Общая характеристика национально-освободительного движения в конце XVI – XVII вв.

 

Балканские народы не оставляли надежду на освобождение из-под власти Турции. Широкое национально-освободительное движение на Балканском полуострове начинается с конца XVI в., что было связано с созданием антиосманской коалиции и ее так называемой «Долгой войной» против Порты (1593-1606 гг.). С этого времени становится более частым упоминание о проявлениях народного сопротивления иностранными путешественниками. Так, Пьер Лескалопье, секретарь французского посланника в Стамбуле, сообщал, что 4 апреля 1574 г. около с. Катуница их подстерегла «группа конных разбойников». Так как обоз охраняли сеймены§, «разбойники долго преследовали путников, пока на другой день у Адрианополя не совершили дерзкое нападение». О положении на юге Болгарии пишет Мельхиор Безолт, сопровождавший миссию Лихтенштейна в 1584 году. Он записал в дневнике, что путь около Харманли «… считается самым ненадежным из-за мартолозов или разбойников с большой дороги»[1].

Началом массовых антитурецких выступлений этого времени явилось восстание сербов в Банате, которым турки овладели в 1551 году. Живя в пограничных районах с Венгерским королевством, сербы Баната приобрели большой военный опыт. После присоединения этих земель к османским владениям здесь имелось много поселений крестьян, несших военную и сторожевую службу и пользовавшихся поэтому различными привилегиями. Но эту льготу они постепенно теряли: притеснения султанских властей усиливались. Когда в 1593 г. Порта объявила войну Австрии, банатские сербы проявили готовность помогать последней. Восстание началось стихийно весной 1594 года. Повстанцы быстро достигли значительных успехов, с боями заняли ряд городов и укреплений. Но эти успехи были кратковременными. Стихийно возникшие отряды повстанцев оказались необъединенными, действовали несогласованно и не имели единого руководства. Предводители отрядов возлагали надежды на поддержку со стороны Австрии и Трансильвании, в состав которой после освобождения от османской зависимости предполагалось включить Банат. Летом 1594 г. восстание было подавлено.

Осенью 1594 г. много сербов, болгар и других покоренных султаном народов воевали против османов в составе конницы, которая помогала валашскому господарю Михаилу Храброму в нападениях на придунайские крепости. Она действовала в Северной Болгарии, опустошая турецкие города и села. В болгарских и сербских землях вспыхивали локальные восстания, резко усилилось гайдуцкое движение. Объединившиеся гайдуцкие четы весной 1595 г. взяли Софию и разграбили город.

В одном известии из Праги, датированном 16 мая 1595 г., отмечалось, что когда Михаил Храбрый осадил один город к югу от Дуная, «казаки, объединенные с известным числом болгар», блокировали другой с намерением взять его. В октябре 1598 г. против войск силистрийского паши, который вместе с добруджанскими татарами напал на Валахию, двинулся валашский господарь «со своими влахами, венграми, казаками и болгарами», разбил и изгнал их[2].

В конце XVI в. восстание, целью которого было восстановление государственной независимости, подготавливалось в Болгарии. Во главе заговора стоял Теодор Балина, пользовавшийся большим влиянием среди болгар. К заговору было привлечено несколько архиереев, священников и влиятельных людей Тырнова, Никополя, Руссе, Варны. Подготавливая восстание, Теодор Балина «объезжал в качестве проповедника Болгарию и не оставил непосещенным ни одного христианского села, где он привлекал к заговору попов и сельскую знать. По возвращении в Никополь он привлек к подготавливаемому восстанию священника и мирян из числа городской верхушки»[3].

Балина объездил много болгарских сел, где присягали ему на верность. Были установлены связи с валашским господарем Михаилом Храбрым и трансильванским князем Сигизмундом Баторием, который обещал прислать на поддержку свое войско. Балина рассчитывал получить военную помощь и деньги от австрийского императора Рудольфа II. Восстание началось в 1598 г., центром выступления стало Тырново, где восставшие провозгласили царем Шишмана III, выдававшего себя за потомка последней болгарской династии. Восстание, о котором сохранилось мало сведений, было быстро разгромлено янычарским корпусом великого везиря Синан паши, чему немало способствовало и отступление войска Михаила Храброго. 60 тысяч болгарского населения переселилось на земли к северу от Дуная. Шишман III сбежал на Русь, а затем эмигрировал в Валахию.

В 1603 г. поднялись сербы в районе Клиса, в 1604 г. черногорцы, действуя под руководством владыки Рувима, разбили войска скадарского санджакбея, рассчитывавшего принудить их к уплате хараджа и расправиться с гайдуками.

