Принцип восстановления цвето-тонального единства композиции

1) Дополнения должны быть легко узнаваемыми, но одновременно незаметными на оптимальном расстоянии для просмотра (около 1,5 метров).

2) При этом восполнения должны быть идентичны подлинным частям по своим цветовым и световым качествам. Это предполагает использование тождественных материалов живописи. Чем древнее памятник, тем меньше у реставратора оснований вторгаться в его структуру.

3) Необходимо соблюдать определенное качество тонировок, например, их обратимости.

Пример: работа Филатова Святитель Николай XVI век.

Категории утрат характеризуется по той роли, какую играли утраченные части изображения в его формально-образной структуре. Необходимо гасить интенсивность, к примеру, белого левкаса, который выглядывает на красном фоне.

Анти-пример: Филатов, Богоматерь и ангел (Благовещение).

В центре концепции — индивидуальный тип восприятия живописи. Всего есть 2 типа восприятия:

1) аналитическое, научное изучение памятника. Мысленно необходимо отделять подлинное от привнесенного. Предпочтительно минимальное реставрационное вмешательство.

2) эмоциональное восприятие художественного произведения как эстетического объекта (когда раскрывается его духовное содержание, выраженное в художественной форме).

Абсолютизация того или иного принципа не плодотворна.

Принципы реставрации могут быть частичными.

Общее:

1) Главная задача реставрации (по конференции 1968 года) признано освобождение памятников живописи от позднейших, не представляющих самостоятельной ценности наслоений и дальнейшая консервация памятника.

2) Реконструкция утраченных частей подлинника в широкой практике признана недопустимой. Допустим метод погашения — то есть нейтрализации утрат, но при условии, что тонированные участки небольшого размера и отличаются от авторской живописи.

Кто реставрировал Троицу?

Палехская школа — запись.

Императорская археологическая комиссия отправила Гурьянову, который реставрировал Троицу в 1904 году, но комиссии Грабаря не понравилось.

Затем ее реставрировал Чириков (1918-1919 гг.). Есть у Боброва

 

Вывод по анализу нашей с Алиной иконы:

Исходя из истории иконы и ее художественно-исторической ценности, при реставрации данного произведения следует ориентироваться на его анализ и придерживаться концепции минимального реставрационного вмешательства. Таким образом, действует принцип недопустимости реставрационно-живописных дополнений (археологическая реставрация), при котором ведущая роль отводится историко-археологическому содержанию произведения.

Данная икона, относящаяся ко второй половине XVIII-началу XIX века, уникальна своей иконографией, на изменение которой повлияли религиозно-политические причины. Исходя из этого рекомендовано сохранить культурные напластования, поскольку они свидетельствуют о бытовании памятника и его истории.

Международные нормативные документы (Нарские документы о подлинности памятников) отдают приоритет проведению консервации. Во время проведения работ следует максимально сохранить фрагменты авторской живописи в местах утрат (лик Богоматери, лик младенца, нимбы). Однако на ряде участков памятника допустимы небольшие тонировки (лики, нимбы). Также следует укрепить красочный слой в местах утрат, удалить поверхностные загрязнения и утоньшить потемневший слой олифы.