Парижский конгресс 9 страница

По-прежнему много внимания уделялось географическим экспедициям, прокладывающим путь для колонизации новых территорий.

Наиболее известными во второй половине века были сухопутные экспедиции. Неоднократно совершал исследования по горам Средней Азии, Тянь-Шаню и др. П. П. Семенов, добавивший к своей фамилии слово Тян-Шанский. Активно исследовал Тибет и Центральную Азию Н. М. Пржевальский, материалы которого обогатили ботанику и зоологию.

4.В этот период страна могла похвастаться крупными достижениями в науках. Невиданное прежде значение получила история, что было связано и с ростом национального самосознания, и углублением кризиса крепостничества, и усилением антиправительственных настроений. Восторг вызвал у читателей 12-томный труд «История Государства Российского» Николая Михайловича Карамзина, замечательного писателя и патриота. Политической идеей автора было прославление самодержавия, которым, по его мнению, Русь создалась и расцвела, а в период ослабления самодержавия наступал упадок общества. И сегодня «История...» Карамзина ценна для нас, но, разумеется, не за монархизм, а потому что она прекрасно написана и является в значительной мере как бы художественным произведением, содержит огромное количество фактов.

Выдающимся историком был Т. Н. Грановский, лекции которого по всемирной истории являлись ярким событием. В книгах и статьях русских авторов, таких как славянофилы А. С. Хомяков, Иван и Константин Аксаковы, революционных демократов Белинского, Герцена и др., поднимались и решались серьезнейшие философские проблемы.

И все же наиболее широкий интерес публики был к истории. Наша наука выставила в этот период множество выдающихся историков. Среди них прежде всего следует отметить С. М. Соловьева. Это был исключительно трудолюбивый и упорный человек. Многим казалось, что после Карамзина невозможно создать полный курс истории по-новому. Соловьев написал почти 30 томов русской истории. Причем многие периоды (особенно XVIII в.) он буквально раскрыл заново, ввел в оборот огромное количество фактов. Соловьев представил историю действительно как науку, которая имеет свои законы (а не просто развивается по божественному промыслу), сильно зависит от географической среды, форм государственного устройства.

Учеником Соловьева был В. О. Ключевский, сумевший также создать полный курс истории России, высветить развитие ее социальных процессов: крепостного права, формирования сословий, переселенческого движения народа и др. Следует упомянуть и таких историков, как С. Ф. Платонов, А. А. Корнилов, Н. И. Костомаров и многих других.

5.Для русской живописи XIX в. был характерен, прежде всего, растущий интерес к человеческой личности. Романтизм отвергал неподвижные каноны и условные нормы и провозглашал свободу творчества. Новое понимание человека получило свое наилучшее выражение в романтических портретах Ореста Кипренского (1782-1836), передающих духовность, сложный внутренний мир человека («Автопортрет с кистями за ухом», «А. С. Пушкин» и др.). Полно национального своеобразия творчество Карла Брюллова (1799-1852), создателя всемирно известного полотна «Последний день Помпеи». Напряженные нравственные искания отразились в творчестве Александра Иванова (1806-1858). Главным делом его жизни стало монументальное полотно «Явление Христа народу», в котором он выразил веру в духовное возрождение человечества.

Вторая половина XIX в. отмечена безраздельным торжеством реалистической живописи, в большей или меньшей степени связанной с революционно-демократической идеологией. Глубина психологического и социального анализа отличает картины на темы народной жизни и портреты В. Г. Перова (1834-1882; «Проводы покойника», «Тройка», «А. Н. Островский», «Ф. М. Достоевский» ).

В 1870 г. было образовано «Товарищество передвижных художественных выставок», члены которого («передвижники») обратились к правдивому, реалистическому изображению жизни и истории простого народа. Они обличали самодержавие и крепостничество, пороки современного им общества. Картины передвижников отличались глубоким психологизмом и мастерством социального анализа (И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, Н. Н. Ге, К. А. Савицкий, Г. Г. Мясоедов, Н. А. Ярошенко, В. Д. Поленов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин и др.).

