Массовые празднества и представления в период Революции и гражданской войны. Первый «красный» календарь.

В год свершения революции и в годы гр. Войны, массовые театрализованные представления разыгрывались во многих городах России на площадях и улицах. Постановки того времени: «Пантомима революции»-в Москве, «Гимн освобожденного труда»-в Петрограде, «Борьба труда и капитала»-в Иркутске и др. Вахтангов мечтает поставить «Коммунистический манифест». Маяковский, Блок, Мейерхольд думают о театре великом, который смог бы выразить революцию

Митинг-концерт — одна из форм театрализованного концерта, популярная в первые послереволюционные годы. Митингам-концертам, сочетавшим политическую пропаганду с высокими образцами искусства, придавалось очень большое значение: в них неоднократно принимал участие В. И. Ленин.

Одной из действенных форм массового театрализованного представления в 1918—1919 годах стали «живые картины».

Конец 1920 — начало 1921 года характеризуется бурным ростом кружков самодеятельности в рабочих клубах. Если в 1920 году в сети Политпросвета было более ста кружков, то в 1921 году число их достигло 250.

Большую роль в создании кружков рабочей самодеятельности сыграли райкомы комсомола Ленинграда. По инициативе комсомольцев Ленинграда на базе кружков самодеятельности впоследствии возник ТРАМ, творческими руководителями которого стали М. Соколовский, Н. Львов и А. Горбенко — бывшие комсомольские кружковцы. Так в авангарде борьбы за новое массовое искусство встала рабочая молодежь, комсомольцы.

В основу революционных празднеств был положен «Красный календарь». Вот памятные даты пролетарской революции:

9 января — «Кровавое воскресенье».

17 января — День памяти К. Либкнехта и Р. Люксембург.

23 февраля — День Красной Армии.

8 марта — День работницы.

18 марта — День Парижской коммуны.

16 апреля — приезд В. И. Ленина в Петроград. 3 — 16 июля — Июльские дни. 6 — 7 ноября — Октябрьская годовщина.

22 декабря — День в память московского вооруженного восстания.

Необыкновенно ярко и живописно, по словам А. В. Луначарского, было отпраздновано в Петрограде 1 Мая 1918 года. Улицы и площади Петрограда украшали огромные плакаты и цветные полотна, изображавшие солдат Революции и людей труда (художник Н. Альтман). В эти дни на улицы и в рабочие клубы выехали 64 театральные труппы. Первым в ряду всенародных празднеств был Первомай 1918 го­да. В. И. Ленин в этот день выступал с речью перед демонстран­тами на Красной площади, присутствовал на военном параде на Ходынском поле и затем выступал на митинге латышских стрел­ков и работников Кремля.

1 Мая 1919 года, несмотря на сложность военной обстановки, Петроград тоже провел массовое празднество. По сообщению «Северной коммуны» (26 апреля 1919 года), «ввиду недостатка материалов город украшается только в 100 пунктах», из-за чрезвычайных осложнений с транспортом сокращался и план уличных зрелищ.

Тем не менее на рабочие окраины Петрограда выехали четыре платформы-сцены, на одной из которых разыгрывалась агиткомедия А. В, Луначарского «Петрушка», а на площади перед Народным домом Театрально-драматургическая мастерская Красной Армии осуществила постановку «Действа о III Интернационале» — первую военную массовую постановку под открытым небом. . И лишь маевка 1919 года и Петрограде внесла некоторое обновление: на Поле жертв Ре­волюции была воздвигнута наковальня, по которой ударяли (сим­волическая присяга) вожди проходящих колонн. Но к концу гражданской войны на смену суровому боевому характеру демон­страций приходят черты веселья и радости. Инсценируются ло­зунги на злободневные темы, в состав демонстрации включаются театральные бутафорские сооружения, которые либо обыгрываются, либо служат декоративным фоном. Видное место постепенно начинают занимать физкультурные группы и номера. А много поз­же они вырастают в отдельные самостоятельные части демонст­рации, в физкультурные парады-праздники

С необычайным размахом было проведено в Петрограде майское празднество 1920 года.

Для доставки артистических бригад профессиональных театров на окраины города были использованы трамваи. К вагонам (так называемому трамваю-театру) прикрепили платформы, на которых установили фанерные щиты и бутафорские фигуры, образующие сценическую площадку, где и выступали артисты (вспомните систему педжентов, родившуюся в площадном мистериальной театре) . Руководили этими своеобразными передвижными театрами крупные театральные деятели С. Э. Радлов, В. Н. Соловьев и другие.

