Сравнительно-историческая парадигма

Парадигмы лингвистического знания XIX-XX вв.

 

Понятие парадигмы появляется в 1963 г. в работе «Структура научных революций» американского ученого Томаса Куна.

Под парадигмами он подразумевает признанные всем научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.

Парадигма – это доминирующая форма научного мышления и его категориальный строй на определенном этапе развития науки, то есть то, что определяет круг проблем ученых конкретного периода.

 

Французский ученый Мишель Фуко ввел понятие «эпистемы» для описания истории науки. Эпистема— это исторически изменяющаяся структура, которая определяет условия возможности мнений, теорий или наук в каждый исторический период; структура мышления, выражающая образ мыслей, присущий определённой исторической эпохе.

 

Однако большинство ученых пользуются понятием «парадигма».

 

Основные положения учения о парадигме Томаса Куна.

Существуют несколько периодов существования парадигмы:

1)допарадигмальный – период накопления фактов, знаний;

2)парадигмальный – период нормальной науки, в который вводятся новые термины, понятия, описываются лингвистические законы и методы;

3)постпарадигмальный – ученых перестает устраивать определенная парадигма, не все факты могут быть описаны, в науке возникают противоречия.

 

 

Вся лингвистика делится на 4 основные парадигмы:

1.Сравнительно-историческая парадигма лингвистического знания: нач. 19 в. – нач. 20 в.

2.Структурная или структурно-семантическая парадигма лингвистического знания: нач.20 в. – вплоть до современности.

3.Трансформационно-генеративная парадигма лингвистического знания: существует только в Америке, появилась в 1957 г., автор – Ноэм Хомский. В нашей стране не представлена никак.

4.Когнитивно-коммуникативная парадигма лингвистического знания: образовалась в кон. 70 гг. 20 в.

 

 

 

Предпосылки возникновения:

1)расширение лингвистического языкового кругозора: ученые знакомятся не только с латынью, знают греческий язык, семитские языки (древнееврейский, арабский, сирийский), также санскритский и готский, но и пишут грамматики на европейских языках;

2)неудовлетворенность философскими рациональными общими теориями, оторванными от реальной картины мира;

3)связь языка с формами культуры, с народным мировоззрением на включение языка в мировой культурный контекст;

4)всеобщее распространение принципа историзма во всех науках (началось с биологии – с открытия Ч.Дарвиным теории эволюции.

 

В нач. 19 в. предпринимаются попытки сравнения языков. Эти попытки предпринимают следующие ученые:

 

Расмус Раск, в 1814 г. пишет работу «Исследование происхождения древнесеверного или исландского языка», в которой сравнивает древнеисландский язык с близко и далеко расположенными языками: с лапландским, славянским, латинским, греческим, кельтским, с языком басков; показывает, что с некоторыми языками этот язык связан теснее, с другими - более отдаленно.

 

Франц Бопп, в 1816 г. пишет статью «О системе спряжения санскритского языка», в которой сравнивает этот язык с латинским, греческим, персидским, германскими языками и делает вывод, что все индоевропейские корни должны быть простыми, от глаголов пошли существительные, потом местоимения (показывает на конкретных примерах).

 

Якоб Гримм (один из братьев-сказочников), знакомых с работой Расмуса Раска, в 1819 г. публикует Первый том немецкой грамматики. Выводит закон передвижения согласных. Пытается показать, какие звуки были в индоевропейских языках и как они потом перешли в древнегерманские языки, например, звук «р» постепенно, в несколько этапов, переходит в звук «f». Сравнивает между собой немецкий, английский, древнеанглийский и др.

 

Александр Христофорович Востоков, делает доклад в Петербургской Академии наук на тему «Рассуждение о славянском языке», который впоследствии становится книгой. Он заложил основы сравнительного славянского языкознания в России.

 

 

Языкознание постепенно выходит из философии:

1)терминология, понятия;

2)язык обосабливается на основании двух принципов – историзм и сравнение. На основании этих принципов создается сравнительно-исторический метод.

 

Эти положения развиваются в работах немецкого ученого Августа Шлейхера. В 1862 г. он пишет работу «Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков» (компендий – сокращенное изложение положений какой-либо науки), в которой он обосновывает несколько основных понятий:

1)понятие «реконструкция»: методом внешней реконструкции сравнивает различные языки, например, берет санскритское слово «agros» (поле), отмечает, что в латинском – это «ager», в готском – «akra»; делает вывод, что звук «k» появляется на основании звука «g», звук «s» является более ранним образованием, чем звук «o»; выводит некую праформу, которая, по его мнению, существовала в индоевропейском языке - «agras»;

2)вводит понятие «праязыка»: все языки, скорее всего, появились из одного языка (в виде дерева) делает предположение, что древние народы двигались с территории Азии на территорию Европы, и языки постепенно преобразовывались;

3)«теория родословного дерева» - самая первая классификация индоевропейских языков; в настоящее время носит название «генеалогическая классификация языков».

 

Идеи сравнительно-исторического языкознания развивает школа младограмматиков, появившаяся в Германии.

Ее представители: Август Лескин, Карл Бругман, Герман Остгоф, Герман Пауль.

Какие-то идеи они берут у А.Шлейхера, какие-то развивают самостоятельно:

1)метод внутренней реконструкции: не сравнивают разные языки, описывают реконструкцию одного языка, пытаются интерпретировать факты, встречающееся в разных временной период, например, в русском «пеку – печешь», корень пек- или печ-, выводят славянскую форму;

2)учитывают диалектные формы языка, обращают внимание на фольклор, психологию того или иного народа.

Самым значительным представителем этого направления является Герман Пауль, который в своей работе «Принципы истории языка» обосновывает позицию младограмматиков, вводит понятие аналогии, говорит о двух ступенях отклонения семантического значения – по звуку и по ассоциации (метафора и метонимия построены на ассоциациях).