Замечательным мастером психологического портрета был И. Н. Крамской (1837-1887), сохранивший для истории образы великих деятелей русской культуры («Л. Толстой», «Некрасов»), его тематические полотна были посвящены философско-этическим проблемам («Христос в пустыне»).

Крупнейшим представителем реализма в живописи был И. Е. Репин (1844-1930), мастер подлинно народный, отразивший в своих картинах жизнь России во всех ее проявлениях на протяжение более чем полувека. Социальные конфликты, столкновение политических сил, взрывы страстей – все нашло отражение в его картинах «Иван Грозный и его сын Иван», «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и др.

Картины В. И. Сурикова (1848-1916) «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Переход Суворова через Альпы», «Покорение Сибири Ермаком» с потрясающей силой воссоздает драматические моменты в истории отечества.

Столкновение непримиримых позиций, борьба взаимоисключающих идей стали центральными темами картин Н. Н. Ге (1831-1894) «Петр I допрашивает царевича Алексея» и «Что есть истина?».

Русские художники достойно завершили реформу исторического жанра в живописи, начатую Делакруа. Сказочные и былинные мотивы обрели непередаваемую прелесть в картинах В. М. Васнецова (1848-1926; «Аленушка»). Обличение войны с ее ужасами, разоблачение казенной лжи о ней стало главным содержанием творчества живописца-баталиста В. В. Верещагина (1842-19044 «Апофеоз войны»). Неподдельным лиризмом дышат картины таких певцов неброской красоты родной природы, как А. К. Саврасов (1830-1897; «Грачи прилетели») и И. И. Левитан (1860-1900; «Марат», «Над вечным покоем», «Владимирка»). Русская живопись, подобно литературе и музыке, воплотила в себе духовную мощь и величие русского духа.

6.XIX век стал также временем становления и расцвета русской классической музыки. Рождение национальной школы в русской музыке связано прежде всего с именем М. И. Глинки (1804-1857), положившего основание двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме («Жизнь за царя», другое название «Иван Сусанин» ) и опере-сказке, опере-былине («Руслан и Людмила» ). Опера А. С. Даргомыжского (1813-1869) «Русалка» на пушкинский сюжет положила начало жанру психологической драмы в русском оперном искусстве.

Во 2-ой половине XIX века огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов «Могучая кучка», руководителем которого был М. А. Балакирев, а идеологом критик В. В. Стасов. Композиторы «Могучей кучки» стремились передать «правду жизни», национальный характер. Они широко использовали музыкальный фольклор. Широкое признание не только в России, но и за рубежом получили оперы М. И. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», А. П. Бородина «Князь Игорь», Н. Римского-Корсакова «Снегурочка», «Садко», «Сказка о царе Салтане».

Оперы П. И. Чайковского (1840-1893) «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Чародейка» и др. – написаны в лирико-драматическом ключе при тонкой психологической разработке характеров. Чайковский был, по сути, создателем классической русской балетной музыки. Его балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и другие, поставленные на сцене выдающимся хореографом Мариусом Петипа, относятся к мировым шедеврам.

Свою лепту в общий духовный подъем внесли и театральные деятели. Реализм прочно утвердился и на театральной сцене. Славу ее составили такие великие актеры, как М. С. Щепкин, П. М. Садовский, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова. Конец XIX века ознаменован началом реформаторской деятельности К. С. Станиславского и В. И. Немирович-Данченко, основателей Московского Художественного театра. В этот период на сцене были воплощены творения Гоголя, Островского, Чехова.

Разнообразие и богатство духовных исканий России XIX века выдвинули ее культуру в ряд величайших достижений развития человечества. Русская культура развивалась нередко в очень сложных условиях, но она развивалась в органической связи с жизнью великой страны, жила радостями и горестями своего народа. Выйдя на передовые рубежи культурного развития человечества, русская культура щедро пополнила сокровищницу мировой культуры, превзойдя в некоторых областях высшие достижения европейских мастеров.