В начале XVII в. делает попытку организовать военный поход против турок Испания. В 1606 г. испанский флот осадил г. Драч в Албании, что вызвало волнения в Южной Сербии, Черногории, Герцеговине, Албании. Попытки подавить эти широкие волнения оказывались безрезультатными. В 1613 г. турецкие войска были разбиты одним из черногорских племен и после этого турки оставили попытки проникнуть в Черногорию. Но планы испанцев в войне с турками провалились, поскольку Испания оказалась вовлечена в борьбу с европейскими государствами. Не понимая этого и еще надеясь на помощь, печский патриарх Иован, герцеговинский воевода Грдан, черногорский владыка Рувим разработали в 1614 г. план общего восстания против турок. Повстанцы должны были сокрушить власть Порты, опираясь на помощь Савойского герцога Карла Эммануила (потомок Палеологов), лелеявшего мечту возродить Византийскую империю. Но эскадра Карла сгорела, и план остался неосуществленным[4]. Постепенно Порте удалось во втором и третьем десятилетиях XVII в. упрочить свое господство в балканских провинциях.

Если собрать воедино все факты освободительных восстаний на Балканах в это время, можно заметить, что они носили локальный характер, распространяясь как бы по цепной реакции. Они возникали, главным образом, в окраинных областях, в горных и лесистых районах, где турецкая власть не смогла утвердиться в полной мере. Возникли два крупных очага антитурецких выступлений. Один из них сосредотачивался в дунайском бассейне (Банат, Трансильвания, Валахия, Славония, Северная Болгария). Другой - в горных районах западной части Балкан. В этом отношении примечательно, что в Южной Болгарии, расположенной близко к центру Османской империи, где турецкий феодальный строй утвердился в полной мере, не было попыток антитурецких выступлений. [5].

Последствием поражения первой волны широкого национально-освободительного движения на Балканах, в частности, в болгарских землях, стало выселение 16000 болгар в Валахию[6] и Молдавию, где была образована многочисленная болгарская колония.

Второй пик подъема массового национально-освободительного движения приходится на вторую половину XVII века. Он был обусловлен двумя факторами: во-первых, усилившейся католической пропагандой на Балканах, которой активно содействовала Австрия*. Во-вторых, рядом международных событий и кризисом в Османской империи, который она переживала вследствие внутренних беспорядков и тяжелых поражений в затяжных войнах с соседними христианскими странами. Распространились и слухи о вмешательстве России в Балканские дела.

Во второй половине века стало готовиться восстание, во главе которого встал софийский католический епископ Деодат Богданов, а после его смерти преславский архиепископ Петр Парчевич. Последний привлек к своим планам тырновского митрополита – экзарха Болгарии, обоих патриархов - сербского и константинопольского вселенского. Он отправлялся с миссиями к императорскому двору в Вене, королевскому в Варшаве, к дожу и сенату Венеции, вел переговоры с гетманом запорожских казаков в Чигирине, с французскими и испанскими послами, савойскими, тосканскими и другими правителями, за что его в 1662 г. лишили звания. Петр Парчевич, пренебрегая церковными обязанностями, тридцать лет ездил по странам Европы, налаживая контакты и убеждая Европу ликвидировать существовавшие противоречия и дружными усилиями прогнать султана с континента[7].

Весной 1686 г. папский нунций в Вене кардинал Франческо Буонвизи докладывал в Рим: «Население Сербии, Босны и Болгарии, чаша терпения которого уже переполнена, полностью готово к восстанию»[8].

Первоначально вспыхнулоВторое Тырновское восстание (1686 г.)Инициатива вновь исходила из Тырнова, и организаторы ставили целью возрождение независимости Болгарского государства. Во главе предводителей Второго Тырновского восстания стоял потомок одного из последних болгарских царей Ростислав Страцимирович, который в 1686 г. посетил Москву, ища поддержки. Но еще до возвращения Ростислава на Родину план восстания был выдан султану, и вожди движения были казнены. Османская армия, двинувшаяся против Польши, была брошена на Тырново. Старинная столица была сожжена и разграблена, две трети населения уничтожено. Часть восставших сумела укрыться в тырновской крепости «Царевец», куда прибыл вернувшийся из Москвы Ростислав. После продолжительного сопротивления повстанцы сумели прорвать кольцо осады и уйти в горы, унося с собой раненного Ростислава. В горах собралось около 4000 повстанцев, к которым присоединился отряд в 800 человек во главе с прибывшим из Адрианополя Савелием Дубровским, племянником московского патриарха. Оба отряда двинулись на Софию, ведя постоянные бои с турками. Большая часть повстанцев была истреблена, а их тяжелораненые предводители увезены в Рильский монастырь. Здесь их спрятали и вылечили монахи. В 1689 г. руководители восстания бежали в Москву[9].

