Парижский конгресс 10 страница

Развитие Германии и Италии определялось «планом Дауэса». Этот план позволял укрепить внешнеполитические позиции США, сделать Германию под эгидой США противовесом Англии и Франции. В соответствии с планом Дауэса США брали на себя вопрос о регулировании репарационных платежей Германии и предоставляли ей кредит на льготных условиях в размере 800 млн. марок.

Особое соглашение между Францией, Германией, Бельгией и Англией зафиксировало западные границы. В этот же период (середина 20-х гг.) начинается полоса признания западными державами Советской России.

Положительные сдвиги в экономике и международных отношениях не могли не сказаться положительно и на внутриполитической обстановке стран Европы и Америки. Относительно высокие темпы развития производства привели к сокращению безработицы, что, в свою очередь, способствовала сглаживанию социальных проблем, снижению уровня социальной напряженности.

Однако уже в 1929-1933 годам экономику Запада охватил самый крупный, разрушительный кризис в истории капитализма. В период этого кризиса мировое производство товаров упало на 44%, разорилось тысячи банков, более 100 тысяч предприятий, началась массовая безработица. Наивысшего уровня безработица достигла в Германии — около 50% активной рабочей силы. В США в период пика кризиса насчитывалось 17 млн. безработных. В этот период резко растет социальная напряженность, активизируются крайне левые и крайне правые политические организации.

В капиталистических странах Европы и США были выработаны различные модели выхода из кризиса. В США возобладал неолиберальный подход. В 1933 году после победы на выборах демократов был провозглашен «Новый курс» Франклина Рузвельта. Рузвельт выступил за определенное ограничение власти монополий, перераспределение материальных благ через систему налогов и государственных социальных программ в пользу бедных слоев общества.

«Новый курс» реализовался в системе конкретных экономических мероприятий. Государство особой системой мер стабилизировало финансы. В области промышленности государство установило контроль над объемом производства, ценами, трудовыми отношениями. В области социальной политики правительство устанавливало продолжительность трудового дня, легализировало деятельность профсоюзов. Широко оказывалась помощь безработным. Меры помогли и начиная с 1935 года экономика США начинает выходить из кризиса.

Принципиально иным путем происходило преодоление экономического кризиса в Германии. Особенность германского пути выхода из кризиса обусловлены многими причинами, но главной из них было поражение Германии в первой мировой войне и унизительные для нее условия Версальского мира. Под воздействием всех этих условий в Германии победил фашизм.

Фашизм зародился в Италии. Идейным отцом фашизма является бывший лидер итальянских социалистов Б.Муссолини, создавший первую фашистскую организацию в 1919 г.

Германский фашизм вырос из кружка под названием «Свободный рабочий комитет за достижение доброго мира». Этот кружок был создан рабочим Антоном Дрекслером. На базе этого кружка в 1919-1925 гг. под руководством А.Гитлера сформировалась национал-социалистическая партия Германии (НСДАП), первоначально довольно слабая.

В 1923-1933 гг. в период экономического кризиса начинает складываться массовая база фашизма. Под влиянием кризиса растут антикапиталистические и антидемократические настроения. В общественном сознании Германии того времени отчетливо определились 3 идеи: идея сильной власти, которая могла бы установить и обеспечить порядок, идея справедливой социальной политики, идея национального самоутверждения.

Эти идеи были подхвачены А.Гитлером, легли в основу политической программы национал-социалистической партии и помогли ей легальным путем прийти к власти. Огромную политическую и финансовую помощь Гитлер получил от крупного капитала, боявшегося большевистской революции в Европе. 30 января 1933 года А.Гитлер был назначен рейхсканцлером Германии. Германия вступила в период господства фашизма.

Разберемся же более внимательно, что за общественное явление фашизм. В идейном плане фашизм представляет собой национал-социалистическую идеологию. Теоретическим основанием национал-социалистической идеологии являются идеи расизма и элитаризма. Фашизм выдвинул теорию о превосходстве определенных народов над другими. В частности германский фашизм утверждал приоритетное положение в современном мире культуросозидающей расы — «арийцев», к которой были отнесены прежде всего немцы и ряд северных народов (шведы, норвежцы, датчане). Целостность расы, создание возможностей для ее развития объявлялось непреходящей ценностью. Поэтому личностное начало расценивается в фашизме как вторичное по сравнению с расово-этническим, национально-государственным началом. Вместе с тем, в идеологии фашизма существенное место занимает вождизм или принцип фюреризма, требующий безусловного подчинения масс своему конкретному руководителю, а создателей фашистских партий и государств наделяет сверхъестественными способностями. Значительную роль в идеологических построениях играет ницшеанская идея сверхчеловека, который в интересах своей расы имеет право преступать нормы общественной морали, созданной якобы для того, чтобы слабые могли господствовать над сильными.