В начале 60-х переломных годов сложилось и объединение композиторов, получившее название «Могучая кучка». В эту группу входили М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи. Эти музыканты продолжали традиции, заложенные Глинкой, но сумели придать своей музыке новые мотивы, добиться, чтобы она мощно зазвучала.

Оперы Мусоргского нередко называют гениальными. Действительно, «Борис Годунов» и «Хованщина» – необычайно сильные и выразительные произведения. Выдающимся творением является опера «Князь Игорь» профессора химии Бородина. Произведение исполнено страстного призыва к свободе. Римский-Корсаков создал 15 опер, наиболее известные из них «Садко», «Майская ночь», «Снегурочка» и др., волшебная музыка которых под стать их сказочным сюжетам.

Театр во второй половине века стал еще более общественно значимым, чем раньше. Русский театр этого времени неразрывно связан с именами А. Н. Островского, написавшего несколько десятков пьес, и А. П. Чехова. Островский открыл русской публике мир купечества. Его произведения рассказывают о борьбе духовных и материальных начал в жизни, о столкновении грубой силы денег и власти с высокими нравственными идеалами. Его «Бесприданница», «Гроза» показывают нам сильные женские натуры. В пьесах «Свои люди– сочтемся», «Волки и овцы», «На всякого мудреца довольно простоты» и многих других мы видим купцов и чиновников, искажающих правду, старающихся унизить и оскорбить ближнего. В своих пьесах Островский продолжал развивать тему маленького человека, столь блестяще начатую Гоголем. Пьесы Чехова будили сердца и души к поискам идеалов, смысла жизни, звали работать над приближением этих идеалов. Развивается и сценическое искусство, блистают великие артисты: Г. Н. Федотова, А. И. Южин, М. Н. Ермолова и др.

7.Конец XVIII- начало XIX вв. – эпоха классицизма в русском зодчестве, оставившая яркий след в архитектурном облике Петербурга, Москвы и других городов. Постройки в стиле классицизма отличаются уравновешенностью, четким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Главными законами архитектурной композиции были симметрия, подчеркивание центра, общая гармония. Парадный вход обычно располагался в центре и оформлялся в виде портика. Колонны должны были по цвету отличаться от стен. Чаще всего колонны красили в белый цвет, а стены – в желтый.

В середине XVIII в. Петербург был городом одиночных архитектурных шедевров, утопал в зелени усадеб. Затем началась регулярная застройка города вдоль прямых проспектов, лучами расходящихся от Адмиралтейства. Петербургский классицизм – это архитектура не отдельных зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью.

В 1806-1823 гг. было построено новое здание Адмиралтейства по проекту Андреяна Дмитриевича Захарова (1761-1811). В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Ее отличает динамичный вертикальный ритм. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом. Торжественно-мажорный ритм Адмиралтейства задал тон всей архитектуре города на Неве, а кораблик стал ее символом.

Важное значение имело возведение в начале XIX в. здания Биржи на стрелке Васильевского острова. Именно это здание должно было объединить ансамбли, сложившиеся вокруг самого широкого участка русла Невы. Проектирование Биржи и оформление стрелки были поручены французскому архитектору Тома де Томону. В доработке проекта участвовал А. Д. Захаров. Их творческое содружество привело к блестящему решению задачи. Зеркало Невы объединило систему: Петропавловская крепость – стрелка Васильевского острова – Дворцовая набережная.

Невский проспект – главная магистраль столицы – приобрел вид единого ансамбля с постройкой в 1801-1811 гг. Казанского собора. Автор проекта Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), сын крепостного крестьянина, взял за образец собор Св. Петра в Риме – творение Микеланджело. Использовав его мотивы, Воронихин создал оригинальное архитектурное произведение.

