Вставьте пропущенные буквы. Назовите начальную форму глагола, вид, переходность, возвратность, наклонение, время, число, лицо, спряжение.

Определив спряжение глаголов, образуйте формы лица единственного числа, 3 лица множественного числа.

Глагол.

Спишите, раскрывая скобки и ставя местоимения в нужных падежах. Вставьте пропущенные буквы; укажите падеж местоимений.

 

1. Пред (он) река неслась широко; бедный ч..лн по (она) стр..мился одиноко.

2. Из тёмного леса (на) встречу (он) идёт вд..хнове..ный кудесник.

3. Снова тучи надо (я) с..бралися в т..шине.

4. Здесь тучи смире..но идут подо (я); сквозь (они), ни..вергаясь, шумят вод..пады; под (они) утёсов нагие гр..мады.

 

56. Спишите, устранив недочёты в употреблении местоимений.

1. Когда Дубровский убил медведя, Троекуров не обиделся, а велел содрать с (он) шкуру.

2. Мишутка пр..жимался к тёплой шее коня, ему было страшно в степи.

3. Вдруг Оля увидела в лучах пр..жектора маленькую девочку, она ст..яла как вкопанная.

4. Охотник снял к..лпач..к с г..ловы беркута и подбр..сил его в воздух.

5. Художник вынул к..ртину из рамы и отослал её на выставку.

6. Х..зяйка вынула письмо из ч..модана и отослала его на почту.

7. Охотник увидел барса, но он был не из трусливых. Он положил ружье, привязал собаку, взял рюкзак и побежал за ним. "Поймаю живым," — решил Мартын Павлович. Мартын Павлович накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.

 

57. Составьте словосочетания типа «глагол + отрицательное местоимение».

Образец: Сообщить некому

 


Посоветоваться ….;

не испугался ….;

не догадался….;

рассчитывать….;

идти….;

беседовать….;

торопить….;

не преподнёс….;

не радовался….;

не встретил….;

встречаться было….;

не слушал….;

слушать было….

Я не говорил…. .

Разговаривать было … и …. .

……не было слышно в комнате.


 

58. Устраните двусмысленность и нелепость, связанные с неправильным употреблением личных местоиме­ний.

1. В комнате, возле печки, стояла девушка; она была жарко натоплена. (Бедная девушка!).

2. Отец умер, когда ему было девять лет.

3. Народ не знает, против кого надо бороться. Они не знают, кто их главный враг.

4. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и держала ее там, пока она не кончилась.

5. Молодежь осталась довольна концертом, они просили почаще устраивать такие встречи с артистами.

6. За дорогой на вершине холма — хвойный лес, а на его склонах раскинулись луга.

7. Мальчик дал щенку тушеного мяса, и он за несколь­ко секунд съел его. (Какой ужас!).

8. Эту селедку дала мне продавщица Люба, ввиду жары она уже припахивала.

Колоть, прятать, поддержать, брить, видеть, терпеть, править, молоть, мелить, стелить, клеить, будить, быть, вырасти, вырастить, бороться, деться, зависеть, пожалеть, стонать, кормить, заметить, назначить, возненавидеть.

  1. Заунывный ветер гон…т стаю туч на край небес, ель надломленная стон…т, глухо шепч…т темный лес.
  2. Кто пряч…т прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу.
  3. Не плачь, не морщь опухших губ, не собирай их в складки.
  4. Владимир и писпл бы оды, да Ольга не читала их.
  5. Пыш…т пламя в лицо.
  6. В ущелье и провалы нисход…т ночь.
  7. Лес замира…т, мле…т в зное.
  8. Ветер вдаль меня влеч…т.
  9. Ветер, ласковый и сонный, едва колебл…т паруса.

 

Некоторые глаголы образуют форму настоящего (будущего) и прошедшего времени от различных основ (иду, шел). Необходимо запомнить, как располагается ударение в личных формах ряда глаголов.