На базе фашизма в Германии устанавливается тоталитарный политический режим правого толка. Понятие «тоталитаризм» происходит от латинского слова «totalis» (весь, полный, целый) и означает стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. В таком государстве существует единая всесильная партия, вооружённая единой идеологией и опирающаяся на тайную политическую полицию.

С помощью инструментов тоталитарного государства Германия приступила к преодолению экономического кризиса. В основе фашистской программы выхода из кризиса лежала идея государственного регулирования экономики. В качестве одного из важных инструментов этого регулирования был признан народнохозяйственный план. В гитлеровской Германии был разработан 4-летний план (1936-1940) развития народного хозяйства. Бюджетное финансирование направлялось прежде всего в военные отрасли экономики. В Германии был популярен лозунг «пушки — вместо масла».

Социальная политика фашистского государства была направлена на создание так называемого «народного общества», «общества социального равенства и богатства» для своей высшей, избранной нации. Богатство такого общества предполагалось создавать как за счет принуждения к труду своих граждан, так и нещадной эксплуатации тех народов, которые были объявлены второсортными, неполноценными. Отсюда вытекала идея о необходимости установления Германией мирового господства.

Реализация этой идеи во внешней политике привела к экспансионизму, венцом которого явилась вторая мировая война. Германия, как известно, потерпела поражение во второй мировой войне. После второй мировой войны в мире установился новый экономический и политический порядок.

Изменились отношения собственности. В капиталистических странах произошел переход от преимущественно индивидуализированной частной собственности к коллективным формам владению собственностью: акционерной, кооперативной и т.д. При этом собственность остается частной со всеми ее признаками и гарантиями.

Широкое акционирование предприятий за счет продажи акций мелким вкладчикам, в том числе рабочим и служащим этих предприятий привело к сглаживанию социально-классовой дифференциации общества, Доминирующее положение занял «средний класс». Этот класс заинтересован в социальной стабильности общества, в демократии и охране прав личности. Укрепились политические институты, расширилась возможность для влияния каждого гражданина на жизнь общества. Возрастают интеграционные процессы во всех сферах жизнедеятельности обществ, создаются многонациональные политические, экономические, религиозные и иные объединения и организации. На базе этих программ осуществляется строительство моделей «шведского» социализма, «германского» социализма и др., базирующихся на социал-демократической идеологии.

2. Одна из важных характерных особенностей XX века — это глобализациясоциальных и культурных процессов. Этимологически термин глобализация связан с латинским словом «глобус», то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов. Таким образом XX векрасценивается многими учеными и философами как век формирования глобальной, общепланетарной цивилизации.Однако глобализация процессов, это не только их повсеместность, не только то, что эти процессы охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализациейвсей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху, все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений. Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Таким образом глобальная цивилизация расценивается как качественно новый тип цивилизации, новый тип целостности духовной и материальной жизни.

Но будет упрощением считать, что глобализация – это всего лишь унификация. Хотя унификация, без сомнения, имеет место. Основой этой унификации является глобальное сотрудничество народов ирегионов, создание общепланетарной системы разделения общественного труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т.д. Однако наряду с системообразующими процессами в современном мире происходит процесс автономизацииобществ и регионов. Ученые отмечают, что реакцией на глобализацию является инстинктивное стремление различных сообществ к сохранению собственной идентичности. Это стремление особенно сильно проявляется в сфере культуры, национального и религиозного сознания. Поэтому следует признать, что целостность современной цивилизации не означает полной слитности, однородности, исчезновения своеобразия, специфики цивилизационных особенностей народов, государств и регионов. Напротив, целостность предполагает разнородность, гетерогенность жизнедеятельности современных сообществ. Но эти разнообразные автономные сообщества и регионы во всей возрастающей степени становятся зависимыми друг от друга в том смысле, что действия каждого из них во все возрастающей степени отражаются на положении и возможностях остальных частей системы. Таким образом целостность глобальной цивилизации состоит не только в том, что происходит слияние всех сообществ и регионов в некую единую общность, но прежде всего в том, что объективно, то есть независимо от сознания и воли людей происходит рост их взаимозависимости.