Органично вошли в народное празднество и эксцентрические спектакли «Народной комедии», которой руководил С. Э. Радлов. Как пишет Д. Золотницкий, «лучшие качества цирковых комедий Радлова — площадная общедоступность, готовность к политсатире, жизнерадостный юмор, перекличка с залом-партнером — сполна проявили себя на первомайском празднике 1920 года. Вечером актеры «Народной комедии», разбившись на две бригады, завладели передвижными площадками — открытыми трамвайными платформами, убранными кумачовыми лозунгами, зеленью и электрическими лампочками. Платформы, взяв старт на Михайловской площади (нынешняя площадь Искусств), отправились поближе к рабочим окраинам, о прибытии актеров возвещал фанфарой конный герольд».

Кроме «Народной комедии», на «трамваях-театрах» выступала труппа Малого драматического театра, Красноармейская драматургическая мастерская, театральная труппа Военного комиссариата и еще семь театральных групп. В их репертуаре были классика, буффонные комедии типа «Любовь Петруши, который любит груши» и агитобозрения «Антанта», «Барыня-блокада», «Происки капиталистов», «Последний царь». В дальнейшем «трамваи-театры» стали сценическими площадками для выступления «теревсатов» — театров революционной сатиры.

В дни первомайских празднеств Центральная комиссия направила на улицы города 200 театральных трупп, а также группы артистов эстрады. Для доставки артистов на места, помимо «трамваев-театров», был мобилизован весь транспорт — автомобильный, гужевой, даже старинные линейки из царских конюшен. Центром праздника в эти дни был Летний сад и близлежащие парки.

В официальном сценарии, утвержденном Центральной комиссией, говорилось: «На верхней террасе Инженерного замка, лицом к Летнему саду, Военный комиссариат ставит фанфарный хор трубачей. На лестнице под террасой, силами политотдела военного комиссариата, под режиссерством Арбатова, исполняется трагедия Еврипида «Ипполит». На полукруглом пруду Летнего сада, на особо сооруженном плоту — хор Архангельского. Над Лебяжьей канавкой, у площади «спящей Психеи»,— опера Глюка «Королева Мая» в исполнении Академического театра оперы и балета. Площадка освещается прожектором через Неву из Петропавловской крепости. Направо от главного входа — спектакль труппы Всеобуча, налево — оркестр военного комиссариата. На площадке со стороны Фонтанки — раешник, на центральной площадке у Малого павильона — труппа политотдела ставит «Петрушку». В большом шоколадном павильоне — на берегу Фонтанки — кукольный театр. На перекрестках аллей — граммофоны с речами революционных ораторов. По всему саду ставятся оркестры военного комиссариата. На набережной Невы — хор Певческой капеллы. На Неве перед садом с трех военных кораблей сжигается фейерверк. По Неве, Фонтанке, Мойке, Лебяжьей канавке (рекам, обтекающим сад) плавают лодки с певцами и гитаристами».

. Эти представления и празднества, объ­единявшие тысячи активных участников и десятки тысяч зрите­лей, обычно назывались действами, мистериями, инсценировками.

Руководители и организаторы первых революционных празд­неств стремились создать грандиозные площадные инсценировки для масс рабочих и солдат и при непосредственном участии са­мого народа.

Иногда площадные представления строились по мистериальному принципу, т. е. действие их охватывало тысячелетние эпохи, модернизировались или пародировались библейские легенды и т. п. Но, разумеется, ничего религиозного в этих представлениях не было. Их значение заключалось в том, что перед многотысячной толпой в обобщенных, чаще всего плакатных или символических образах — Труда, Капитала, Революции, в действиях масс выявлялся смысл великого переворота.

О большом значении, которое придавала массовым театрали­зованным представлениям и праздникам молодая Советская Рес­публика, свидетельствует тот факт, что в декрете «Об объедине­нии театрального дела» от 26 августа 1919 года был специальный

пункт о народных гуляньях, предусматривавший необходимость руководства ими и всесторонней помощи со стороны Наркомпроса>. Тогда же при театральном отделе Наркомпроса была создана специальная секция по организации массовых гуляний и зрелищ.

