Психология и педагогика» Лекции читал Береговой Юрий Михайлович 01.04.2012 г.
Научный термин «Психология» появился в I веке. В XVII-XVIII веках сфера ее расширилась и связана она была с созданием сознательной и бессознательной психологии. В XX веке «Психология» уже приобрела свое начало как наука.
Общая психология исследует индивида, его процессы и личность.
1. Генетическая психология.
2. Возрастная психология.
3. Социальная психология.
4. Педагогическая психология.
5. Юридическая психология.
Методы психологии и характеристики.
1. Метод наблюдения – целенаправленное изучение действий и поступков личности.
- внешнее наблюдение
- внутреннее наблюдение (самонаблюдение)
- свободное наблюдение
2. Метод опроса – человек отвечает на вопросы.
- устный опрос
- анкетирование
- письменный опрос
- беседа (словесный), например, интервью
- тест (система знаний)
- эксперимент, как метод психологического исследования: естественный и лабораторный
3. Метод моделирования – путем простого наблюдения.
4. Метод анализа документов и результата деятельности.
5. Метод обобщения характеристик.
Физиология высшей нервной деятельности. Психология личности.
Нервная система состоит из 2-х разделов, центрального и периферического: центр головной мозг, спинной мозг, промежуточный мозг. ЦНС (центральная нервная система) – нейроны, аксоны.
Рецепторы – органические устройства, для восприятия различных видов энергии преобразование ее в энергию нервных импульсов.
Анализатор – относительно автономная органическая система, обеспечивающая обработку сенсорной информации через ЦНС.
Вес головного мозга 1400 грамм у мужчин, 1260 гр.у женщин.
Левое полушарие отвечает за письмо, память, логику. Правое полушарие отвечает за чувства и т.д.
Безусловный рефлекс – врожденный, генетический. Условный – приобретенный.
Человек – совокупность биологических и социальных свойств.
Личность – социализация человека.
Индивид – отдельный представитель человеческого рода.
Психологические процессы личности:
1. Ощущения – отражение отдельных свойств предметов и явлений.
Латентный период – это период между началом действия раздражителя и появлением ощущения.
Абсолютный нижний порог ощущения, ощущения которые мы начинаем воспринимать.
Верхний максимальный порог – это прекращение ощущений.
2. Восприятие – это есть процесс отражения предмета в целом, при их непосредственном воздействии на органы чувств.
3. Представления- наличие образов вне восприятия этих предметов.
Абстрактная логика: понятия и суждения.
Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на тех или иных предметах.
Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем.
Виды внимания: непроизвольное и произвольное.
Память – запоминание, хранение и последующее воспроизведение индивидом его жизненного опыта.
Виды памяти: мгновенная (0,1-0,5 сек.), кратковременная (20 сек.), оперативная (3мин.-3суток), долговременная, генетическая.
По особенностям запоминания различают: зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная.
Чувства – это переживаемые внутренние отношения к тому, что нас трогает.
Эмоции, настроение, аффекты, фрустрация, страсти и стресс.
Эмоции: стенические (настраивающие) и астенические (писсимизирующие).
Настроение – это длительное и устойчивое эмоциональное состояние.
Аффект - кратковременная бурнопротекающая чрезвычайно интенсивная эмоциональная реакция.
Фрустрация – состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное непреодолимыми препятствиями желаемой цели.
Страсть – это сильное, стойкое, длительное чувство поражающее энергию, направленную на достижение цели.
Увлечение – менее устойчивое и не связанное с основными жизненными установками жизни.
Стресс- состояние человека, которое возникает в ответ на экстримальное воздействие (стрессоры).
Различают психологические и физиологические стрессоры. Стресс может оказывать положительный или отрицательный эффект.
Воля – это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения направленное на преодоление трудностей: бывает побудительная и тормозная.
Самовоспитание: не расслабляться, преодоление трудностей должно быть целенаправленным, решение должно быть исполнено.