Административного права.

Государственное управление - одна из форм деятельности государства, состоящая в практическом осуществлении его задач и функций в процессе непосредственного повседневного руководства административно- политической, хозяйственной, социально-культурной сферами на основании и во исполнение действующего законодательства.

2. Виды государственного управления

Государственное управление осуществляется на разных уровнях, в которых не одинаков территориальный масштаб, решаются различной значимости вопросы и т.д.

В связи с этим можно выделить следующие разновидности государственного управления:

- собственно государственное управление;

- функциональное (надведомственное) управление;

- внутриорганизационное управление;

- местное управление;

- местное самоуправление;

- хозяйственное управление.

Собственно государственное управление предназначено для решения общегосударственных задач, наиболее важных вопросов, которые не могут быть решены в процессе осуществления иных видов управления. Такое управление в первую очередь зарождается и исходит из центра, верхних эшелонов власти.

Функциональное (надведомственное) управление приближено к собственно государственному управлению. Оно нередко осуществляется из центра министерствами, государственными комитетами, администрацией республиканских государственных организаций и т.д. Отличительная особенность состоит в том, что такое управление профильное, специальное.

Внутриорганизационное управление призвано обеспечивать целостность, единство системы, условия для успешного осуществления собственно государственного управления или иных видов государственного управления, а также законодательной, судебной деятельности и прокурорского надзора.

Местное управление. Согласно Закону Республики Беларусь от 4 января 2010 г. "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" местное управление - форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов (далее - исполнительные и распорядительные органы) для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.

Система органов местного управления состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские исполнительные комитеты (далее - исполкомы) и местные администрации районов в городах (далее, если не указано иное, - местные администрации). К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской исполкомы (далее, если не указано иное, - исполкомы областного уровня). Исполкомы областного уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам базового и первичного территориальных уровней. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные исполкомы (далее, если не указано иное, - исполкомы базового уровня). Исполкомы базового уровня являются вышестоящими по отношению к исполнительным и распорядительным органам первичного территориального уровня Минский городской исполком обладает также правами исполкома базового уровня. К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские исполкомы (далее, если не указано иное, - исполкомы первичного уровня), местные администрации.

Местное самоуправление. Согласно Закону Республики Беларусь о 4 января 2010 г. "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" местное самоуправление - форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории (далее, если не указано иное, - граждане), для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно - территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов (далее - Советы), органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах. Система органов местного самоуправления включает Советы и органы территориального общественного самоуправления. Система Советов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы. К областному территориальному уровню относятся областные, Минский городской Советы (далее, если не указано иное, - Советы областного уровня). Советы областного уровня являются вышестоящими по отношению к Советам базового и первичного территориальных уровней. К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы (далее, если не указано иное, - Советы базового уровня). Советы базового уровня являются вышестоящими по отношению к Советам первичного территориального уровня. Минский городской Совет обладает также правами Совета базового уровня. К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы (далее, если не указано иное, - Советы первичного уровня).

Хозяйственное управление - это вид деятельности администрации предприятия (организации), учреждения, направленный на организацию производства, на создание наилучших условий для выработки продукции, оказания услуг, осуществления сделок по купле и продаже, подготовки специалистов, лечения граждан и т.д. Масштаб деятельности хозяйственного управления - предприятие (организация), учреждение. Объект - хозяйственная деятельность, деятельность работников, направленная на создание материальных благ, производство услуг и т.д. Цель - наилучшим образом организовать производство, подготовку специалистов и т.д.

3. Основные принципы государственного управления

Государственное управление базируется на определенных принципах, под которыми понимаются теоретические положения, идеи, отражающие объективные закономерности развития общества и государства.

Основные принципы следующие:

1. Принцип народовластия (конституционный принцип означает, что единственным источником власти является народ).

2. Принцип законности означает, что все органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать законы.

3. Приоритета и гарантированности прав человека, т.е. права граждан должны быть защищены от произвола органов государства и должностных лиц.

4. Разделения властей означает, что каждая ветвь власти (законодательная, исполнительная, судебная) осуществляют свои функции самостоятельно в установленных пределах.

5. Принцип гласности означает, что законы подлежат официальному опубликованию; принятые решения, результаты их выполнения должны доводиться до населения.

