Средневековые представления о труде и стоимости в Западной Европе.

В христианской средневековой Европе общество делилось на три сословия (духовенство, знать, тружеников – «ораторес», «беллаторес», лабораторес»). Все сферы человеческих отношений, в т.ч. и хозяйственная попадали под влияние религии. Исследованием вопросов труда и его оплаты могут занимались только иерархи церкви.

Особое внимание привлекает трактат, канонизированного в XIX веке, Фомы Аквинского. «Сумма теологии» является систематическим изложением христианской доктрины, а равно всеобъемлющим собранием ходов богословской мысли католицизма. Она написана Фомой Аквинским в период с 1266-1273 года. Полная «Сумма теологии» содержит 38 трактатов, 612 вопросов, подразделенных на 3120 глав в которых обсуждается около 10000 аргументов.

Если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический виды, исходили из божественного (естественного) предназначения, но не отделяли эти виды друг от друга с учетом их влияния на достоинство человека в связи с занимаемым положением в обществе, то Ф. Аквинский «уточняет» это «доказательство» в пользу сословного деления общества. При этом он пишет: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям... Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям...».

«Справедливая цена» – это категория, которая в экономическом учении канонистов подменяла категории « стоимость » (ценность), «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты «объясняли», как правило, ссылками на трудовые и материальные затраты в процессе товарного производства.

Ф. Аквинский затратный подход назначения «справедливой цены» считает недостаточно исчерпывающей характеристикой. По его мысли, наряду с этим следует признать, что продавец может «по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе», и при этом она «не будет продана дороже, чем стоит владельцу», в противном случае ущерб будет нанесен и продавцу, который недополучит соответствующее его положению в обществе количество денег, и всей «общественной жизни».

Европейская D/S – модель раннего средневековья.

 

D1 – благородные (дворянство и духовенство), D2 – неблагородные (земледельцы, ремесленники, купцы). Стоимостнообразующими факторами (V) выступают: F1 – земля – в аграрно-климатическом и минерально-сырьевом отношениях; F2 – труд «неблагородных», т.е. третьего сословия.

Европейская D/S – модель позднего средневековья, основанная на цеховом производстве предполагала разделение товаров повседневного спроса и товаров роскоши, а также жесткий приоритет территориального сбыта товаров повседневного спроса.

 

 

D1 – благородные (дворянство и духовенство), D2 – неблагородные (земледельцы, ремесленники, купцы). S1 – товары повседневного спроса, S2 – товары роскоши. Представление о формирование стоимости во всем европейском средневековье можно выразить, через распространенную тогда поговорку: «Труд – отец богатства, а Земля его мать».