Такая взаимозависимость наиболее ярко проявляется в экономике. Развитие современных производительных сил, достижение приемлемого уровня экономического развития не мыслимо без активного участия в международном разделении труда, глобального обмена товарами и капиталами. Взаимопроникновение и взаимодополняемость экономик различных стран и регионов стало неодолимым требованием времени. Страны, которые в силу идеологических установок пробовали отгородиться от международного экономического взаимодействия, резко отстали от передовых индустриальных стран и в 80-90-х годах попали в полосу экономического и политического кризиса.

Всякая взаимозависимость активных субъектов предполагает их взаимодействие. Это взаимодействие происходит и в современной глобальной цивилизации. А это означает, что многие достижения ци-вилизационного развития, которые были осуществлены в силу определенных исторических причин в тех или иных регионах, в рамках отдельных региональных или национальных культур в условиях глобальной целостности получают все более широкое распространение и становятся компонентами этой целостности.

Признание ведущей роли взаимозависимости и взаимодействия в современных цивилизационных процессах позволило ученым сделать вывод, что преобладающей тенденцией глобального цивилизационного развития является не унификация, а межцивилизационный диалог.Этот диалог идет по многим каналам. Значительную роль в обмене достижениями между цивилизациями принадлежит торговле, культурным связям, миссионерской деятельности, туризму, научным экспедициям и т.д.

Известно, что диалог предполагает признание каких-то общих предпосылок, разделяемых всеми сторонами. Закономерно встает вопрос на базе каких предпосылок совершается современный общецивилизационный диалог? Многие историки склонны думать, что в этом диалоге на современном этапе преобладает западное влияние, и следовательно, основу диалога составляют ценности западной техногенной цивилизации. С этим мнением в определенной степени можно согласиться. В период колониальной и неоколониалистской политики происходила цивилизационная экспансия западной культуры по всему земному шару.

Однако в последние десятилетия все более заметным становится возрастающее значение для Запада результатов социально-экономического и культурного развития других обществ. Ярким примером такого влияния является так называемый «японский вызов», в основе которого лежит превосходство вторгающихся в западную экономику форм хозяйственной деятельности, выросших из соединения западной технологии с культурными традициями Японии. Аналогичные вызовы бросают Западу Южная Корея, Сингапур и другие страны Юго-Восточной Азии

3. Как отмечалось ранее, к началу XX века ведущие европейские державы завершили колонизацию огромных пространств Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии и Океании. В 1919 году на долю колоний и зависимых стран приходилось 72% территорий и 69,4% населения Земли. В наибольшей степени колониальной экспансии подвергся Африканский континент. Шесть «великих держав» Европы захватили в Африке 25 миллионов км2 земли, то есть пространство в 2,5 раза больше всей Европы и поработили свыше полумиллиарда (523 млн.) населения. Красноречивы следующие цифры: Франции принадлежала территория размером 10545 тыс. км2, Англии — 8973 тыс., Германии — 2459 тыс., Бельгии — 2337 тыс., Италии 2259 тыс., Португалии — 2076 тыс., Испании — 333 тыс. Формально независимыми оставались только Эфиопия и Либерия.

Параллельно с колонизацией происходил и процесс деколонизации ряда территорий. В начале XIX века большинство стран Латинской Америки обрели независимость.

Первая мировая война и последовавшие вслед за ней экономические и политические кризисы в ведущих колониальных державах способствовали подъему национально-освободительного движения. Однако в колониях еще не сформировались достаточно социальных сил, способных к победоносным выступлениям. В 1917 году политическую независимость обрели лишь три страны.

Интенсивный распад колониальной системы начался после второй мировой войны. В 1943-1959 годы независимость обрели 20 стран. В 1960-1970 годы — около 50 стран. За весь этот период на месте колоний и политически зависимых стран возникло около 100 новых суверенных государств.