6. Сочетания централизации и децентрализации (централизация - сосредоточение большей части государственных функций в ведении центральных органов, децентрализация - закрепление полномочий за тем или иным органом, которые он должен выполнять самостоятельно, без вмешательства со стороны вышестоящих органов).

4. Общие функции государственного управления

Функции - это направления деятельности. Основными функциями государственного управления являются прогнозирование, планирование, организация, регулирование, руководство, координация, контроль, учет.

Прогнозирование - это предвидение возможного развития, достижения определенных результатов, предсказание каких-то событий. Оно возможно на базе глубоких научных процессов.

Планирование - разработка планов по определению целей, задач, этапов, показателей и сроков достижения конкретных результатов, как правило, оно выражается посредством издания нормативных правовых актов.

Организация - создание, реорганизация, ликвидация органов, учреждений, предприятий, определение их компетенции, внутренней структуры, подбор и расстановка кадров. Данная функция закрепляется в актах, регулирующих вопросы правового статуса государственных органов и должностных лиц.

Регулирование - вид управленческой деятельности, заключающийся в установлении, изменении или прекращении определенных управленческих отношений. Данная функция связана с изданием правовых актов, содержащих правила поведения субъектов в сфере государственного управления, ее осуществляют те органы и должностные лица, которые вправе заниматься нормотворчеством в этой сфере.

Руководство - воздействие субъекта управления на содержание деятельности управляемых путем указания основных ее направлений, определения текущих задач. Данную функцию осуществляют все органы и должностные лица.

Координация - деятельность субъектов управления по согласованию действий органов, предприятий, организаций, направленных на выполнение какой-то единой задачи.

Контроль представляет собой право различных органов, уполномоченных лиц осуществлять проверки, знакомиться с положением дел в подконтрольных объектах, направлять их деятельность, устранять упущения.

Учет - фиксация промежуточных и итоговых данных о наличии, качестве, расходе и движении ресурсов, о ходе и результатах выполнения планов и других управленческих решений, о наличии и движении документов.

5. Общие положения о формах и методах государственного управления

Формы государственного управления - это внешне выраженные действия, совершаемые исполнительными органами (должностными лицами) в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определенные последствия.

Виды форм государственного управления: правовые и неправовые.

Правовые формы классифицируются:

- по содержанию (правотворческая и правоприменительная);

- по целям использования (внутренние и внешние);

- по способу выражения: словесные (письменные и устные) и конклюдентные, т.е. с использованием сигналов, жестов, знаков.

Неправовые (организационные) - это изучение и обобщение опыта работы, подбор, обучение кадров и др.

Методы государственного управления - это способы реализации органами государственного управления своих полномочий, средства воздействия их на управляемые объекты (как, каким образом можно достичь целей управления).

Универсальными методами (способами) воздействия на сознание людей являются убеждение, поощрение, принуждение.

Убеждение - это использование разъяснительных, воспитательных мер с целью формирования сознания объекта управления, нужного субъекту управления. Поощрение - способ воздействия субъекта управления на сознание управляемых посредством морального, материального стимулирования. Принуждение - способ воздействия, основанный на лишении либо угрозе лишения каких-либо благ.

По характеру воздействия на объект управления различают методы прямого воздействия и косвенного. Прямой носит приказной характер, при косвенном (экономическом) управляемый ставится в такие условия, в которых он сам заинтересован действовать должным образом (поведение поощряется).

6. Усмотрение в сфере государственного управления

Усмотрение в сфере управления - это свобода действий, право субъекта управления (управляющего) на самостоятельное принятие решения, оценку фактических обстоятельств или совершение иных значимых действий.

Усмотрению в сфере государственного управления присущи определенные черты:

- усмотрение - это дискреционное право, право действовать самостоятельно;

- усмотрение предполагает осуществление управленческих действий, первичное решение определенных вопросов;

- управление по усмотрению должно осуществляться в соответствии с принципом наилучшего в данной ситуации решения;

- решение вопросов по усмотрению осуществляется на основании внутреннего убеждения, субъективных соображений субъекта управления;

- управленческая деятельность по усмотрению осуществляется при отсутствии конкретных указаний, предписаний;

- усмотрение требует проявления инициативы, предприимчивости;

- усмотрение предоставляется нормой права, в которой определяются его границы и цели.

