Моделирование как метод научного познания

Модели социального прогнозирования

Технология моделирования,

Лекция № 7

1. Моделирование как метод научного познания………………………………1

2. Формы, виды и этапы моделирования……………………………………….3

3. Роль моделирования в социологии…………………………………………...5

Литература

1. Буданов В.Г. Методология синергетики в постнеклассической науке и в образовании. – М.: ЛКИ, 2007.

2. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г. Синергетика и прогнозы будущего. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

3. Малинецкий Г.Г. Математические основы синергетики. Хаос, структуры, вычислительный эксперимент. – М.: КомКнига, 2005.

4. Плотинский Ю.М. Визуализация информации. – М., 1994.

5. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. – М.: Логос, 1998.

6. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. – М., 1998.

7. Тихомиров Н.П. и др. Моделирование социальных процессов. – М., 1993.

8. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. – М.: Инфра-М, 1998.

9. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. – М.: Логос, 2005.

Моделирование в научных исследованиях стало применяться еще в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию, физику, химию, биологию и, наконец, общественные науки.

Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ-ый век. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.

Термин «модель» широко используется в различных сферах человеческой деятельности и имеет множество смысловых значений. Рассмотрим только такие «модели», которые являются инструментами получения знаний.

Модель — эталон, стандарт, устройство, воспроизводящее, имитирующее строение, функции, действия какого-либо другого устройства (при испытаниях); образ, аналог, схема некоего фрагмента реальности, объекта культуры, познания оригинала; интерпретация (в логике, математике).

С гносеологической точки зрения модель — заместитель оригинала в познании.

Модель - это такой материальный или мысленно представляемый объект, который в процессе исследования замещает объект-оригинал так, что его непосредственное изучение дает новые знания об объекте-оригинале.

Под моделированием понимается процесс построения, изучения и применения моделей. Оно тесно связано с такими категориями, как абстракция, аналогия, гипотеза и др. Процесс моделирования обязательно включает и построение абстракций, и умозаключения по аналогии, и конструирование научных гипотез.

Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей.

Модель выступает как своеобразный инструмент познания, который исследователь ставит между собой и объектом и с помощью которого изучает интересующий его объект. Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.

Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что многие объекты (или проблемы, относящиеся к этим объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.

Процесс моделирования включает три элемента:

1) субъект (исследователь);

2) объект исследования;

3) модель, опосредствующую отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.

Модель исследуемого объекта представляет собой систему материальных или идеальных (выраженных в знаках) элементов или их комбинацию, находящуюся в отношении подобия к объекту исследования и воспроизводящую структурно-функциональные, причинно-следственные и генетические связи между его элементами.

Наиболее существенными свойствами моделей являются следующие:

1. модель и оригинал всегда находятся в известном субъекту познания объективном соответствии;

2. в процессе познания модель замещает объект и сама становится объектом исследования;

3. модель в определенном отношении в упрощенной форме воспроизводит объект исследования;

4. она служит познанию объекта моделирования, средством получения новой информации об объекте;

5. знание, полученное на модели, может быть перенесено на оригинал.

К использованию моделей прибегают в тех случаях, когда приступить к непосредственному изучению интересующего объекта (по каким-то причинам) невозможно или когда это нецелесообразно (например, если связано со значительными трудностями).

Замещение объекта исследования моделью предполагает существование между ними объективной общности, которая основывается на диалектико-материалистическом принципе единства и взаимосвязи предметов и явлений действительности (онтологическое условие моделирования).