Международная инвестиционная деятельность и ее правовой режим в Украине.

ТЕМА 6. ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО КАПИТАТЛА.

1. Международная инвестиционная деятельность и ее правовой режим в Украине.

2. Сферы привлечения иностранного капитала в Украине.

3. Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Международный валютный фонд (МВФ). Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

 

Особенное внимание развития инвестиционной деятельности следует уделить в период перехода к рыночным отношениям, когда экономика в связи с потребностью перепрофилирования большинства предприятий нуждается в привлечении больших инвестиций. Значительный спрос на инвестиции вызывают также приватизационные процессы. В условиях экономического кризиса, который переживает Украина, внутренние инвестиционные возможности значительно уменьшились, что связано в первую очередь с финансовыми ограничениями бюджета. В связи с этим большие надежды полагаются на поступление внешних инвестиций, но этот процесс пока еще тормозится сложной налоговой системой, большой долей государственного имущества, медленными шагами приватизации, нестабильностью политической системы и криминальной ситуацией, которая сложилась в стране.

В Украине разработано законодательство об иностранных инвестициях, в которое входят свыше 100 разных правовых и нормативных документов (законов, постановлений, указов, положений, инструкций и др.). К ним принадлежит также принятый в апреле в 1996 г. Закон Украины "О режиме иностранного инвестирования". В нем есть позитивные моменты, связанные с особенностями режима иностранного инвестирования, четким определением видов иностранных инвестиций и форм их осуществления, а также системы государственных гарантий защиты иностранного капитала. Для иностранных инвесторов на территории Украины устанавливается национальный режим инвестиционной и другой деятельности. Отмечается, что для инвестиционных проектов с привлеченными иностранными инвестициями, которые реализуются в соответствии с государственными программами развития приоритетных отраслей экономики, социальной сферы и территорий, может устанавливаться льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности.

Однако стоит еще раз отметить, что законодательная база имеет по крайней мере два основных недостатка: во-первых, нестабильность и ненадежность; во-вторых, отсутствие комплексности то наличие противоречий в законодательных актах. Нестабильность предопределяет невозможность спрогнозировать производственно-хозяйственную и финансовую деятельность объектов инвестирования. Обеспечение стабильности нормативной базы для иностранного инвестора более важно, чем льготы.