ТЕМА № 3

ПРАВОВЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

1. Понятие правового акта управления

Правовой акт управления - декреты, указы постановления, распоряжения, указания и другие документы установленного вида, в устной или иной форме закрепляющие решения компетентных органов (должностных лиц), направленные на установление, изменение или отмену правовых норм, на возникновение, изменение или прекращение правовых отношений в процессе осуществления государственного управления.

Характерные особенности правового акта управления:

1) они издаются от имени государства в процессе реализации государственно-властных полномочий, носят обязательный для исполнения характер, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обеспечиваются государственным принуждением;

2) принимаются в одностороннем порядке конкретным государственным органом или должностным лицом;

3) являются правовой формой исполнительно-распорядительной деятельности уполномоченных на то субъектов;

4) влекут возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений.

2. Классификация правовых актов управления

Выделяют следующие виды актов государственного управления:

По юридическим свойствам:

1.Нормативные. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормативные акты характеризуются общими и специальными признаками.

К общим признакам относится то, что нормативные правовые акты являются официальными документами установленной формы; издаются в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) и с соблюдением предусмотренной процедуры.

К специальным признакам относится то, что нормативные правовые акты содержат общеобязательные нормы права; рассчитаны на неопределенный круг лиц и неоднократное применение; регулируют определенный вид общественных отношений.

2.Индивидуальные. Принимаются по конкретным вопросам и имеют четко определенного адресата, т. е. персонифицированы, а также вызывают возникновение, изменение или прекращение конкретных административных

правоотношений. Их называют актами применения права.

По действию во времени:

1. Срочные (принимаются на определенный срок, по истечении которого утрачивают свою силу). 2. Бессрочные (срок действия не установлен, действуют до тех пор, пока не будут отменены). 3. Чрезвычайные (издаются в целях регулирования определенных чрезвычайных ситуаций, и как только необходимость в их регулировании пропадает, утрачивают свою силу).

По действию в пространстве:

1. Республиканские (распространяют свое действие на всю территорию Республики Беларусь) и местные (действуют в пределах территории определенной административно-территориальной единицы).

3. Формы правовых актов управления

Письменная форма. Издание актов в письменной форме требует соблюдения определенных правил, реквизитов, техники. Это более сложный процесс по сравнению с изданием актов в устной форме.

Устные управленческие акты. Они наиболее оперативны, с помощью их решаются разнообразные управленческие вопросы.

Акты в устной форме широко применяются при непосредственном и оперативном руководстве в армейских условиях, в руководстве производственно-хозяйственной деятельностью и т.д.

Конклюдентные акты - это действия лица, выражающие его волю, но не в форме письменного или устного волеизъявления, а в поведении или в иной форме, по которой можно сделать заключение о таком намерении.

В сфере административного права рассматриваемый термин применяется к актам управления (управленческим действиям), в которых выражается властная воля соответствующих государственных органов (лиц) не в устной или письменной форме, а путем жестов, световых и звуковых сигналов, знаков, например, дорожного движения, и т.п.

4. Структура правового акта управления

Согласно ст. 26 Закона Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" обязательными реквизитами нормативных правовых актов являются:

- вид акта (закон Республики Беларусь, декрет Президента Республики Беларусь, указ Президента Республики Беларусь, постановление Совета Министров Республики Беларусь и др.);

- название;

- дата, место принятия (издания) акта и его регистрационный номер;

- подписи лиц, уполномоченных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.

Структурными элементами нормативного правового акта являются: преамбула, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты, части, абзацы.

5. Требования, предъявляемые к правовым актам управления

Можно выделить три основные группы требований:

1.Общие требования законности, которым должны удовлетворять все акты управления независимо от того, как они создаются, по какому вопросу и каковы их юридические свойства.

2.Специальные требования законности (дополнительные) предъявляются к некоторым актам государственного управления в зависимости от их содержания и назначения:

3.Организационно-технические требования, предъявляемые к актам государственного управления, призваны обеспечить конкретное оперативное и дифференцированное руководство. Акты управления должны издаваться своевременно и по тем вопросам, которые именно в данный момент требуют разрешения с помощью правовых средств.

6. Порядок принятия правовых актов управления

В соответствии со ст. 39 Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г. «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» нормотворческий процесс осуществляется с соблюдением установленной процедуры, которая, как правило, состоит из следующих стадий нормотворческого процесса:

1) планирование нормотворческой деятельности;

2) нормотворческая инициатива;

3) подготовка проекта нормативного правового акта;

4) принятие (издание) нормативного правового акта;

5) включение нормативного правового акта в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь;

6) опубликование нормативного правового акта.

