Аристотель Стагирит «Никомахова этика» – книга-наставление о счастье.

Ксенофонт «Домострой».

«Домострой» Ксенофонта является, может быть, первым европейским опытом литературной обработки теории домоводства. Разумеется, что домоводству и прежде учились, но знание достигалось практическим путем, без теории. «Домострой» по содержанию делится на две части: в первой речь идет о домашнем хозяйстве, во второй – о земледелии.

Экономические воззрения этого философа нашли свое выражение в его трактате «Домострой», в котором приводятся следующие положения:

Ø разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов имеет естественное (природ­ное) происхождение;

Ø природному предначертанию отвечает преимущественное развитие земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей;

Ø производительно может выполняться «наиболее простая работа»;

Ø степень разделения труда обусловлена, как правило, размерами рынка сбыта;

Ø всякому товару присущи полезные свойства (потребительная стоимость) и способность обмениваться на другой товар (меновая стоимость);

Ø деньги изобретены людьми для того, чтобы с их помощью осуществлялось товарное обращение и накопление богатства, но не ростовщическое обогащение.

Всякое искусство и всякое учение, а равным образом поступок (praxis) и сознательный выбор, как принято считать, стремятся к определенному благу. Поэтому удачно определяли благо как то, к чему все стремится.

В целях, однако, обнаруживается некоторое различие, потому что одни цели - это деятельности (energeiai), другие – определенные отдельные от них результаты (erga). В случаях, когда определенные цели существуют отдельно от действий (praxeis), результатам естественно быть лучше (соответствующих) деятельностей.

Так как действий, искусств и наук много, много возникает и целей. У врачевания - это здоровье, у судостроения - судно, у военоначалия - победа, у хозяйствования - богатство.

Поскольку ряд таких (искусств и наук) подчиняется одному какому-нибудь умению (dynamis) – подобно тому как искусство делать уздечки и все прочее, что относится к конской сбруе, подчинено искусству править лошадьми, а само оно, как и всякое действие в военном деле, подчинено искусству военоначалия, и таким же образом остальные искусства подчинены другим, - постольку во всех случаях цели управляющих (ark-hitektonikai) (искусств и наук) заслуживают предпочтения (hairetotera) перед целями подчиненных; в самом деле, ведь последние преследуют ради первых.

Даже если для одного человека благом является то же самое, что для государства, более важным и более полным представляется все-таки благо государства, достижение его и сохранение. Желанно (agapeloii), разумеется, и [благо] одного человека, но прекраснее и божественней благо народа и государств.

Трактат Марка Порция Катона «О земледелии». В трактате показано рабовладельческое поместье средних размеров, величиной в 240 югеров (60 га), в котором велось комплексное хозяйство, опиравшееся на оптимальную комбинацию культур, сочетавшее как труд рабов, так и свободных батраков, даны детальные советы об организации различных сельскохозяйственных работ, о количестве инвентаря и рабов на вилле.

Другое известное произведение – трактат Теренция Варрона «Сельское хозяйство» – отражает изменения, произошедшие в аграрном секторе Италии за сто лет.

Рабовладельческие поместья теперь приобрели большую специализацию и стали ориентированы преимущественно на рынок, появились крупные хозяйства величиной в 1000 югеров и более с большим количеством рабов и сложной организацией труда.

Отсюда античный вариант D/S – модели:

 

 

Для афинского полиса: D1 – граждане Афин, D2 – метеки

Для республиканского Рима: D1 – патриции, D2 – плебс.

Стоимостнообразующими факторами (V) выступают: F1 – земля – в аграрно-климатическом и минерально-сырьевом отношениях; F2 – труд свободных. Рабы, по общественной традиции этих социумов, в сферу человеческого потребления не входили.