В Азии наиболее впечатляющей была победа национально-освободительного движения над британским империализмом. Сначала колонизаторы разделили территорию Индии на два доминиона — Индийский Союз и Пакистан. В 1950 г. Индийский Союз стал суверенной Республикой Индией. Вслед за Индией свой суверенитет провозгласил и Пакистан.

Аналогичные процессы развивались в Юго-Восточной Азии. Сначала освободилась от власти Голландии Индонезия. В августе 1945 года во французском Индокитае вспыхнуло восстание под руководством Хо Ши Мина. В сентября 1945 года на территории Вьетнама повстанцами было провозглашено независимое государство — Демократическая Республика Вьетнам. Французские колонизаторы не хотели смириться с потерей Индокитая. Они развернули военные действия и попытались силой восстановить свой бывший статус метрополии. В 1954 году в результате крупных военных поражений французы подписали Женевские соглашения, в которых признали суверенитет Вьетнама. За год до этого в 1953 году получили независимость два других государства французского Индокитая — Камбоджа (Кампучия) и Лаос.

Наиболее интенсивно процесс деколонизации в 50-60-х годах проходил в Африке. Начался этот процесс на севере континенте. С севера волна национально-освободительного движения двинулась на юг и прокатилась по Западной, Центральной и Восточной Африке.

1960 год получил название «Год Африки». В этот год 17 колоний были провозглашены независимыми государствами. К 80-м годам XX века за исключением ряда территорий на юге страны Африканский континент был деколонизирован, а значит и колониальная система распалась на всей территории Земного шара.

Однако обретение политической независимости автоматически не обеспечивало экономической независимости, а тем более процветания. В большинстве этих стран существовала многоукладная экономика, примитивные, архаически отсталые отношения, низкий уровень образования населения, голод и нищета. В экономическом отношении они находились в полной зависимости от своих метрополий, оставались «мировой деревней» капиталистической системы хозяйства. Бывшие метрополии продолжали рассматривать эти страны как кладовые сырья, сферы приложения капитала и рынки сбыта, как источник многомиллионных сверхприбылей.

На смену колониализму пришел неоколониализм — система разнообразных форм и методов, используемых развитыми капиталистическими странами для удержания освобожденных стран в подчиненном зависимом положении.Эта система включала насильно навязанные метрополиями различные соглашения, ограничивающие суверенитет молодых государств и предоставляющие бывшим метрополиям или другим индустриальным государствам различные привилегии — от военных баз до исключительного права на стратегическое сырье. Одним из важных инструментов неоколониалистской политики является так называемая «финансовая помощь». В результате этой помощи освободившиеся государства попали в долговую кабалу.

Однако освободившиеся страны с возрастающей настойчивостью выступают за коренную перестройку всей системы своих отношений с капиталистическим миром. На данном этапе решающее значение имеет борьба за новый мировой экономический порядок. В центре этой борьбы —вопрос о пересмотре международного разделения труда, сложившегося в период колониальной системы, за равноправие и взаимовыгодное сотрудничество.

Не меньшее, а может быть большее значение для судьбы и благосостояния бывших колоний и других государств, развившихся по восточному типу цивилизации имеют внутренние преобразования, модернизацию всех сфер их жизнедеятельности. Эта модернизация направлена на достижение четырех основных целей; 1) ускорение развития; 2) индустриализацию; 3) освоение культуры западного типа; 4) сохранение собственной культурной традиции, своей культурной идентичности.

Историки выделяют три наиболее часто встречающихся типа модернизации. Первый тип — это внедрение в полном объеме и приспособление элементов западной цивилизации к собственным условиям.Речь идет о полномасштабном переходе на систему рыночных отношений, создание развитых институтов демократии и правового государства. Наиболее яркими примерами осуществления этого варианта модернизации называют Японию и Индию. Следуя курсом модернизации, эти страны добились впечатляющих успехов. Наибольших результатов добилась Япония, выйдя на второе место в мире по валовому национальному продукту. Не случайно публицисты в 80-90-х гг. заговорили о «японском чуде».

Японский и индийский опыт свидетельствует, что их успех обусловлен тем, что перенос элементов западного типа цивилизации осуществлялся в этих странах не механически. Они умело приспосабливались к особенностям восточных обществ. В частности, в Японии была сохранена значительная роль общинных отношений. В результате японский капитал приобрел коллективистский, корпоративный характер. Японская компания — это корпоративная община, где рабочий, служащий, управленец и акционер руководствуются не только своими личными интересами, но прежде всего интересами фирмы. В политической сфере существенную роль играет клановое начало. Политические партии более жестко организованы, в них господствует строгая партийная дисциплина.