В 1687 г. начались волнения среди болгарского населения на территориях между Руссе и Силистрой под влиянием агитации валашского господаря Шербана Кантакузина. Они были подавлены турецкими властями.

Затем на борьбу поднялось население католических областей – городка Чипровец и прилежащих к нему сел Копиловец, Железна и Клисура, расположенных на северо-западе страны. Город Чипровец, становление которого приходилось уже на эпоху османского господства, был одним из важнейших центров горного дела и металлургии. Готовность простых поселян и горожан взяться за оружие обуславливалась резким ухудшением экономического положения района в результате истощения запасов местных руд. Костер восстания был зажжен болгарами католиками. Римская конгрегация по распространению веры предоставила возможность некоторым представителям болгарского народа получить высшее теологическое образование, защитить доктораты в итальянских университетах и надышаться там воздухом свободы. Сравнивая ее с рабской долей, просвещенные монахи-францисканцы из Чипровца посвятили себя служению Отечеству. Они открывали школы, переводили и писали книги. Вопреки запретам Рима на вмешательство в политические дела, чипровецкие священники активно участвовали в подготовке национального антитурецкого движения.

Установлено, что чипровцы руководствовались в своих действиях продуманной политической программой. Целью восстания было восстановление болгарского государства, воссоединение болгарской народности.

Сроки начала восстания увязывались с предполагаемым наступлением австрийских войск. Армия императора, вторгнувшись во владения султана, летом 1688 г. достигла района Белграда и Железных ворот. В начале сентября австрийцы овладели Белградом, что послужило сигналом к началу восстания с центром в Чипровце. Отряды добровольцев-чипровцев во главе с Георгием Пеячевичем, Богданом Мариновым и другими достигли родного города. Население его, не дожидаясь подхода императорской армии, изгнало турок. Передовой отряд болгар расположился впереди города. К нему прибыло подкрепление – венгерский кавалерийский отряд во главе с Владиславом Чаки.

На помощь султану быстро двинулся его союзник, венгерский граф Эмерих Текели, силы которого нанесли повстанцам поражение. Они вынуждены были отойти под прикрытие стен города. Жители возлагали надежды на австрийское командование, но генерал Ветерани прекратил наступление, встретив затруднения с продовольственным снабжением[10].

Чипровец упорно оборонялся, но не смог выдержать натиск османов. Резня, грабежи, пожары обрушились не только на город, но и на многие села. Спасшиеся от жестокой мести семьи бежали в Валахию, а оставшиеся в живых повстанцы отступили, чтобы продолжать борьбу в рядах австрийской армии вплоть до конца войны в 1699 году.

В 1689 г. в болгарских землях вспыхнуло новое восстание, которое известно как Карпошевское восстание. Весной и летом 1689 г. в Западных Родопах активно действовал гайдук Карпош, который со своим отрядом «мартолосов» - охранников двинулся на запад в направлении Кюстендила. В окрестностях города и других районах Македонии у Карпоша нашлось множество сочувствующих.

6-15 сентября Порта отдала приказ о поимке Карпоша. Когда он оказался невыполненным, Порта попыталась привлечь его на свою сторону, пообещав высокую должность. С тайным намерением подготовки мощного восстания, Карпош принял назначение начальником «мартолосов» в обширном районе. Десятниками «мартолосов» он назначил верных ему людей и начинал вооружение населения. Когда 13 октября 1689 г. австрийская армия захватила Лесковац, Карпош овладел одним из укрепленных турецких пунктов Крива-Паланкой, захватил шесть орудий, а затем вступил в Куманово и Скопле. Вождь повстанцев стал полновластным хозяином освобожденной области и занялся организацией ее обороны. Его действия во многом облегчили операции австрийской армии. По всей вероятности, именно австрийское командование поручило ему управление областью. Это подтверждается тем, что Леопольд I дал ему благородный титул и признал «королем Куманово», послав диплом и головной убор владетеля[11].

