Право Древнего Китая
Общественный и государственный строй Древнего Китая
Периодизация истории Древнего Китая
1.На обширной территории между рекамиХуанхэ и Янцзы издавна проживали земледельческие племена.
В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из которых связан с царствованием определенной династии:
- царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н.э. до XII в. до н.э.;
- царство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н.э.;
- царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;
- царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.
В истории Древнего Китая можно выделить четыре периода, каждый из
которых связан с царствованием определенной династии:
- царство Шан (Инь) - с XVIII в. до н. э. до XII в. до н. э.;
- царство Чжоу - с XII в. до н. э. до 221 г. до н.э.;
- царство Цинь - с 221 г. до н. э. до 207 г. до н. э.;
- царство Хань - с 206 г. до н. э. до 220 г. н. э.
Процесс перехода от первобытнообщинного строя к классовому обществу в Китае был активизирован многочисленными войнами и покорением одного народа другим. Так как органы первобытнообщинного строя не были приспособлены для управления завоеванным народом, был создан специальный государственный аппарат.
2.Характерной особенностью развития древнекитайского общества являлось наличие в нем в течение многих столетий двух практически неизменных социальных институтов:
1) Традиционная крестьянская община, которая с одной стороны поддерживала своих сородичей, а с другой – жестко контролировала их мысли и поступки;
2) Развитый бюрократический аппарат, который выражался в существовании системы сложных социальных рангов.
Бюрократическая система управления совершенствовалась сменявшими друг друга династиями.
Общество и государство Древнего Китая были рабовладельческими. Рабы находились во владении как у частных лиц, так и у государства.
Господствующий класс составили жреческая знать, светская аристократия и аристократия подчиненных племен. Большую часть населения составляли свободные общинники.
Рабы не могли иметь ни семьи, ни имущества.
Основными источниками рабства были:
• захват пленных на войне;
• продажа в рабство за долги;
• обращение в рабство за некоторые преступления;
• получение рабов от подчиненных племен в качестве дани.
Земля считалась государственной собственностью и находилась в распоряжении царей. Все земли делились на две категории:
• общественное поле, которое обрабатывалось совместно всей общиной. Весь урожай поступал старосте общины и в конечном итоге посылался царю;
• частные поля, которые находились в индивидуальном пользовании семьи, не являясь, однако, собственностью их держателей. В частной собственности были рабы, дома, орудия труда.
В середине 4 в. до н.э. была проведена реформа сановника Шан Яна, которая узаконила продажу и покупку земли.
Также эта реформа ввела новое территориальное деление страны – на уезды. По реформе существовала круговая порука. Каждые пять крестьянских семей составляли первоначальную ячейку – пятидворку, во главе со старостой. Пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» - клан и т.д. – вплоть до округов и областей.
В 9 г. н.э. реформы Ван Мана – пытались запретить продажу земли, но не получилось.
Социальная структура Древнего Китая не была закрытой, существовала возможность выдвинуться из низов общества на крупные административные должности.
Во главе государства стоял царь-ван («сын неба»)
Царь обладал высшей законодательной и судебной властью, командовал войсками, являлся верховным жрецом, ведущим свою родословную от бога. Трон передавался по наследству, если тому не мешали обстоятельства.
Вану подчинялись высшие чиновники (дафу), а те, в свою очередь, имели своих подчиненных.
Одним из самых знаменитых правителей Древнего Китая был Цинь Ши-хуанди (259-210 гг. до н.э.), первый император династии Цинь. Он централизовал управление государством.
Китай был единственным государством Древнего Мира, где предпринимались попытки ослабить значение знати, в частности освободить государственный аппарат от ее влияния Назначение на государственную должность требовало определенных знаний от соискателя. Они должны были задавать конкурсные экзамены.
3. Источники права: обычаи, писаные законы, распоряжения правителя.
Древнекитайское право испытывало мощное влияние двух противоборствующих учений: конфуцианской религии и идеологии легистов. Приверженцы Конфуция считали главным регулятором поведения людей не закон, а нормы морали. Легисты (законники - Шан Ян и др.) настаивали на том, что жизнь подданных вана должна быть упорядочена с помощью общеобязательных законов, выражающих интересы государственной власти. В период правления династии Хань произошло слияние конфуцианства и легизма, что нашло свое отражение в новой концепции единства морали и закона, которые дополняют друг друга.
В эпоху Хань появляются многочисленные правовые сборники, которые содержали статьи о праве собственности, брачно-семейных отношениях, уголовном праве и процессе.
Таким образом, важнейшей чертой древнекитайского общества было наличие традиционной крестьянской общины и развитого бюрократического аппарата. В Древнем Китае циклически сменялись правящие династии, которые совершенствовали бюрократическую систему предшествующей династии, не ломая ее полностью. Древнекитайское право испытывало мощное влияние двух противоборствующих учений: конфуцианской религии и идеологии легистов.
Лекция-6