Сорок лет, с 1818 по 1858 гг., строился Исаакиевский собор в Петербурге – самое большое здание, возведенное в России в 1-ой пол XIX в. Внутри собора могут находиться 13 тыс. человек. С галереи на его куполе видны Кронштадт, Петергоф, Пулково, Царское село, Гатчина и море вдалеке. Проект Исаакиевского собора был разработан французским архитектором Огюстом Монферраном (1786-1858). По проекту Монферрана была возведена и 47-метровая колонна из гранитного монолита на Дворцовой площади (1829-1834) – памятник Александру I и одновременно – монумент в честь победы русского оружия 1812 г.

Карл Иванович Росси (1775-1849) был ведущим петербургским архитектором, который «мыслил ансамблями». Дворец и театр превращались у него в градостроительный узел из площадей и новых улиц. Так, создавая Михайловский дворец (теперь Русский музей), он организует площадь перед дворцом и прокладывает улицу на Невский проспект. Главный подъезд здания, помещенного в глубине парадного двора за чугунной решеткой, выглядит торжественно, монументально, чему способствует коринфский портик. Росси спроектировал здание Главного штаба, охватившего Дворцовую площадь с южной стороны. Один из замечательнейших ансамблей России включал здание Александринского театра, прилегающую к нему Александринскую площадь, Театральную улицу за фасадом театра, получившую в наши дни имя Росси, и завершающую его пятигранную Чернышеву площадь у набережной Фонтанки. Последнее творение Росси в Петербурге – здание Сената и Синода на знаменитой Сенатской площади.

«Самым строгим» из всех архитекторов позднего классицизма был Василий Петрович Стасов (1769-1848). Построил Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге, собор Измайловского полка, триумфальные арки (Нарвские и Московские ворота) и др. Везде подчеркивал массу, ее пластическую тяжесть.

В Москве в это время работали не менее замечательные архитекторы. После изгнания из Москвы в 1812 г. французов началось интенсивное восстановление и строительство новых зданий. В нем отразились все новшества эпохи, но оставалась живой традиция. В этом и заключалось своеобразие московской строительной школы. Осип Иванович Бове (1784-1834) перестроил, а по сути возвел заново Торговые ряды, купол над центральной частью которых размещался напротив купола казаковского Сената в Кремле. На этой оси несколько позже был поставлен Мартосом памятник Минину и Пожарскому.

Бове занимался также реконструкцией всей прилегающей к Кремлю территории, включая большой сад у его стен с воротами со стороны Моховой улицы; создал ансамбль Театральной площади; построил здание Первой Градской больницы; Триумфальные ворота у въезда в Москву со стороны Петербурга (ныне на просп. Кутузова) и др.

Почти всегда вместе плодотворно работали Дементий Иванович Желярди (1788-1845) и Афанасий Григорьевич Григорьев (1782-1868). Доминико Жилярди перестроил сгоревший во время войны казаковский Московский университет. Много и плодотворно архитекторы работали над усадебной архитектурой (усадьба Усачевых на Яузе, имение Голицыных «Кузьминки» ).

Хочется отметить московские жилые дома первой трети XIX в., которые донесли до нас обаяние русского ампира. В них мирно соседствуют торжественные аллегорические фигуры на фасадах – с мотивом балконов и палисадников в духе провинциальных усадеб. Торцовый фасад здания обычно выведен на красную линию, тогда как сам дом скрыт в глубине двора или сада. Во всем царит композиционная живописность и динамика в отличие от петербургского равновесия и упорядоченности (дом Луниных у Никитских ворот, построенный Жилярди; дом Хрущевых на Пречистенке - ныне музей А. С. Пушкина, постр. Григорьевым).

С конца 30-х гг. XIX в. классицизм начинает изживать себя. Архитектуру 2-ой пол. XIX в. обычно называют ретроспективным стилизаторством или эклектикой, ибо художники-архитекторы стали использовать мотивы и закономерности архитектурных стилей прошедших эпох – готики, ренессанса, барокко, рококо и др. Исследователи отмечают, что эклектизм, или, как его иногда называют, «историзм», был своего рода реакцией на каноничность классицистического стиля. Период эклектики длился почти 70 лет – с конца 1830-х гг. до рубежа следующего столетия.

