Административные преобразования.

Экономические преобразования.

В. Реформы Петра I.

Первая реформа городская. Была проведена в 1699-1700 гг. для подготовке к войне со Швецией. В Москве создавалась Бурмистрская палата (вскоре она была переименована в Ратушу), а в остальных городах были созданы Земские избы. Цель реформы состояла в превращении Ратуши и земских изб в ответственных сборщиков налогов. Рату­ша превратилась в центральное казначейство. В 1717 г. государство отказывается от монополии на продажу за границу ряда ходовых товаров. Владельцы мануфактур освобож­дались от службы. В 1721 г. владельцам мануфактур предоставляется право покупать к предприятиям крепостных (посессионные крестьяне). Значитель­ная часть государственных крестьян была приписана к казенным мануфактурам (приписные крестьяне). В 1722 г. указом царя владельцы мануфактур получили право не возвращать помещикам беглых крестьян, овладевших мастерством. В итоге промышленная политика правительства способствовала увеличению числа мануфактур, что, несомненно, является успе­хом в развитии производительных сил. В тот же период Петр I проводит политику меркантилиз­ма, поощрявшую развитие промышленности и накопление средств за счет активного баланса внешней торговли (преобладание выво­за товаров за границу над ввозом их в страну). Основной частью этой политики являлся протекционизм - экономическая политика государства, целью которой было ограждение национальной эко­номики от иностранной конкуренции посредством введения вы­соких пошлин на ввозимые в страну товары. Принятый в 1724 г. Таможенный тариф устанавливал правило: чем больше товаров выпускали русские мануфактуры, тем более высокая пошлина взи­малась при ввозе аналогичных товаров из-за границы. Указом 1722 г. городские ре­месленники были объединены в цехи. Сделано это было с целью организованного использования труда разрозненных мелких про­изводителей для изготовления изделий, необходимых армии и флоту.

Система управления уездами из центра, которая сложилась в XVII в., не обеспечивала эффективной борьбы с бегством крес­тьян. Приказы и подчиненные им воеводы плохо справлялись со сбором налогов. Это заставило Петра I в 1708-1710 гг. провести областную реформу. Суть ее состояла в том, что теперь вся страна была разделена на 8 губерний: Московскую, Ингерманландскую, Смоленскую, Киевскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Во главе губернии стоял губернатор, который обладал всей полнотой административной и судебной власти, а также был главнокомандующим всеми войсками, расположенны­ми в губернии. Губернии делились на провинции, а провинции на уезды. Последствия реформы: Эта реформа увеличила штат чиновников, а следователь­но, увеличились налоги и сборы. Ратуша как центральное казначейство страны утратила свое значение, так как ее функции перешли в ведение областной адми­нистрации. К 1719 г. изменилась структура областной администрации. Вместо губерний основной единицей административного управ­ления стала провинция. Их было около 50. Деление на губернии сохранилось, но во власти губернаторов осталось управление гу­бернским городом и командование войсками. По всем вопросам теперь провинциальные воеводы обращались непосредственно в коллегии и Сенат.

В 1711 г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Члены Сената назначались царем. Все лица и учреждения обяза­ны были беспрекословно выполнять сенатские указы. Сенат об­ладал широкими правами: он контролировал правосудие, руково­дил финансовыми расходами и сбором налогов, ведал торговлей, назначал воевод. Одновременно с Сенатом Петр I создал долж­ность фискалов, обязанность которых состояла в негласном над­зоре за деятельностью учреждений.

В период 1717-1721 гг. была произведена замена приказов коллегиями. Функции существовавших 44 приказов стали выпол­нять 11 коллегий. Военная, Иностранных дел, Адмиралтейство, Камер-коллегия (руководила сбором налогов). Штатс-контор-коллегия (распоряжалась доходами), Ревизион-коллегия (занималась контролем за расходами и доходами), Мануфактур-коллегия (ру­ководила легкой промышленностью), Берг-коллегия (занималась горным делом), Коммерц-коллегия (ведала внешней торговлей). Вотчинная коллегия (руководила земельными делами), Юстиц-коллегия (управляла местными судебными учреждениями). На правах коллегий находились созданные Главный маги­страт и Синод. Главный магистрат (1720 г.) руководил городскими магистратами, члены которых избирались "из дельных и лучших в купечестве". Фактическая власть в Главном магистрате находи­лась в руках богатых купцов. Члены городских магистратов избирались пожизненно и за хорошую работу могли быть пожалованы в дворянство. При коллегиальной системе было более строгое распреде­ление обязанностей между центральными ведомствами. Решения в коллегиях принимались большинством голосов. В состав колле­гии входили: президент, вице-президент, 4 советника и 4 асессо­ра. Коллегии располагали не только административными права­ми, но и судебными функциями. Коллегиям подчинялись губерн­ская, провинциальная и уездная администрации. Весь внутрен­ний распорядок коллегии строился в соответствии с Генеральным регламентом. Каждая из коллегий имела свой особый регламент с перечислением конкретных обязанностей.

В 1722 г. при Сенате была учреждена высшая в стране дол­жность генерал-прокурора, а в коллегиях - должность прокуро­ров. Обязанность прокуратуры состояла в осуществлении гласно­го надзора за деятельностью Сената и коллегий. Прокуроры, за­метив нарушение законности, должны были тут же его устранить. Генерал-прокурора Петр I называл "оком государевым". Первым генерал-прокурором Сената был Павел Ягужинский.