ТЕМА 1: Основные задачи и цели стратегического планирования.

Конспект лекций учебной дисциплины

«Стратегическое планирование»

Раздел 1: Понятие и эволюция концепции стратегического управления

В связи с нарастанием динамизма экономических и социальных процессов, происходящих в обществе, быстрым изменением конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках, необходимостью обеспечения стабильного развития общества в долгосрочной перспективе все больше возрастает на макро- и микроуровне социально-экономической системы роль стратегического планирования.

Стратегическое планирование представляет собой особый вид практической деятельности людей – плановой работы, состоящей в разработке стратегических решений (в форме прогнозов, проектов, программ и планов), предусматривающих выдвижение таких целей и стратегий поведения соответствующих объектов управления, реализация которых обеспечивает их эффективное функционирование в долгосрочной перспективе, быструю адаптацию к изменяющимся условиям внешней среды.

Стратегическому планированию присущи следующие характерные черты:

§ устремленность в среднесрочную и долгосрочную перспективу (на период более одного года);

§ ориентация на решение ключевых, определяющих для планируемой системы целей, от достижения которых зависит ее выживание;

§ органическая увязка намеченных целей с объемом и структурой ресурсов, требующихся для их достижения;

§ учет воздействия на планируемый объект многочисленных внешних факторов, оказывающих на него позитивное или негативное влияние и разработка мероприятий в максимальной степени ослабляющих их негативное влияние либо нейтрализующих их действие, либо использующих позитивное влияние этих факторов для успешного решения стратегических задач планируемой системы;

§ адаптивный характер, то есть способность предвидеть изменения внешней и внутренней среды планируемого объекта и приспособить к ним процесс его функционирования.

Основная цель стратегического планирования на микроуровне заключается в моделировании будущей успешной деятельности предприятия. Стратегические планы определяют основные направления развития предприятия, в них обозначаются определенные «ниши» для хозяйственной деятельности, которые в дальнейшем подлежат заполнению средствами оперативного планирования.

Стратегическое планирование предполагает установление целей и увязку этих целей с ресурсами, которые будут использованы для их достижения. Поскольку эти цели и характер использования ресурсов влияют на перспективное развитие организации, стратегическое планирование ориентировано в будущее.

Отсутствие планирования ставит предприятия в такое положение, когда они:

§ не понимают будущих задач;

§ не умеют рассматривать хозяйствование как непрерывный процесс, где текущие действия органически связаны с будущими;

§ теряют ориентацию в хозяйственном мире, так как руководствуются только краткосрочными интересами и не понимают общего смысла происходящих событий;

§ не в состоянии определить основные потребности рынка;

§ оказываются в более слабой позиции по сравнению с другими участниками рыночной деятельности.

Применение стратегического планирования создает важнейшие преимущества в функционировании предприятия:

· подготавливает предприятие к изменениям во внешней среде;

· увязывает его ресурсы с изменениями внешней среды;

· способствует более рациональному распределению ресурсов;

· проясняет возникающие проблемы;

· стимулирует управляющих к реализации своих решений в дальнейшей работе;

· координирует работу его различных структурных подразделений;

· создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;

· увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией;

· четко формализует обязанности и ответственность участников фирм;

· улучшает контроль в организации.

Эти обстоятельства наполняют новым содержанием понятие «стратегическое планирование» и определяют его также как способ реализации стратегии, принятой хозяйствующим субъектом.

Таким образом, можно констатировать, что стратегическое планирование – это процесс моделирования эффективной деятельности предприятия на определенный период функционирования, с установлением его целей и их изменений в условиях неопределенности рыночной среды, а также определение способа реализации этих целей и задач в соответствии с его возможностями.

Если стратегия предприятия представляет собой некое видение хозяйствующим субъектом места и роли предприятия на рынке товаров, реализуемых им, то стратегическое планирование – это конкретное указание на способ достижения этого состояния. Оно базируется, с одной стороны на целях и задачах, поставленных в ходе разработки стратегии, а с другой стороны – на прогнозах по различным областям общественного развития (экономика, наука, техника и технология, демография, экология и т.д.).

Прогнозирование – это важнейшая процедура стратегического планирования развития национальной экономики в целом и ее отдельных звеньев и структурных элементов. Оно является одной из форм плановой деятельности, состоящей в научном предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент будущего, основанное либо на анализе тенденций социально-экономического развития объекта за соответствующий по сравнению с периодом прогноза период в прошлом и экстраполировании этих тенденций (генетический подход) либо на использовании нормативных расчетов (нормативный или целеполагающий подход). Содержанием стратегического прогнозирования является разработка селективных, долгосрочных и среднесрочных прогнозов, касающихся национальной экономики в целом и ее составных подсистем и элементов.

Под стратегическим прогнозом понимается эмпирическое или научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта прогнозирования в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления.

Стратегическое прогнозирование выполняет две функции. Первая из них – предсказательная(описательная). Она состоит в описании возможных или желательных перспектив, состояний объекта прогнозирования в будущем. Вторая, непосредственно связанная с первой – предписательная(предуказательная). Она состоит в подготовке проектов решения различных проблем планирования, использовании информации о будущем в целенаправленной деятельности различных субъектов управления.

Подчеркивая значимость стратегического планирования, можно отметить, что стратегическому планированию присущи степень неопределенности, временная ориентация процесса планирования и определенный горизонт планирования.

Степень неопределенности на отечественных предприятиях обусловлена как рыночными условиями, так и настоящим историческим моментом, для которого характерны нестабильность политики и экономики и несовершенство инфраструктуры рынка и законодательных актов, касающихся производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Степень неопределенности может быть высокой, средней и низкой, что обусловливает уровень рисков (производственных, предпринимательских, коммерческих, финансовых и др.). В зависимости от оценки уровня неопределенности необходимо предусмотреть соответствующие меры по снижению рисков.

Отметим, что в настоящее время концепция стратегического планирования полностью заместилось концепцией стратегического управления. К факторам «перехода» от стратегического планирования к стратегическому управлению обычно относят следующие (согласно Г. Минцбергу и И. Ансоффу):

1) объективный существенный рост изменчивости и сложности внешней рыночной среды организации. Организацию нельзя рассматривать только с помощью одной выделенной функции управления;

2) стратегическое планирование (strategic planning) не является стратегическим мышлением (strategic thinking), и поэтому успешные стратегии – это всегда удачное стратегическое видение (vision), но никак не стратегические планы.

3) субъективные трудности его применения (заданность сверху, «дорогие» специалисты, большая длительность разработок и т.д.);

4) стратегическое планирование из реальной бизнес-практики, особенно на первом этапе своего развития, фактически сводилось к стратегическому программированию (strategic programming). To есть, как правило, к формализации и детальной проработке стратегий или стратегического видения допускались те стратегии, которые уже были приняты и уже осуществлялись.

5) достаточно широкое субъективное осознание реальной недостаточности эффективности стратегического планирования;

6) новые методы решения стратегических проблем развития организаций, которые были предложены и внедрены в бизнес-практике;

7) новое понимание стратегии, представленное в трудах А.Чандлера, Г. Саймона, И. Ансоффа, Г. Минцберга и других крупных исследователей, которое полностью изменило суть концепции.