В 1870-80-е гг. классицистические традиции в архитектуре практически исчезли. Главной стала техническая и функциональная целесообразность – в связи с появлением новых типов зданий: промышленных и административных, вокзалов, пассажей, рынков, больниц, банков, мостов, театрально-зрелищных сооружений, выставочных залов и др.

Особая страница в русской архитектуре 2-ой пол XIX в. – это доходные дома, из которых заказчик стремился извлечь максимальную прибыль и которые быстро окупались. Одной из главных творческих проблем этого времени стала разработка модели многоквартирного жилого дома. В отделке доходных домов эклектизм стал массовым явлением.

Распространенным становится «русский стиль» (или «псевдорусский» ). Так вновь в моду входят шатровые завершения, узорочье декора, «мраморные полотенца и кирпичная вышивка», как называл эти мотивы современник. Типичные образцы этого стиля: храм Воскресенья на крови А. А. Парланда в Петербурге, Исторический музей (А. А. Семенов, В. О. Шервуд), здание Верхних торговых рядов (А. Н. Померанцев) в Москве. За образец, по сути, взято русское деревянное зодчество.

8.К началу XIX в. Россия утвердила свое положение в качестве европейской державы. Процесс европеизации глубоко затронул различные слои русского общества, что выразилось в развитии культуры в русле западноевропейской традиции, повторявшей такие направления как классицизм, романтизм, реализм. В то же время, происходило освоение и закрепление собственной национальной традиции.

Большое влияние на развитие культуры России оказывали процессы, происходившие в социально-экономической и политической сферах, те исторические события, которыми был богат XIX век.

Отечественная война 1812 года обострила чувство патриотизма и народного самосознания, дав толчок развитию русского искусства. Прежде всего русская литература приобрела национальное и социальное звучание. Ей стало подвластно осмысление исторического пути России. Со времен Пушкина, Гоголя литература стала оказывать огромное влияние на духовную жизнь общества.

Идеи патриотизма нашли свое отражение в архитектурных образах высокого или позднего классицизма (А. Н. Воронихин, А. Д. Захаров, Тома де Томон, К. Росси). В живописи произошел всплеск интереса к портретному жанру (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, К. П. Брюллов), который явился следствием обращения к отдельно взятой личности, ее достоинствам, уникальности.

Движение декабристов и их поражение во многом способствовали осмыслению исторического пути России. Существенное влияние на развитие исторического сознания русского общества оказал, вышедший в 10-20-е гг. XIX вв. фундаментальный труд Н. М. Карамзина «История государства Российского», что способствовало усилению всеобщей тяги образованных людей к историзму.

Для передовой русской культуры характерно стремление к освобождению народа от темноты и невежества. Это выразилось в преобладании антикрепостнической тематики в литературе, в новых чертах исторической живописи. В 30-е гг. XIX в. произошло зарождение критического реализма в живописи и литературе (П. А. Федотов, Н. В. Гоголь).

Много заметнее стал процесс демократизации культуры. Формировался новый общественный слой разночинцев (большинство художников, музыкантов, скульпторов, например, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, А. Д. Захаров, А. Н. Воронихин, были разночинцами). К просвещению, литературе, науке приобщались все более широкие слои населения. Нотная грамота перестала быть почти исключительной основой быта дворца и церкви. Именно в это время М. И. Глинка на основе традиций русской песни создал русский музыкальный театр.

Во 2-ой половине XIX века произошли существенные изменения в социально-экономической сфере. Окончание Крымской войны (1853-1856 гг.) оказало огромное влияние на внутреннюю жизнь России. Национальное самосознание постепенно подготавливалось к пониманию необходимости реформ.

Преобразования 60-70-х гг. XIX века способствовали «раскрепощению умов», которое выразилось в возрождении интереса к живому слову, новым знаниям. Характерной приметой времени стало включение российской творческой интеллигенции в общественное движение. Интеллигенция, которая исповедовала идеалы народопоклонства, чувства вины перед ним, стремилась сделать народ счастливым и богатым. Этим обусловлено такое явление как хождение в народ.