7. Действие правовых актов управления

Действие правовых актов управления выражается в порождении ими юридических последствий, в установлении, изменении или отмене правовых норм, возникновении, изменении или прекращении определенных правоотношений.

Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное. Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативного правового акта (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера.

Правовые акты управления не имеют обратной силы, т.е. они не распространяют свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда ими осуществляется смягчение или отмена ответственности граждан или иным образом улучшается положение лиц, на которых распространили действие акта. В отдельных случаях в самом акте может прямо предусматриваться распространение действия на отношения, возникающие до его вступления в силу.

Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь.

Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:

- истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть);

- признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;

- признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;

- отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных

Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.

8. Юридическая сила правовых актов управления. Принудительное исполнение.

Правовые акты управления, вступившие в силу, обладают правовым свойством, получившим название юридическая сила. Такое свойство означает, что акт должен действовать, влиять на общественные процессы, исполняться.

Принудительное исполнение связано с применение определенных силовых мер воздействия, правовых санкций. Оно должно быть законным, т.е. применяться в соответствии с действующим законодательством и лишь в том случае, если очевидно неисполнение акта управления или его отдельных предписаний при возможности исполнения. Первоначально должны быть выяснены причины сознательного неисполнения, целесообразность и возможность принудительного исполнения. Нередко принудительное исполнение сопряжено с изданием акта управления, исполнение которого также потребует применения иных мер воздействия.

ТЕМА № 4

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА. СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО СТАТУСА СУБЪЕКТА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА.

1. Понятие субъекта административного права.

Под субъектом административного права понимается носитель прав и обязанностей, установленных административно-правовыми нормами.

К субъектам административного права относятся: физические лица, органы государственного управления, государственные служащие, государственные и негосударственные организации.

Для того чтобы стать субъектом административного права, необходимо обладать административной правосубъектностью. Административная правосубъектность состоит из административной правоспособности и административной дееспособности.

Под административной_________ правоспособностью понимается

установленная и охраняемая нормами административного права способность конкретного субъекта иметь административные права и обязанности.

Под административной дееспособностью понимается способность определенного субъекта своими действиями приобретать права, создавать для себя юридические обязанности, а также нести юридическую ответственность за свои действия или противоправное бездействие.

Способность определенного субъекта нести ответственность за вред, причиненный его противоправными деяниями (действиями или бездействиями), называется деликтоспособностью.

2. Виды субъектов административного права.

В юридической литературе выделяют следующие виды субъектов административного права:

1. Индивидуальные субъекты административного права.

К индивидуальным субъектам административного права относятся: граждане Республики Беларусь, иностранные граждане, лица без гражданства; в эту категорию субъектов относят также государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей.

Специальными индивидуальными субъектами административного права выступают должностные лица.

2. Коллективные субъекты административного права.

К коллективным субъектам административного права относят различные объединения граждан, среди которых выделяют государственные и негосударственные организации.

К государственным коллективным субъектам административного права относятся: органы государственного управления, их структурные подразделения, наделенные собственной компетенцией, а также государственные предприятия, концерны, учреждения, объединения.

К негосударственным коллективным субъектам административного права относятся: общественные объединения, а также другие частные некоммерческие и коммерческие организации.

3. Сущность правового статуса субъекта административного права. Понятие компетенции.

Термин "статус" (от лат. status) означает состояние, положение, правовое положение.

Правовой статус (правовое положение) представляет собой комплексный государственно-правовой институт, в котором права, свободы и обязанности граждан являются лишь составной частью.

Президент Республики Беларусь как субъект государственного

управления

Президент Республики Беларусь - глава государства, избираемый непосредственно гражданами Республики Беларусь, возвышается над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.

Правовой основой деятельности Президента является в первую очередь Конституция Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» от 21.02.1995.

Административные полномочия Президента достаточно широки. Он:

- с согласия Палаты представителей назначает Премьер-министра;

- определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от нее заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решения об отставке Правительства и его членов;

- образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

- с согласия Совета Республики назначает Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из состава этих судов;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Формы работы Президента Республики Беларусь соответствуют

формам работы всех органов государственного управления. Президент на основе и в соответствии с Конституцией издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Президент издает декреты, имеющие силу законов. Президент непосредственно или через создаваемые им органы обеспечивает исполнение декретов, указов и распоряжений.