Порта вынуждена была принять спешные меры против восстания, приобретавшего угрожающий размах. Она сосредоточила значительные войска в Софии. Организовав широкое наступление, турки разгромили восставших, а их вождя Карпоша посадили на кол у моста через Вардар. Его обнаженный труп долго оставался там для устрашения непокорного населения. Австрийская армия оказалась не в состоянии помочь повстанцам, поскольку Франция, поддерживавшая султана, объявила ей войну.

Репрессии, последовавшие после подавления восстания, обескровили освободительное движение. На рубеже XVII века начинается самая крупная волна миграций болгар в Валахию, Венгрию, Трансильванию. Борьба против османов временно ослабела.

С усилением угнетения растут надежды болгар и сербов на Россию. Победы русской армии в ходе русско-турецких войн XVIII – начала XIXв. пробуждали у балканских народов надежды на освобождение. В частности, болгарский народ все больше обращал свои взоры на «дядо Ивана» - на Россию, ожидая от нее помощи. По Кючук-Кайнарджийскому миру 1774 г. Россия получила некоторые права покровительства христианским народам Османской империи. Болгарские добровольцы участвовали в составе русской армии в сражениях с Турцией в ходе русско-турецкой войны 1787-1791 г. Заключенный в итоге войны Ясский мирный договор подтвердил права России на покровительство христианскому населении Турции.

Таким образом, в период вхождения балканских народов в состав Османской империи, они не оставляли попыток добиться независимости с помощью восстаний против турецкого правительства. Понимая, что собственного потенциала для возрождения государственной независимости, им недостаточно, они обращаются за помощью к европейским государствам и России. Западные державы стремились воспрепятствовать усилению Турции и поддерживали борьбу балканских народов, но конкретных мероприятий не проводили, вследствие чего восстания христианского населения Османской империи быстро подавлялись. В этих условиях самой популярной формой борьбы с турецкой властью было народное движение в форме гайдучества.


§ сеймены – «ловчие, «псари» - специальные отряды в янычарском корпусе.

[1] Цит. по: Муртузалиев С.И. Из истории борьбы болгарских гайдуков против османского ига в XV-XVI вв. // Советское славяноведение. 1986. № 4. С. 47.

[2] Гюзелев В. Болгарский народ и Россия в XV – первой половине XVIII в. // Россия и освобождение Болгарии. М., 1982. С. 15.

[3]Там же.

 

[4] Наумов Е.П. Наумов Е.П. Балканские народы под властью Османской империи в XVI- первой половине XVII в. // История средних веков.Т.2. М.: Высшая школа, 1991. С.310.

[5] Достян И.С. Освободительное движение южнославянских народов к. XVI - нач. XVIIвв. // Юго-Восточная Европа в эпоху феодализма. Кишинев, 1973.

[6] Овсяный Н.Р. Болгария // История Болгарии // М.: Моноилт-Евролинц-Традиция, 2002. С.15.

* Она начала расширяться после решений Тридентского собора (1545-1563), который содействовал появлению католических конгрегаций, отправивших своих агентов, в том числе, в Болгарию в конце XVI века. Первым католическим миссионером в Болгарии стал Петр Солинат, который в 1601 г. был назначен софийским католическим епископом. В 1642 году было организовано католическое архиепископство в Софии. Этим актом папа Урбан VIII не только возродил историческую память о болгарском царстве, но и признал его политическую реальность и будущие перспективы. А это имело важные последствия для страны и во внутреннем и в международном плане. После П. Солината место католического архиепископа занял Илия Маринов, а затем Петр Богданов. Последний «написал историю Болгарии и составил ее географическое описание, а в 1651 году никопольский епископ Филипп Станиславов издал в Риме первую печатную книгу на кириллице с элементами новоболгарской речи, озаглавленную «Абагар», см.: Коледаров П. Общеболгарское освободительное движение конца XVII века // Огни Болгарии. 1988. № 11. С. 21.

[7] Интересно, что марцианопольский католический епископ болгарин Петр Парчевич после неоднократных попыток получить помощь со стороны католических стран полностью разочаровался в возможности освобождения при поддержке католического Запада. В своем предсмертном письме к одному из римских кардиналов в 1674 г. он твердо выразил мнение, что это великое дело могло быть совершено в основном при участии «великого московского князя», которого он считал большим другом православных христианских народов. См.: Гюзелев В. Указ.соч. С. 17.

[8] Цит по: Списаревска Й. «Город Чипровец был отлично подготовлен» // Болгария. 1988. Сентябрь. С.41.

[9] Гюзелев В. Указ.соч. С. 19.

 

[10] Коледаров П. Указ.соч. С. 22.

[11] Коледаров П. Указ.соч. С. 23.