Особенности информирующей речи

Однаиз главных целей коммуникации — передача ин­формации,поэтому во всех сферах общения преобладают речи информационного плана.

Общеизвестно, что «миром правит тот, кто владеет ин­формацией». Это особенно наглядно проявляется в совре­менном обществе, которое называют информационным: владение нужной информацией позволяет принимать пра­вильные решения, обретать власть, добиваться большего влияния в различных областях, более эффективно оказы­вать воздействие на людей.

Информациейназывают сведения, являющиеся объек­том хранения, переработки и передачи. Подчеркнем, что информацией факты являются не сами по себе, а только в качестве объекта соответствующей деятельности. Обще­принятым считается деление информации на логическую, имеющую объективный характер, и эмоционально-оценоч­ную, выражающую преимущественного субъективные смыслы, оценки и отношения.

В то же время информация сама по себе не способна ока­зывать влияние на мысли, чувства и поступки людей, если она не «встроена» в какую-либо систему. Информация все­гда нуждается в переработке и «подаче» ее. Информация (от лат. informatio) переводится как изложение, истолко­вание, объяснение, тем самым подчеркивается, что инфор­мация всегда коммуникативно обусловлена. Она должна представлять новизну для адресата: это могут быть ранее не известные ему факты или новая интерпретация уже известного.

Коммуникативная цель информирующей речи — дать новые сведения о том или ином предмете, пробудить инте­рес к предмету речи. Любое риторическое выступление должно обладать новизной. В основе новизны может быть сама информация или способ ее преподнесения.

К особенностям информирующей речиможно отнести: удовлетворение потребности слушателей в получении ис­черпывающей информации по данному вопросу; пробуж­дение любознательности; актуальность для данной ауди­тории; демонстрацию нерешенных проблем; наличие и анализ конкретных фактов; сопоставление старого и но­вого, подчеркивание новизны информации.

Информационная речь так же, как и другие речи, тре­бует, чтобы ее тема, предмет и различные аспекты этой темы соотносились с запросами, интересами и уровнем понимания аудитории.

В то же время жанр выступления и условия самой ком­муникации всегда определяют некоторые границы во вре­мени и объеме для освещения той или иной информации, а специфика любой речи и тем более информационной речи такова, что высказывание должно полностью раскрывать заявленную тему. Соответственно, успех этого вида речи во многом зависит от того, насколько актуальным и инте­ресным предмет этой речи будет для слушателей.

В информирующей речи в большей степени, чем в дру­гих видах речи, эффективно действуют законы логики, как в подаче материала, так и в его восприятии и переработке. Так, высказывание на узкую и конкретную тему всегда информационно насыщеннее, чем на тему широкую и об­щую. Новые сведения запоминаются намного эффектив­нее на фоне известного. Информация, которая «вписыва­ется» в существующую в сознании слушателей систему, не только лучше усваивается, но и «прирастает» за счет того, что уже усвоено каждым. Для того чтобы дать воз­можность переработать новое, информация должна пода­ваться «порциями».