Одним из проявлений такого «хождения» стала деятельность передвижников, которые ставили своей целью приобщение широких народных масс к искусству, искусству, которое на первый план выдвигало народ – его надежды и чаяния.

Культурная жизнь России XIX в. – это бесконечная череда ярчайших имён.

Таким образом, культура России XIX в. – это действительно золотой век русской культуры, то время, когда русская культура становится достойной составной частью мировой, общечеловеческой культуры.


Лекция 19. Роль XX столетия в мировой истории.

План:

1. Характерные особенности развития западной цивилизации в XX веке.

2. Глобализация общественных процессов. Межцивилизационный диалог.

3. Проблема экономического роста и модернизации. Типы модернизации.

4. Революции и реформы, социальная трансформация общества.

 

Литература:

XX век. Многообразие, противоречивость, целостность / Отв. ред. Чубарьян. – М., 1996.

Голубев А.В. Россия, век XX // Отечественная история. 1997, №5.

История России (Россия в мировой цивилизации). Учебное пособие. М.: Издательство «Центр», 1998. С.171-185.

История России XIX – начала XX вв. Учебник для исторических факультетов университетов / под ред. В.А.Фёдорова. М.: Изд. «Зерцало». 2000. С.439-444.

 

1. В соответствии с общепринятой периодизацией XX век в отечественной историографии называют эпохой Новейшей истории. Отправным моментом Новейшей истории традиционно считалась Великая Октябрьская социалистическая революция. Теперь же все больше историков склоняются к мысли, что эпохальным событием XX века, изменившим облик мира, наложившим существенный отпечаток на общественное развитие во всем мире, является первая мировая война. Поэтому именно первая мировая война может служить в качестве исходного момента в отсчете времени новой исторической эпохи.

Экономической основой важнейших событий Новейшей истории, а значит и перехода общества на качественно новый этап в своем развитии является утверждение монополистического капитализма. Уже во второй половине XIX века развитие производительных сил общества, изменение их характера привело к переходу капитализма на качественно новый уровень развития — стадию монополистического капитализма. Многие западные теоретики – экономисты, социологи – отметили ряд особенностей новой эпохи, но важнейшей её чертой считали нарастание агрессивности во внешней политике лидирующих мировых держав. По этой причине новая эпоха в развитии капитализма получила название «империализма». Так называлась вышедшая в 1902 году книга известного английского экономиста Джона А.Гобсона. Гобсон проанализировал новейшие данные о развитии английского общества и выделил важнейшие особенности новой стадии развития и экономики и политической сферы. Современники отметили и признаки «паразитизма» нового капитализма, заключавшиеся в колониализме и в угнетении слаборазвитых стран. Авторы ряда исследований считали, что недостатки империализма можно исправить, не меняя социального и политического строя. Так родилась теория трансформации империализма в будущую бесконфликтную ступень в развитии капитализма. Это теория стала обоснованием практики социал-демократического реформизма, которую проповедовал знаменитый вождь германской социал-демократии Карл Каутский. Каутского критиковал В.И.Ленин в знаменитой книге «Империализм, как высшая стадия капитализма», вышедшей в 1917 году.

Ленин по-своему определил характерные черты монополистического капитализма. Всего их пять. Важнейшей является рост концентрации капитала и производства, создание качественно нового уровня такой организации производства. Еще в конце XIX века в передовых странах Запада сформировались такие организационные экономические объединения, как синдикаты, картели, тресты. В начале XX века появляются концерны. Синдикаты и картели предусматривали существование относительно самостоятельных экономических организаций, которые договаривались друг с другом о регулировании цен, рынков сбыта, сырья и т.д. На уровне трестов интеграция предприятий носила более тесный характер, предусматривая единое руководство рядом фирм. Концерны же предполагают полное объединение предприятий. Концерны стремятся монополизировать производство и сбыт выпускаемой продукции, диктовать свои цены. После второй мировой войны широкое распространение получили мировые монополии как национальные, так и транснациональные (ТНК).