Второй тип связан с преимущественным внедрением организационно-технологических элементов индустриального общества при сохранении важнейших элементов восточной системы общественных отношений.Наиболее ярким примером такого типа модернизации являются Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные арабские эмираты. Экономической основой для осуществления модернизации в этих странах послужил резкий скачок цен на нефть, произошедший вследствие Арабо-Израильской войны 1973 года. В нефтедобывающие страны Персидского залива хлынул поток нефтедолларов. За счет этих средств была создана современная нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, развита транспортная инфраструктура, построены университеты, библиотеки, школы, больницы. Однако неизменными остались ценности арабо-исламской цивилизации, включая монархическую форму правления и исламское судопроизводство, шариат как основа регулирования общественных и личных отношений.

Третий тип характеризуется стремлением освоить организационно-технологические структуры индустриального общества при отрицании экономических и политических механизмов западного типа цивилизации: рынка, демократии, правового государства.При таком варианте создается индустриальная база, научный потенциал, слой квалифицированных специалистов. Однако политическая система остается классического восточного типа. В этой системе процветает культ личности вождя, засилье бюрократии, ограничение прав и свобод человека, жесткий общественный контроль над поведением индивидов.

Третий вариант является самым распространенным вариантом модернизации, по которому пошли большинство азиатских и африканских стран. В политологической литературе этот вариант назывался социалистическим и некапиталистическим путями развития. Социалистический путь реализовали Китай эпохи Мао Цзэ-дуна и Северная Корея. Некапиталистический путь — Ливия, Сирия, Ирак, Гана и др. Однако, как показывает опыт этот вариант не решает насущных проблем стран. Рынок необходимо требует демократии. В некоторых странах из этой группы в 80-90-х годах началась демократизация общественной жизни.

4. XX век, таким образом, продемонстрировал разные пути общественной трансформации: путь революции и путь реформ. На путь революционных общественных преобразований встала, Россия, Китай, Вьетнам, Куба и ряд других стран, во второй половине века этот вариант развития продемонстрировал ряд недостатков. Мы подробно будем говорить об этом пути на примере развития СССР.

Классическим же примером реформистского пути является упоминавшийся нами «новый курс» правительства Ф.Д.Рузвельта. «Новый курс» означал признание необходимым определенное участие государства в регулировании экономических отношении, проведение государством активной социальной политики. Рузвельт выступил за определенное ограничение власти монополий, перераспределение материальных благ через систему налогов и государственных социальных программ в пользу бедных слоев общества.

Среди экономических мер на первом месте для Рузвельта стояла проблема финансовой стабилизации. С этой целью был создан Резервный валютный фонд, уцелевшим в ходе кризиса банкам был выдан целевой кредит, все финансовые операции Резервного валютного фонда государство взяло под свою гарантию, был наложен запрет на биржевые финансовые спекуляции. Таким образом, закреплялся финансовый контроль и контроль за сферой обращения со стороны государства.

В области промышленности государство установило контроль над объемом производства, ценами, трудовыми отношениями, применялось принудительное укрупнение предприятий — картелирование, вводился государственный арбитраж. В области социальной политики правительство устанавливало продолжительность трудового дня, легализировало деятельность профсоюзов: профсоюзы получили право юридического лица. Широко оказывалась помощь безработным. В целях поднятия уровня занятости развивалась сеть общественных работ, в особенности дорожное строительство.

В аграрном секторе экономики 1) погашалась фермерская задолженность в форме списания долгов, либо растягивания их уплаты на долгие годы; 2) производился плановый подъем цен на сельскохозяйственную продукцию за счет снижения объемов производства. Государство стимулировало это снижение за счет дотаций. Реализация всех этих мер стабилизировало экономику США и, благодаря реформам она вышла из кризиса.

Во второй половине XX века в западных странах довольно сильно изменились отношения собственности. Это было продолжением всё того же реформистского пути общественных преобразований. Широко распространились коллективные формы владения частной собственностью, особенно акционерные общества. Широкое акционирование предприятий за счет продажи акций мелким вкладчикам, в том числе рабочим и служащим этих предприятий привело к сглаживанию социально-классовой дифференциации общества.