Аппарат Президента Республики Беларусь - это совокупность органов государственного управления, призванных оказывать ему помощь в работе, выполнять его указания и поручения.

Совет Министров Республики Беларусь

Организация и деятельность Совета Министров Республики Беларусь регламентируется преимущественно Конституцией Республики Беларусь, а также Законом Республики Беларусь "О Совете Министров Республики Беларусь" от 23.07.2008.

Правительство Республики Беларусь - Совет Министров Республики Беларусь - является коллегиальным центральным органом государственного управления, осуществляющим исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Совет Министров Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Состав Правительства утверждается Президентом Республики Беларусь.

Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания. В случае двукратного отказа Палаты представителей в даче согласия на назначение Премьер-министра Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Совет Министров обладает общей и исключительной компетенциями.

К общей компетенции Правительства относится обеспечение проведения единой экономической, финансовой, кредитно-денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, здравоохранения, образования, социального обеспечения, охраны труда, кадровых назначений.

К исключительной компетенции Совета Министров Республики Беларусь относятся вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов, проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь, основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Граждане как субъекты государственного управления

Исходным инструментом, определяющим правовое положение граждан, является административная правосубъектность, которая включает такие элементы, как правоспособность и дееспособность.

Административно-правовые отношения граждан с другими субъектами государственного управления могут возникать: а) на основе реализации гражданами принадлежащих им прав в сфере государственного управления; б) в связи с выполнением возложенных на граждан обязанностей в сфере государственного управления; в) в связи с нарушением органами государственного управления и их должностными лицами прав и законных интересов граждан; г) в связи с защитой прав и законных интересов граждан; д) в связи с нарушением гражданами их административно-правовых обязанностей.

Организации как субъекты государственного управления

Одним из субъектов административно-правовых отношений являются общественные объединения. Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь "Об общественных объединениях" от 04.10.1994 общественным объединением является добровольное объединение граждан, в установленном законодательством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, социальных, культурных и иных прав.

На территории Республики Беларусь могут создаваться и действовать международные, республиканские и местные общественные объединения.

Не допускается создание и деятельность общественных объединений, имеющих целью свержение либо насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и безопасности государства, пропаганду войны, насилия, разжигания национальной, религиозной и расовой вражды.

Разновидностью общественных объединений являются политические партии. Политической партией является добровольное общественное объединение, преследующее политические цели, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах (ч. 1 ст. 1 Закона Республики Беларусь "О политических партиях" от 05.10.1994).

Право на членство в политических партиях имеют только граждане Республики Беларусь.

Профессиональные союзы. Деятельность профессиональных союзов регламентируется Законом Республики Беларусь "О профессиональных союзах" от 22.04.1992. Профсоюзы - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Религиозные организации. Деятельность религиозных организаций в Республике Беларусь регламентируется Законом Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях" от 17.12.1992. Религиозными организациями признаются добровольные объединения граждан Республики Беларусь (религиозные общины) или религиозных общин (религиозные объединения), объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения религиозных потребностей, а также монастыри и монашеские общины, религиозные братства и сестричества, религиозные миссии, духовные учебные заведения.

ТЕМА № 5

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАК ОСНОВНЫЕ НОСИТЕЛИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

1. Понятие органа государственного управления. Организационно-правовые основы системы органов государственного управления.

Орган государственного управления - это государственный орган, призванный осуществлять исполнительную и распорядительную деятельность (исполнительную власть) посредством повседневной и практической организации исполнения Конституции, законов и иных нормативных правовых актов.

Система органов государственного управления - это основанная на разделении управленческого труда совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев исполнительной власти, каждое из которых обладает относительной самостоятельностью и выполняет строго определенные функции:

- Президент Республики Беларусь - глава государства, формирует основные звенья системы органов исполнительной власти;

- Правительство - Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления;

- органы исполнительной власти отраслевой и специальной компетенции: министерства и государственные комитеты;

- местные органы государственного управления;

- администрации предприятий, учреждений и иных организаций.

2. Принципы построения и принципы деятельности органов государственного управления.

Различают четыре принципа построения системы органов государственного управления, позволяющих определить взаимодействие ее структурных звеньев: 1) отраслевой, 2) линейный, 3) функциональный, 4) территориальный.

