Виды органов исполнительной власти. Система федеральных органов исполнительной власти.


1. В соответствии с федеративным государственным устройством Российской Федерации различаются:

А) федеральные органы исполнительной власти (Правительства Российс­кой Федерации, федеральные министерства, государственные коми­теты, федеральные службы, федеральные надзоры, департаменты, глав­ные управления, агентства);

Б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: рес­публик, краев, областей, автономных округов, автономней области, городов федерального значения.

Внутри каждой из этих групп органы исполнительной власти различаются по организационно-правовым формам (ПР. Правительства, министерства и т.д.).

3.В зависимости о правовой основы образования можно различать органы, создаваемые:

А) на основе конституций и/или на основе текущего законодательства;

В) на основе подзаконных актов.

3. В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить:

А) органы общей компетенции, которые осуществляют государственное управление на федеральном уровне и на уровне субъектов федерации в отношении всех объектов управления соответствующего уровня и по всем направлениям (сферам, областям) управленческой деятельности вне зависимости от их организационно-правовой формы и формы собственности (Президенты РФ и республик в составе РФ, Правительство РФ и правительства субъектов федерации, главы администраций Губернаторы) субъектов РФ);

Б) органы специальной компетенции, которые подразделяются на:

· органы отраслевой компетенции - осуществляют руководство отдель­ными сферами или отраслями управления (министерства, фед службы, фед агенстсва подчинненые Правительству РФ и на входящие в состав министерств);

· органы межотраслевой (функциональной) компетенции - выполняют общие специализированные функции для всех или большинства от­раслей и сфер управления, т.е наделены надведомственными полномочиями по отношению к организационно не подчиненным им управляемым объектам, обеспечивающие в ходе исполнительной и распорядительной деятельности согласованность и единство действий этих объектов при решении общегосударственных и межотраслевых задач. (фед службы и фед агентства в составе министерств, Например, в составе МВД ГИБДД);

· органы смешанной компетенции, т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности входящие в состав одного из министреств, но при этом подведомственные также другому министеству (например. Ми­нистерство здравоохранения Российской Федерации руководит подве­домственными учреждениями и органами здравоохранения и соц развития осуществ­ляет межотраслевое управление медицинскими службами МВД и Министерства обороны)

· органы внутриотраслевой компетенции - руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств);

3. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполни­тельной власти делятся на:

А)единоначальные- органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю;

Б) коллегиальные - организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов. В коллегиальных органах реше­ния принимаются большинством их членов в сочетании с персональ­ной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы.

Система федеральных органов исполнительной власти.

Система органов исполнительной власти создается в соответствии со ст. 71,72 К РФ

Система федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 9 марта 2004 .№ 314 «О системе и структуре фед-х органов исполнительной власти».

Создание федеральных органов исполнительной власти, их реорганизация и ликвидация осуществляются Президентом Российской Федерации по предложению председателя Правительства Российской Федерации.

Положения о федеральных органах исполнительной власти, подведомственных Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами, утверждаются Президентом Российской Федерации, а о других федеральных органах исполнительной власти - Правительством Российской Федерации.

Предельная численность и фонд оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти утверждаются Правительством Российской Федерации.

Федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства Российской Федерации.

В систему федеральных органов исполнительной власти входят:

1.Федеральное министерство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет федеральный министр, входящий по должности в состав Правительства РФ;

2. Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор). ФС по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.

3. Федеральное агентство - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор). ФА по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа.