Особенности информирующей речи
Однаиз главных целей коммуникации — передача информации,поэтому во всех сферах общения преобладают речи информационного плана.
Общеизвестно, что «миром правит тот, кто владеет информацией». Это особенно наглядно проявляется в современном обществе, которое называют информационным: владение нужной информацией позволяет принимать правильные решения, обретать власть, добиваться большего влияния в различных областях, более эффективно оказывать воздействие на людей.
Информациейназывают сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи. Подчеркнем, что информацией факты являются не сами по себе, а только в качестве объекта соответствующей деятельности. Общепринятым считается деление информации на логическую, имеющую объективный характер, и эмоционально-оценочную, выражающую преимущественного субъективные смыслы, оценки и отношения.
В то же время информация сама по себе не способна оказывать влияние на мысли, чувства и поступки людей, если она не «встроена» в какую-либо систему. Информация всегда нуждается в переработке и «подаче» ее. Информация (от лат. informatio) переводится как изложение, истолкование, объяснение, тем самым подчеркивается, что информация всегда коммуникативно обусловлена. Она должна представлять новизну для адресата: это могут быть ранее не известные ему факты или новая интерпретация уже известного.
Коммуникативная цель информирующей речи — дать новые сведения о том или ином предмете, пробудить интерес к предмету речи. Любое риторическое выступление должно обладать новизной. В основе новизны может быть сама информация или способ ее преподнесения.
К особенностям информирующей речиможно отнести: удовлетворение потребности слушателей в получении исчерпывающей информации по данному вопросу; пробуждение любознательности; актуальность для данной аудитории; демонстрацию нерешенных проблем; наличие и анализ конкретных фактов; сопоставление старого и нового, подчеркивание новизны информации.
Информационная речь так же, как и другие речи, требует, чтобы ее тема, предмет и различные аспекты этой темы соотносились с запросами, интересами и уровнем понимания аудитории.
В то же время жанр выступления и условия самой коммуникации всегда определяют некоторые границы во времени и объеме для освещения той или иной информации, а специфика любой речи и тем более информационной речи такова, что высказывание должно полностью раскрывать заявленную тему. Соответственно, успех этого вида речи во многом зависит от того, насколько актуальным и интересным предмет этой речи будет для слушателей.
В информирующей речи в большей степени, чем в других видах речи, эффективно действуют законы логики, как в подаче материала, так и в его восприятии и переработке. Так, высказывание на узкую и конкретную тему всегда информационно насыщеннее, чем на тему широкую и общую. Новые сведения запоминаются намного эффективнее на фоне известного. Информация, которая «вписывается» в существующую в сознании слушателей систему, не только лучше усваивается, но и «прирастает» за счет того, что уже усвоено каждым. Для того чтобы дать возможность переработать новое, информация должна подаваться «порциями».