С огромным воодушевлением трудящиеся нашей страны празд­новали первую годовщину Октябрьской революции. Это праздне­ство включало в себя митинг, народное шествие, театрализован­ные представления, концерты, открытие ряда памятников и мемориальных досок, бесплатное пользование кафе, театрами, кинематографами и многое другое. В этот день В. И. Ленин откры­вал памятник Марксу и Энгельсу, выступал с речью на открытии мемориальной доски борцам Октябрьской революции, присутство­вал на параде войск и демонстрации трудящихся на Красной пло­щади, был на театрализованном митинге-концерте работников ВЧК.

За Первомаем и Октябрьским празднеством в «красный кален­дарь» вошли Кровавое воскресенье (9 Января) и День Париж­ской Коммуны (18 марта).

Первые празднества Октябрьской революции качественно от­личались от всех имевших в истории место массовых празднеств. Именно в советских праздниках впервые совершилась «встреча праздника с действительной свободой, которая обусловлена, с од­ной стороны, самой высокой человеческой целью — обновление мира социальных отношений в направлении равенства, братства и счастья всех людей, а с другой — теми колоссальными трудно­стями, которые приходилось преодолевать для достижения этой цели»1.

Демонстрация в первые послереволюционные годы имела чисто боевой, политический смысл. Обрядовая сторона даже праздничных демонстраций ограничивалась в большинстве случаев шестви­ями с оркестрами и знаменами, пением.

Одна из распространенных форм демонстраций первых после­революционных лет — демонстрации протеста по поводу различ­ных международных политических событий. Такие демонстрации носили серьезный, строгий, иногда сатирический характер.

Партия и лично В. И. Ленин придавали огромное значение этой новой, чрезвычайно действенной форме массовой агитации. В марте 1919 года, в годовщину свержения самодержавия, Театрально-драматургическая мастерская Красной Армии разыг­рала в Народном Доме своеобразное игрище, или инсценировку, которая стала затем традиционным и самым интересным зрелищ­ным моментом празднеств и демонстраций. .

В инсценировке были заняты главным образом красноармей­цы—-непосредственные участники событий 1905 года — и солда­ты, бравшие в 1917 году Арсенал и штурмовавшие Зимний. На ос­нове их воспоминаний и был создан сценарий представления, по­лучившего название «Свержение самодержавия».

Вот как описывает своеобразное вступление, пролог постановки организатор этого представления Н. Г. Виноградов-Мамонт:

«Барабаны и баяны сыграли „боевую тревогу". Я взял штык, латунную гильзу и с этими атрибутами, небывалыми в истории театра, вышел на сцену. Мы — красноармейцы-фронтовики. Меж­ду боями выдался свободный денек. Решили сыграть спектакль на политическую тему. Кто актеры? Мы. Пьеса есть? Нет. Сами сочиняли. Где театральное помещение? Там, где бойцы сошлись, присели, запели — тут и театр. Декорация? Семь елок срубили, поставили на крестовины — вот и лес! А вместо театрального звонка — поднимаю гильзу трехдюймового артиллерийского снаряда, ударяю штыком. Первый звонок. Второй. Третий! Красноармейское действо „Свержение самодержавия" начинается».Успех представления у публики был огромным..

Подобного рода массовые представления начали организовы­ваться во многих городах Советской Республики: «Пантомима Великой революции» — в Москве, «Борьба труда и капитала» — в Иркутске, «Восхваление революции» — в Воронеже, «Поступь сво­бодных народов» — в Харькове, «Интернационал» — в Киеве, «Красные дни» — в Дербенте, «Апофеоз Труда» - в Самаре... В одном только Петрограде было осуществлено множество таких инсценировок. «Пантомима по случаю празднования IIIИнтерна­ционала» (11 мая 1919 г.), «Красный год» (ко второй годовщине Октября), «Кровавое воскресенье» (9 января 1920 г.), «Меч ми­ра» (ко второй годовщине Красной Армии), «Гибель Коммуны» (18 марта 1920 г.), «Огонь Прометея» (апрель 1920 г.), «Мисте­рия освобожденного труда» (1 мая 1920 г.), «Блокада России» (20 июня 1920 г.), «К мировой Коммуне» —в честь IIконгресса IIIИнтернационала (19 июля 1920 г.), инсценировка «В Красно­сельских лагерях» (8 августа 1920 г.), «Взятие Зимнего дворца» (к третьей годовщине Октября) и др.

