Психология и педагогика» Лекции читал Береговой Юрий Михайлович 01.04.2012 г.

Научный термин «Психология» появился в I веке. В XVII-XVIII веках сфера ее расширилась и связана она была с созданием сознательной и бессознательной психологии. В XX веке «Психология» уже приобрела свое начало как наука.

Общая психология исследует индивида, его процессы и личность.

1. Генетическая психология.

2. Возрастная психология.

3. Социальная психология.

4. Педагогическая психология.

5. Юридическая психология.

Методы психологии и характеристики.

1. Метод наблюдения – целенаправленное изучение действий и поступков личности.

- внешнее наблюдение

- внутреннее наблюдение (самонаблюдение)

- свободное наблюдение

2. Метод опроса – человек отвечает на вопросы.

- устный опрос

- анкетирование

- письменный опрос

- беседа (словесный), например, интервью

- тест (система знаний)

- эксперимент, как метод психологического исследования: естественный и лабораторный

3. Метод моделирования – путем простого наблюдения.

4. Метод анализа документов и результата деятельности.

5. Метод обобщения характеристик.

Физиология высшей нервной деятельности. Психология личности.

Нервная система состоит из 2-х разделов, центрального и периферического: центр головной мозг, спинной мозг, промежуточный мозг. ЦНС (центральная нервная система) – нейроны, аксоны.

Рецепторы – органические устройства, для восприятия различных видов энергии преобразование ее в энергию нервных импульсов.

Анализатор – относительно автономная органическая система, обеспечивающая обработку сенсорной информации через ЦНС.

Вес головного мозга 1400 грамм у мужчин, 1260 гр.у женщин.

Левое полушарие отвечает за письмо, память, логику. Правое полушарие отвечает за чувства и т.д.

Безусловный рефлекс – врожденный, генетический. Условный – приобретенный.

Человек – совокупность биологических и социальных свойств.

Личность – социализация человека.

Индивид – отдельный представитель человеческого рода.

 

Психологические процессы личности:

1. Ощущения – отражение отдельных свойств предметов и явлений.

Латентный период – это период между началом действия раздражителя и появлением ощущения.

Абсолютный нижний порог ощущения, ощущения которые мы начинаем воспринимать.

Верхний максимальный порог – это прекращение ощущений.

2. Восприятие – это есть процесс отражения предмета в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств.

3. Представления- наличие образов вне восприятия этих предметов.

Абстрактная логика: понятия и суждения.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на тех или иных предметах.

Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем.

Виды внимания: непроизвольное и произвольное.

Память – запоминание, хранение и последующее воспроизведение индивидом его жизненного опыта.

Виды памяти: мгновенная (0,1-0,5 сек.), кратковременная (20 сек.), оперативная (3мин.-3суток), долговременная, генетическая.

По особенностям запоминания различают: зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная.

Чувства – это переживаемые внутренние отношения к тому, что нас трогает.

Эмоции, настроение, аффекты, фрустрация, страсти и стресс.

Эмоции: стенические (настраивающие) и астенические (писсимизирующие).

Настроение – это длительное и устойчивое эмоциональное состояние.

Аффект - кратковременная бурнопротекающая чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция.

Фрустрация – состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное непреодолимыми препятствиями желаемой цели.

Страсть – это сильное, стойкое, длительное чувство поражающее энергию, направленную на достижение цели.

Увлечение – менее устойчивое и не связанное с основными жизненными установками жизни.

Стресс- состояние человека, которое возникает в ответ на экстримальное воздействие (стрессоры).

Различают психологические и физиологические стрессоры. Стресс может оказывать положительный или отрицательный эффект.

Воля – это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения направленное на преодоление трудностей: бывает побудительная и тормозная.

Самовоспитание: не расслабляться, преодоление трудностей должно быть целенаправленным, решение должно быть исполнено.