло из набора различных традиционных развлечений, увеселений и зрелищ. Центром праздничной площади считались балаганы. В них разыгрывались для народа небольшие пьесы.

Катальные горы появились в конце XVIII века, став одним из любимейших развлечений. А вот первые карусели, не менее любимые горожанами, стали строить в начале века. Первую «кружильную машину» построили в Петербурге немцы, украсив ее блестками и стеклярусом, китайскими фонарями и «диковинными» сиденьями, изображавшими богатые барские сани и «удивления достойных» зверей (льва, слона, лебедя). Столичные народные гулянья вобрали в себя и элементы традиционной обрядовости - к примеру, карусель - магический круг «как отражение фольклорного пространственно-временного континуума» (магический круг четко прослеживается в приеме иконописи Древней Руси), так и элементы привитой Петром новой культуры. Народные гулянья подчинялись традиционному народному календарю. Типу праздника соответствует определенное движение: композиция народного гуляния представляет собой некий круг, и движение идет по кругу, оно свободное, предполагающее выбор направления и ритм, а торжество официальное – имеет прямоугольную композицию, движение размеренное, просчитанное, прямолинейное.

Во время народных гуляний было принято «даровое» угощение за счет казны или благотворителей. Также продавались лакомства, шла бойкая торговля мелким штучным товаром. Вся торговля, предметы торговли, носила знаковый характер, соответственно теме определенного гуляния.

В екатерининское время колоритным атрибутом народных гуляний был также аттракцион, который назывался «травля и рванье быков». На подмостках лежали жареные быки, рога были позолочены. Вокруг били винные фонтаны. По специальному знаку толпа устремлялась к подмосткам, а самый ловкий, сумевший ухватить голову с рогами, становился героем праздника. Помост строили на Марсовом поле и перед Зимним дворцом. Этот аттракцион был ярким украшением столичных гуляний второй половины XVIII века.

Еще одна особенность петербургских гуляний связана с полиэтичностью Петербурга. Финны с чунками, немцы с пивом и пышными булками, цыгане с их танцами и хорами, итальянские и французские балаганы, немецкие елки на Новый год и т.д. были неотъемлемой частью праздничной культуры Петербурга.

В елизаветинскоевремя характер празднеств изменяется в сторону развлекательно-светских увеселений. Праздничные прогулки в каретах, а не в лодках, публичные обеды сменили концерты, «маскерады» - куртаги, охоты – загородные приемы и развлечения на воздухе.

В «Энциклопедии российских праздников» Воскобойникова В. и Голля Н. читаем, что дочь Петра, как впоследствии и другая великая царица Екатерина II, любила устраивать во дворце роскошные елки. Но петербургские жители приняли нововведение Петра лишь к концу XIX века. В 1852 году в Петербурге была устроена первая публичная елка. Иванов Е.В. в книге «Новый год и Рождество в открытках» приводит интересные факты о возникновении елки как символа Рождества. Древние германцы, далекие предки немецких протестантов, считали ель своим культовым деревом и посвящали ее своему богу Водану. С принятием христианства языческая символика была запрещена, но не полностью. В этих условиях ель получает вторую жизнь, но уже в качестве рождественского дерева.

Расточительную и необузданную роскошь екатерининских увеселений сменила строгость, стиль, четкость и дисциплина праздников Павла. Большое внимание придается цвету, форме, ритуалу, слову. Павловский стиль прослеживается в камерных приемах, музыкальных спектаклях, в гуляниях в садах. Ни один государственный праздник не обходится без блестящих парадов, с четкой выстроенностью, блестящей шагистикой. Особая роль отводится духовой музыке. Четырехгодичное правление Павла не оказало большого влияния на формирование праздничной культуры.

Некоторые фрагменты праздничных торжеств превратились в устойчивую традицию, например, праздничные фейерверки, салюты, пальба из пушек Петропавловской крепости, военные парады. Эти традиции перешли уже в XIX век.

Крупнейшим событием второй половины XIX века в Новгороде стало празднование 1000-летия российской государственности. Правительство приняло решение отмечать юбилей созданием специального памятника и установить его в Новгороде. На конкурсе проектов победил молодой скульптор Михаил Осипович Микешин. Первоначально предполагалось в нижней части памятника разместить бронзовые медальоны с изображением важнейших в истории России событий. В процессе работ по инициативе императора Александра 11 медальоны было решено заменить расположенным по всей окружности основания горельефом с изображением государственных, военных деятелей, деятелей культуры и церкви, внесшими наиболее значительный вклад в развитие русского государства. Для размещения памятника в кремле пришлось перенести стоявший на его месте памятник ополчению 1812 года. Его установили на городской площади перед недавно построенным зданием Дворянского собрания, предварительно благоустроив площадь. Открытие памятника "Тысячелетию России" состоялось 8 сентября 1862 года с участием императорской семьи, царского двора, иерархов Русской православной церкви и дипломатического корпуса. В здании Дворянского собрания по случаю праздника Александр II дал официальный прием и бал. Праздник вызвал в Новгороде интерес к его истории и культуре. В городе создается Общество любителей древности, священник Н.Г. Богословский закладывает Открытие памятника состоялось 8 сентября 1862 года. Подготовка к торжеству началась еще с ранней весны этого года. Новгород, находившийся к тому времени в запустении, оживился: появились тысячи рабочих, которые принялись ремонтировать здания, исправлять площади и улицы. Кремлевская площадь была перемощена. Здание присутственных мест приведено в порядок, к нему пристроили новые подъезды. Кремлевские стены и башни, пришедшие в ветхость, также были исправлены. По всему городу кипела работа. Готовились не столько к открытию памятника, сколько к ожидавшемуся приезду Александра II. По свидетельству одного современника, полковника Кренке, хорошо осведомленного в данном вопросе, в то время ходили слухи, что к, новгородскому празднику готовилось покушение на царя, и Александр II очень неохотно ехал в Новгород.

За неделю до начала торжества к Новгороду стали подходить войска, назначенные для охраны и участия в параде в день праздника. Войска состояли из разных родов оружия: пехоты, кавалерии, артиллерии, но исключительно гвардейские части. Только из Петербурга прибыло более б тысяч войск. Всего войск в Новгороде было сосредоточено около 10 тысяч человек. Главнокомандующим всеми собранными в Новгороде войсками был назначен великий князь Николай Николаевич. На время торжеств было учреждено Новгородское генерал-губернаторство. Вот при каких условиях Александр II решился на приезд в Новгород!

Открытию памятника старались придать вид народного торжества. О начале празднества возвестили 5 артиллерийских залпов. В день открытия памятника "Тысячелетие России" генерал Руднев преподнес "Альбом видов и древностей новгородских" (1862 г.) императору Александру II. Один из трех изготовленных альбомов был по случаю куплен Музеем Архитектуры в 1950-е гг., судьба остальных двух неизвестна.

На площади у памятника был устроен парад войск. К вечеру город, украшенный флагами, был иллюминован: 120000 шкаликов и плошек засветились по городу. Повсюду горели свечи, светились транспаранты, сжигались фейерверки. Для народа устроили гулянье с увеселительными развлечениями. Торжество продолжалось три дня.