Для осуществления массовых представлений выделялись не только остродефицитные материалы, но и еще более дефицитные продовольственные пайки (в виде дополнительного хлеба и пор­ции селедки), которые выдавались участникам инсценировок, при­ходившим на репетиции после рабочего дня. Это делалось в ту пору, когда еще шла гражданская война и на учете был каждый фунт хлеба, каждый гвоздь. В таких условиях тысячи самоотвер­женных участников под руководством режиссеров-новаторов соз­давали величественные представления, служившие действенным средством политического и художественного воспитания масс.

 

Одной из значительных постановок 1920 года была массовая инсценировка «К мирной Коммуне». Она была организована у портала Фондовой биржи в связи с приездом в Петроград деле­гатов Второго конгресса III Интернационала, в числе которых был В. И. Ленин. Организатор постановки —Петроградское теат­ральное отделение (руководитель М. Ф. Андреева), главный ре­жиссер— К. А. Марджанов, режиссеры — Н. В.Петров (1-ячасть), С. Э. Радлов (2-я часть), В. Н. Соловьев и А. П. Пиотровский (3-я часть), художник — Натан Альтман. В инсценировке участ­вовало около четырех тысяч красноармейцев, театральной молоде­жи и членов самодеятельных кружков,

Действие, по словам очевидцев, не ограничивалось только пор­талами биржи, а захватывало и ее боковые парапеты, и Ростраль­ные колонны на площади, и круглые сходы к Неве, и оба моста — Республиканский и Строительный, и самую Неву, где стояли мино­носцы, и Петропавловскую крепость, прожектора которой освеща­ли эту инсценировку. Около 45 тысяч человек собралось в этот вечер на мысе биржи, разместившись в полукруглом сквере и на трибунах, одна из которых была отведена гостям — делегатам Конгресса III Интернационала. Инсценировка закончилась к 4 ча­сам утра, произвела глубочайшее впечатление на собравшихся, в том числе и на западноевропейских революционеров1.

Величественной, впечатляющей была и инсценировка «Взятие Зимнего дворца», поставленная в Октябрьскую годовщину 1920 го­да. Она была осуществлена Политуправлением Петроградского военного округа. В представлении участвовало около восьми ты­сяч красноармейцев, матросов и театральной молодежи. По бокам арки Главного штаба были сооружены две площадки, украшен­ные гигантскими декорациями, соединенными дугообразным мо­стом. Одна площадка — «красных», другая — «белых». В качестве третьей площадки был присоединен подлинный объект октябрь­ского штурма — Зимний дворец.

«Грянул пушечный выстрел. На белой платформе вспыхнул свет и озарил обветшалые стены старинного зала. На возвышении Временное правительство с Керенским во главе принимает под звуки фальшивой „Марсельезы" знаки доверия со стороны быв­ших сановников, генералов и финансистов. На красной платформе, на фоне кирпичных фабрик, еще не организовавшийся пролетари­ат напряженно прислушивается. Неуверенно звучит „Интернацио­нал", потом уже — из сотен грудей: „Ленин, Ленин!.."

Пока на белой платформе течет время во всевозможных засе­даниях, на красной — пролетариат объединяется вокруг своих во­жаков. Следует изображение июльских дней и корниловщины. После этого Временное правительство, охраняемое лишь юнкерами да женским батальоном, бежит в Зимний дворец. Вот озарились окна этой последней цитадели Керенского. Красные, построив­шись в боевые дружины, указывают друг другу в сторону Зимнего дворца. Из-под арки Главного штаба ринулись броневики и вся Красная гвардия тогдашнего Петрограда. С Мойки — павловць*. С Адмиралтейского проезда — вооруженные матросы. Их об­щая цель — Зимний дворец. Из-под ворот этой осажденной крепо­сти слышится гул выдвигаемых орудий. Юнкера маскируют их огромной поленницей, и начинается исторический бой, в котором принимает участие и виднеющийся вдали крейсер „Аврора". В ос­вещенных окнах Зимнего дворца силуэты сражающихся... Трескот­ня пулеметов, выстрелы винтовок, грохот артиллерийских ору­дий... Две-три минуты сплошного грохота... Но нот взвилась ракета —и все мигом стихает, чтобы наполниться новыми звука­ми „Интернационала", исполняемого сорокатысячным хором. Над погасшими окнами дворца засветились красные пятиконечные звезды, а над самым дворцом взвивается огромный красный стяг... Спектакль окончен. Начинается парад красных войск...»1.