Наряду с концентрацией и монополизацией производства и сбыта происходит укрупнение и монополизация банковского капитала, так как большое производство требует огромных единовременных финансовых затрат.

Одновременно осуществляется слияние банковского капитала с промышленным и образование крупных финансово-экономических групп.

Важным признаком монополистического капитализма является широкое применение практики экспорта капитала. Крупные монополии имеют большие финансовые ресурсы, которые не в состоянии освоить национальные экономики и капитал устремляется за пределы своей страны. Образовываются крупные транснациональные корпорации.

Процесс экономической экспансии сопряжен с политической экспансией. Монополистический капитализм стимулировал борьбу за передел мира, завоевание сырья, рынков сбыта, дешевой рабочей силы и т.д. Особенностью этой экспансии эпохи монополистического капитализма является то, что она приняла характер мировых войн. Политическая экспансия, борьба за передел сфер влияния и обретение новых территорий лежат в основе первой и второй мировых войн.

Итоговой характеристикой, которую В.И.Ленин дал империализму является следующее определение: «загнивающий и умирающий капитализм». Но Ленин, похоже, преувеличил степень готовности капитализма к умиранию, у него ещё были исторические потенции, но многим современникам казалось, что Ленин прав и тогдашнее общество, действительно, - исторический тупик.

Первая мировая война (1914-1918) была наиболее крупным историческим событием начала XX века. Она потрясла основы западноевропейской цивилизации, глубины бытия капиталистического общества, в первую очередь Европы. Война привела к массовому уничтожению людей, крупномасштабным разрушениям материальных ценностей, экономических и политических структур воюющих держав. Непосредственным результатом первой мировой войны явился распад прежних государственных образований. Распалась Австро-Венгерская империя на ряд самостоятельных государств: Чехословакию, Югославию, Венгрию и Австрию. В результате социальных революций прекратили свое существование в прежнем виде Германская и Российская империи. Германия лишилась значительной части своей территории, а из Российской империи помимо Советских социалистических республик сформировались независимые государства: Финляндия, Польша, Литва, Латвия и Эстония.

В целом можно сказать, что в результате первой мировой войны западная цивилизация попала в ситуацию глубокого кризиса. Разразился духовный кризис. Рухнули многие ценности XVIII-XIX вв.: вера в прогресс, в конструктивно-созидательные силы человека, в способность человека рационально воздействовать на окружающую среду для улучшения его бытия, в способность науки и техники реализовывать вековые устремления человечества и т.д. Ведущим общественным настроением послевоенного времени являлось настроение упадка, разочарования в возможностях общества справиться со своими проблемами, неверия в будущее, страх перед ним.

Господствующее умонастроение исторического и социального пессимизма было наиболее ярко выражено в книге немецкого мыслителя Освальда Шпенглера «Закат Европы», первая часть которой вышла в мае 1918 г. В этой книге, ставшей символом своей эпохи, О.Шпенглер грозящую гибель западной европейской цивилизации представлял как естественное, почти биологическое событие, подобное смерти организма.

Кризис Западной цивилизации — это обобщенная характеристика времени между двумя мировыми войнами. В реальной истории в этот исторический период происходили разноплановые события. С 1918 по 1923 годы сразу после подписания перемирия в первой мировой войне краткий период торгово-промышленного бума перерос в затяжной экономический и политический кризис, включая и кризис международных отношений (отношения Запада с Советской Россией и с побежденной Германией).

С 1923 по 1929 гг. начался период временной частичной стабилизации в ведущих странах Европы и США. В этот период достаточно интенсивными темпами осуществляется обновление основных фондов, капиталистическая модернизация производство в форме его индустриализации, растет производство товаров. В большинстве стран Европы производство товаров к 1929 г. достигает довоенного уровня, либо даже превосходит его. Особенно быстро, обгоняя другие страны, развивались США. Совокупный долг Европейских стран США превышал 10 млрд. долларов.