В политической сфере это имело следствием то, что доминирующее положение занял «средний класс», заинтересованный в социальной стабильности общества, в сохранении демократии и незыблемости прав личности. Говорят даже о развитии новых форм демократии. Возникает масса «некоммерческих организаций» гражданского общества (НКО), многие из них как международные организации. Большую популярность приобретает социал-демократическая идеология реформистского социализма. На базе её программ осуществляется строительство моделей «шведского» социализма, «германского» социализма и др., поддержанных социал-демократами.


Лекция 20. Россия в начале XX века. Войны, революции, реформы

План

1. Россия в конце 90- х - начале 900-х гг.

2. Первая революция в России. Опыт российского парламентаризма.

3. Столыпин и его реформы.

 

Литература

История России. Под ред. М.Н Зуева. - М., 1998г.

История России. Под ред. Самыгина П.С. – Ростов-на-Дону, 2002.

Россия и мир. Под ред. Данилова А.А. – М., 1999.

Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М., 2002.

 

Источники:

Аврех А.П. Петр Аркадьевич Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991г.

Айрапетов О.Р. Русская армия на сопках Манчжурии. //Вопросы истории. - №1, 2002.

Государственная Дума первого и второго созыва (от самодержавия к конституционно-парламентской монархии). – М., 2001. _

Коновалов О.В. Чернов В.М. и аграрная программа партии социалистов- революционеров. //Отечественная история. - №2, 2002.

Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века. – М., 2000.

Петр Аркадьевич Столыпин. Нам нужна великая Россия. – М., 1991.

 

1.Российская империя в начале XX века представляла собой абсолютную самодержавную монархию, в которой вся полнота власти принадлежала царю-императору. Герб - двуглавый орел с царскими регалиями, флаг - полотнище бело-сине-красного цвета, государственный гимн - «Боже, царя храни». Царь обязательно должен быть православным.

Главным совещательным органом при царе был Государственный совет, все члены которого назначались императором. Органы управления - Священный Синод (дела церкви) и министерства: иностранных дел, путей сообщения, народного просвещения, юстиции, военное, морское, внутренних дел, государственных имуществ, двора. Руководил ими Комитет (с 1905 г. - Совет) министров. Высшие государственные должности занимали представители поместного дворянства. Губерниями руководили губернаторы, наделенные огромными полномочиями. За правопорядком следила полиция. Политическое следствие проводила жандармерия. В начале XX в. возникли розыскные отделения («охранка» ), в которых состояли агенты наблюдения, негласные агенты, провокаторы. Россия была разделена на 97 губерний, по 10 - 15 уездов. Органами местного самоуправления являлись земства, возникшие в 70-е годы XIX в. Земства ведали ремонтом дорог, медициной, просвещением, статистикой и т. п. Земства были важным общественным институтом страны, через него общество оказывало влияние на систему управления страной.

К началу XX века Российская империя по территории занимала второе место в мире, уступая только Британской империи. Население России в 1897 г. составляло 125 млн. человек, но плотность населения была очень низкой и неравномерной: 72% жителей проживали в европейской части страны, а на огромной территории Сибири - 5%. В городах проживало 14% населения, тогда как в Англии - 78%, а в Германии 57%. Лишь Москва и Петербург имели более 1 млн. жителей. Смертность населения в России была одной из самых высоких в Европе. Доход на душу населения в 1900 г. составлял 63 рубля в год, для сравнения: в Балканских странах - 101 рубль, в Германии - 184, в Англии - 273, в США -346 рублей. По переписи 1897 г., население страны следующим образом разделялось по сословиям: дворяне, чиновники - 1млн. 8.50 тысяч человек; купцы - 280 тысяч человек; духовенство - 590 тысяч человек; мещане - 13,5 млн. человек; крестьяне - 97 млн. человек; казаки - 3 млн. человек; инородцы - 8 млн. человек.

Экономическое развитие России в начале XX века имело свои особенности:

> во-первых, быстрое развитие капитализма началось в России только после отмены крепостного права в 1861 г.;

> во-вторых, Россия была среднеразвитой страной «второго эшелона» капитализма. Страны «первого эшелона» вступили в эпоху капитализма в XVII - XVIII вв., а Россия - в середине XIX в. Стремление догнать передовые страны обусловило более высокие темпы её экономического развития;