Инсценировку, показанную рабочим и красноармейцам, смот­рели сто тысяч человек

 

 

2.1.Зрелища Древнего Рима, как синоним понятия «праздник". Навмахии и Триумфы в Древнем Риме.

К зрелищам др. Рима относят Триумфы, Гладиаторские бои и Навмахии – Акцийские игры. Для зрелищ существовал Колизей. А до Колизея – Цирк. Их было 3. Большой древний цирк рассчитан на 250 мест, там проходили бега на колесницах. Прямоугольная песчаная арена. Арена – в переводе – песок. Места для зрителей по ярусам. Проводили цирковые игры. Сначала торжественная процессия людей, которые председательствовали на играх, под флейту и трубы, затем колесницы со слонами с изображением богов. Сделав круг по арене, занимали места. Консул бросал на арену белый платок, и начинались игры. Открывались ворота и начинались бега на колесницах с четверкой лошадей. Состязались от восхода до заката. Проводили эти состязания богачи, которые составляли общество из четырех партий: синих, красных, зеленых, белых. В эти цвета были одеты возницы. Тут появлялись болельщики. Представления были жестокими, Рим жаждал крови, осторожных освистывали. После забега – перерыв, где подавалась еда. Затем начиналась травля зверей. Звери терзали друг друга, затем людей. Эти люди - бестиарии (бестия – зверь), их набирали из пленных или смертников. Затем показывали дрессированных животных. После, для увеселения, все шли на Марсово поле – там театр, где, сидя на полу, актеров либо освистывали, либо вызывали на бис. Актеры – вольноотпущенные, в масках, обувь на платформе. Далее плясуны, акробаты, фокусники. Затем в цирке появился новый вид зрелища – гладиаторские бои.

Навмахии – новый вид зрелища, проходил в виде кораблей. Впервые в 46 году до нашей эры. На Марсовом поле вырыли водоем 400 на 500метров. Вокруг скамьи для зрителей. На воде настоящие корабли с вооруженными людьми. Корабли - один Римляне, другой – враги (костюмы). По сигналу Цезаря начинался бой. В чужих костюмах – пленные. Побеждали всегда Римляне. Участвовало до 2000 бойцов и гребцов. Инсценировка настоящих боев. Навмахии устраивал почти каждый правитель- и Нерон, и Тик. Каждый раз рыли новый водоем. Трупы разлагались в воде, там показывали чудовищных рыб. Водоемы засыпали или закрывали плотами, на которых могли проходить гладиаторские бои. Всегда собиралось много народа. Копали только на Марсовом поле.

Триумфы – великие. Массовые традиционные парады, спектакли. Народ – зритель. Связаны с победой над врагом, прославляли силу и могущество республики, боевых регионов. Давались триумфы, только если убито не менее 5000 человек. По постановлению Римского сената, предавалось большое значение. Триумфатор – центральная фигура. Все в его честь. Он ехал на яркой колеснице. Перед ним воины-победители с царем или представителем его семьи. Шествие шло по Риму, обязательно через 2 цирка, двигаясь к Капитолию, где триумфатор приносил жертву и посвящал Юпитеру все свои лавры. Все направлено на ослепление публики. За триумфатором шли Римские легионеры (войско). Они распевали фривольные песни: берегите своих жен, граждане, мы везем лысого бабника (это о Цезаре). Это для того, чтобы отвести зависть богов. Все напоминает военный парад.

Малые триумфы – Овации. Триумфатор входил в город пешком, рядом шли хлопальщики и шумно аплодировали. Менее натуралистично, но достаточно эффектно. Точное разделение зрелища и зрителя.

Акцийские игры – учредил император Август, желая превзойти О. И.. Первые в 186 году до н. э. А. И. собрали столько народу, что были отменены О. И.. Так же 1 раз в 4 года. Стадион стоял на Марсовом поле. Соревнования: бег, борьба, кулачные бои, метание диска и копья. В 86 году н. э. новшество – не только спортивные, но и творческие состязания музыкантов и певцов. Специально построен Одеон, первый концертный зал. Жестокая Римская публика в Одеоне освистывала артистов и заставляла драться, но потом привыкли. Награда – золотой венок. Римские зрелища – показатель упадка культуры рабовладельческого Рима. Лозунг богачей – предавайтесь зрелищам. Зрелища – натурализм, кровопролитие, фееричность. Воспитывались низменные чувства. Праздник утратил воспитательную сущность. Марсово поле раза в 3 больше нашего.