С ударением на корне принято произносить глаголы:


закупорит

закупорят (от закупорить)

заплесневеет

заплесневеют (от заплесневеть)

ходатайствует

ходатайствуют (от ходатайст­вовать).


С ударением на суффиксе произносятся глаголы:


Избалует

из­балуют (от избаловать)

бомбардирует

бомбардируют (от бом­бардировать)

запломбирует

запломбируют (от запломбиро­вать)

премирует

премируют (от премировать)

формирует

формируют (от формировать).


С ударением на окончании произносятся глаголы:


звонит

зво­нят (от звонить)

облегчит

облегчат (от облегчить)

одолжит

одолжат (от одолжить)

руководит

руководят (от руково­дить).


У ряда глаголов в прошедшем времени ударение подвижное.

Форма женского рода имеет ударение на окончании, все осталь­ные — на основе:

занял, заняло, заняли, но заняла;

начал, начало, начали, но начала;

понял, поняло, поняли, но поняла.

Глаголы класть и послать в прошедшем времени имеют неподвижное ударение:

клал, клала, клало, клали;

послал, послала, по­слало, послали.

Следует правильно произносить следующие глаголы в форме женского рода:

брала, взяла, дождалась, пережила, подралась, погнала, проспала, прокляла, сорвала, соврала, солгала.

· Ограниченное употребление глаголов в личной форме.

Письменному деловому общению свойствен неличный (безличный) характер изложения текста, что, вероятно, является языковым выражением того, что общение носит официальный характер. Выражается это в ограниченном употреблении глаголов в форме третьего лица, как правило, они употребляются в неопределенно-личном значении:

«Комиссией проведена поверка и установлено…»,

«Акт подписан членами комиссии и утвержден руководителем».

С этим же явлением связано и преобладание страдательных конструкций над формами действительного залога, например:

«Проектом предусмотрено сооружение здания, отвечающего мировым стандартам» (а не: «Московские организации поставят…»)

«Возможность ликвидации совместного предприятия прорабатывается Департаментом внешних связей Правительства Москвы»

(а не: «Департамент внешних связей Правительства Москвы прорабатывает…»).

· Неправильное употребление времени глагола.

В отличие от западноевропейских языков русский язык давно утратил разветвленную систему времени, заменив ее видовременной, поэтому в нем нет и согласования времен, как, например, в английском, французском, испанском. Однако обязательной является постановка в одном и том же времени однородных сказуемых, а иногда и глаголов в простых предложениях, входящих в состав сложного. Неправильным будет следующее построение фраз:

Вместо: Похожая оценка деятельности Петра I встречалась в «Медном всаднике», где он [Пушкин] говорит о славном правлении Петра.

Следовало написать: Похожая оценка деятельности Петра I встречалась в «Медном всаднике», где также говорилось о славном правлении этого императора.

Вместо: Эти люди имеют чин, их жизнь равномерно текла по своему руслу.

Следовало написать: Эти люди имеют чин, их жизнь равномерно течет по своему руслу.

Вместо: Изображение подобных офицеров мы видим еще в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Следовало написать: Изображение подобных офицеров мы видели еще в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

В последнем примере форма прошедшего времени глагола обусловлена наличием в предложении наречия еще, которое имеет здесь значение «уже», «до сих пор».

- Литературная норма употребления форм глаголов

Таблица 2

Неопределенная форма глагола Рекомендуемая форма (с чередованием гласных в корне)
полоскать полощет ( -ут)
плескать плещет (-ут)
колыхаться колышется (-ут)
колебать (-ся) колеблет (-ут) (-ся)
рыскать рыщет (-ут)
махать машет (-ут)
щипать щиплет (-ют)
глотать гложет (-ут)
кликать кличет (-ут)
кудахтать кудахчет (-ут)
мурлыкать мурлычет (-ут)
сыпать сыплет (-ют)

Таблица 3