Принцип недопустимости реставрационно-живописных дополнений (археологическая реставрация)
Принцип сохранения только подлинных (авторских) частей древнего произведения
Принцип полного восстановления произведения в первоначальном виде
Базовые реставрационные концепции
Лекция №4.
29.09.11
Всякое реставрационное вмешательство, направленное на произведение искусства, не должно затрагивать его основное свойство (внутреннее единство художественного произведения, его худ.-образную структуру — авторский почерк и то, что определяет параметры какой-либо школы), также не следует затрагивать материальную структуру памятника.
Принцип восполнения утрат памятника характеризует не только всю реставрационную концепцию, но и стиль реставрации в каждом конкретном случае. Определяется степенью сохранности.
Научно-обоснованное восполнение утрат. Обычно методику реставрации определяет социальный заказ. Дуализм художественного произведения (двойственность образности и материальной структуры) приводит к тому, что акцент всегда смещается в ту или иную стороны. Необходима гибкая и стройная система.
Основная проблема — восполнение лакун и частей материальной структуры памятника. Является важной проблемой наряду со следующими проблемами:
1) восполнение утрат материальной структуры произведения
2) выявление и сохранение разновременных слоев для раскрытия живописи, а также распознание позднейших прописей
Основные методы восполнения утрат:
Проходит три исторические стадии.
а. произведение восстанавливается в полном виде, включая примитивное поновительство или возобновление
б. иконографическая реконструкция (иконографический метод Кондакова, работы Сахарова) — реставрируется так, как вышло из-под руки мастера
в. научно-обоснованная, исторически оправданная реконструкция. Нельзя делать, когда количество утрат превышает 30%, где неизбежны произвольные решения (например, в случае с Рублевым — если произведение — руина). Лучше ограничиться консервацией и удалением позднейших наслоений.
В последнем случае можно предложить реконструкцию — копию, максимально приближенную к оригиналу. Основным методом воплощения реконструкции — художественная стилизация в стиле оригинала. Иконографическая реконструкция предполагает стилизацию.
Любое восполнение утрат исключено. Приоритет — консервация. В основном на произведениях хорошей сохранности, желательно, на более древних вещах. Приоритет документально-исторической ценности памятника. Пример: Кубинская икона XVI века.
Ведущая роль отводится историко-археологическому содержанию.
Метод археологической реставрации обязывает реставратора в процессе раскрытия живописи сохранять, где это возможно, культурные напластования. Основной метод при этом — сохранение фрагментов, чинок и записей в местах утрат живописи.
Пример: Богоматерь Владимирская (конец XI — первая четверть XII вв.) была реконструирована в XVI веке (Чириков делал эту реставрацию под руководством Анисимова, это была экспериментальная реставрация). У нее на лике есть небольшая тонировка. Реставрационное вмешательство ограничено консервацией и удалением позднейших наслоений.
Пример: Апостол Павел, у которого "приставлена" голова (XVI и XVIII вв.).
Метод — Анисимов. Может возникнуть после эпохи кубистов, когда целостность образа уже разрушена. Когда образ формируется словно из фрагментов.
Метод расточки — насечки с целью разрядить темную олифу.