Стандарты и техника телесных движений оратора

Техника речи. Исполнение речи. Стандарты и техника телесных движений оратора.

 

Звуковая сторона устной речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками. И наоборот, малосодержательная речь, произнесенная фонетически безупречно, может произвести благоприятное впечатление.

Исполнение речи – это непосредственное произнесение ее перед аудиторией. Возможны различные способы исполнения: чтение с листа полностью записанного текста, произнесение заученной наизусть речи, произнесение с опорой на план-конспект и т.п. Наиболее выигрышным считается так называемый экстемпоральный метод, при котором речь произносится по заученному плану-конспекту. Тренировка в произнесении речи вслух является необходимой при любом выбранном ораторском способе исполнения.

Под телесными движениями понимается весь комплекс движений человека в процессе речи: поза, ходьба, жесты, мимика. ТД играют важную роль в создании общего впечатления об ораторе. То, что аудитория видит, может серьезно влиять на восприятие ее того, что говорит оратор.

Ученые установили, что аудитория подвержена состоянию эмпатии, то есть способности «перевоплощения», ощущению действий и состояний оратора как своих собственных. Эта проекция сознания является сутью эмпатического отклика.

Общее впечатление, которое производит оратор, является синтезом не только всех элементов телесных движений, но также сиюминутных условий, которые не всегда можно контролировать (освещение, помещение и т.п.). однако существуют относительно простые факторы, которые необходимо контролировать и которые важны для создания общего впечатления:

1. Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. Если аудитория запомнит ваш костюм вместо речи, надо сделать для себя соответствующие выводы. Одежда должна быть опрятной, чистой, аккуратной.

2. Положение сидя и стоя.Как произносить речь – сидя или стоя, -- зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Но иногда маленькая аудитория настраивается враждебно, если оратор сидит. Это расценивается ею так, будто оратор не рассматривает предмет своей речи как достаточно важный. Поэтому оратору лучше стоять, так как при этом меньше риска потерпеть неудачу. Гораздо лучше сесть после того, как речь началась, чем встать.

Элементы телесных движений.

1. Поза (положение, осанка) – важная часть общего впечатления об ораторе не только с точки зрения эмпатии, ни и его собственного состояния. Если оратор сутулится или держится скованно, то это сказывается на его внутреннем состоянии и чувстве самоконтроля. Хорошая поза означает равномерное распределение веса тела, вертикальное положение, раскованность (но не расхлябанность), энергичность. Она ни в коем случае не должна выглядеть заученной, неестественной. Ноги должны быть вместе, одна немного впереди другой. Плечи должны быть расправлены, подбородок опущен вниз. Нет единой позы, подходящей для всех выступлений.

2. Походкаважна для выражения различных настроений и подчеркивания, выделения элементов речи. Она может служить формой физической «пунктуации». Например, переходы и паузы в речи могут быть выражены несколькими шагами в сторону. Если ходьба оратора по аудитории ничем не оправдана, то она отвлекает слушателей. Умеренная ходьба помогает аудитории расслабиться, отдохнуть. Слишком много ходьбы может вывести аудиторию из себя. Общее правило: чем более официальной является ситуация, тем менее выраженной должна быть ходьба; чем больше аудитория, тем большее количество шагов допустимо.

3. Выражение лица. Оратор должен избегать стереотипных выражений лица. Временами следует смотреть в глаза людям, так как отведенные в сторону глаза воспринимаются настороженно. Глаза, по крайней мере в относительно небольшой аудитории, являются средством коммуникации.

4. Жесты используются всеми людьми в двух риторических целях: подкрепление идеи и помощь в описании. В соответствии с этим жесты делятся на усиливающие (сжимание кулака придает словам большую силу) и описательные (для описания размеров, контуров предметов и т.п.). оратору следует обратить внимание прежде всего на усиливающие жесты, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной.

Стандарты телесных движений, то есть нормы, которых следует придерживаться:

1. Соответствие ситуации. ТЛ должны соотноситься с темой выступления, размером и составом аудитории. Очень официальная тема, люди старшего возраста требуют уравновешенных, относительно ограниченных ТЛ. Чем больше аудитория, тем более интенсивные движения может допускать оратор.

2. Разнообразие. Любые ТЛ, особенно жесты, должны постоянно варьироваться. Однообразные движения привлекают внимание аудитории и в конечном итоге являются отвлекающими. Случайный или бессмысленный жест, используемый умеренно, не вредит коммуникации, но если он постоянно повторяется, то может повлиять на результат речи.

3. Физическая координация. Все ТЛ должны быть скоординированы между собой. Человек может показаться смешным, если он прижимает локти к бокам, а двигает только кистями рук и т.п.

4. Словесная координация. ТЛ должны быть синхронизированы со словами, которые они призваны подкреплять. Недостаток такой координации может выглядеть юмористично

5. Динамичность. Движения должны быть «живыми», спонтанными, естественными. Начинающему оратору надо научиться моментально находить естественные движения для выражения или подчеркивания мыслей.

Например, американские политики и бизнесмены говорят и держаться безупречно именно потому, что берут уроки у специалистов, которые учат их ходить, стоять, произносить слова, пожимать руки, соболезновать, смеяться.