Отраслевой принцип построения аппарата государственного управления применяется там, где необходимо объединить под началом одного органа однородные объекты управления, занимающиеся хозяйственной, социально-культурной или административно-политической деятельностью.

При линейном принципе построения аппарата управления у субъекта управления в подчинении находится несколько объектов, но последние, в свою очередь, подчиняются только одному субъекту управления.

При функциональном принципе аппарат управления построен таким образом, что созданному органу управления поручается осуществлять одну или несколько управленческих функций по отношению к объекту, не находящемуся в его административном подчинении.

Территориальный принцип предполагает создание таких органов, которые, осуществляя общие функции, воздействовали бы в той или иной мере на все объекты, расположенные в пределах конкретной территории.

Принципами деятельности органов государственного управления являются такие требования, правила, которыми руководствуются органы в своей повседневной деятельности:

- разделение труда;

- принцип полномочий и ответственности;

- дисциплина;

- единоначалие;

- вознаграждение персонала;

- централизация;

- скалярная цепь (иерархия);

- порядок;

- справедливость (или равенство общегражданского порядка);

- стабильность (устойчивость) персонала;

- инициатива;

- корпоративный дух (единение персонала).

3. Порядок формирования органов государственного управления.

Порядок формирования органов государственного управления устанавливается различными нормативными правовыми актами: Конституцией, Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 г. "О Совете Министров Республики Беларусь", Законом Республики Беларусь "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" от 4 января 2010 г., а также другими нормативными правовыми актами Республики Беларусь. В связи с этим любой орган может быть образован только тем органом, которому предоставлено такое право.

Образование органа государственного управления требует решения ряда вопросов:

1) обоснование потребности, необходимости подобного органа;

2) определение названия (наименования) органа;

3) определения, кем он может быть создан;

4) определения его места в системе механизма государственного управления;

5) установления его компетенции;

6) установления его взаимоотношений с другими органами как по вертикали, так и по горизонтали;

7) определения источников финансирования;

8) определения и утверждения организационной структуры и штатного расписания;

9) определения территориального масштаба деятельности;

10) подбора и зачисления работников - государственных служащих.

4. Организационная (внутренняя) структура и штаты органов государственного управления.

Под организационной структурой органов государственного управления понимается внутреннее строение системы управления и самого органа.

Внутреннее строение системы управления состоит из организационных частей, звеньев - органов, управлений, каждое из которых является самостоятельным, имеет свою компетенцию и масштаб внешней деятельности, являясь нижестоящим или вышестоящим по отношению к другому.

Внутренняя структура органа состоит из его частей, структурных подразделений, каждое из которых имеет свои задачи, компетенцию, производную от компетенции органа и по существу является равным среди других.

Следовательно, организационную структуру органов государственного управления следует рассматривать в двух аспектах: как организационную структуру системы управления - строение системы и как внутреннее строение самого органа. Между этими двумя аспектами организационной структуры существует определенная связь.

Организационная структура системы управления выражает звенность, субординацию той или иной системы управления, наличие вышестоящих и нижестоящих организаций, нередко подчиненных.

Организационная внутренняя структура органов государственного управления представляет собой состав его подразделений.

Внутренняя организационная структура утверждается, как правило, руководителем органа и строится с учетом штатов, т.е. выделенных бюджетных средств на содержание аппарата того или иного органа.

Штаты установлены для каждого органа государственного управления. Под штатами обычно понимается постоянный состав сотрудников в органе, количество государственных служащих, занятых в аппарате управления. Однако если быть более точнее, то штаты - это, прежде всего, количество необходимых должностей, их наличие.

5. Виды органов государственного управления.

По основаниям образования можно выделить органы государственного управления, создание которых предусмотрено Конституцией Республики Беларусь (например, Совет Министров Республики Беларусь), и организуемые на основе текущего законодательства (например, министерства, государственные комитеты).

По порядку образования органы государственного управления делятся на создаваемые Президентом Республики Беларусь и образуемые вышестоящими органами государственного управления.

По характеру компетенции различают органы государственного управления общей компетенции (Совет Министров Республики Беларусь, некоторые государственные комитеты), межотраслевой (органы статистики и анализа, министерство финансов, министерство экономики и т.д.) и специальной компетенции (министерство культуры, образования и т.д.).

По территории деятельности различают общегосударственные (республиканские) и местные органы государственного управления.

ТЕМА № 6-7

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И АППАРАТНОЙ СЛУЖБЕ

1. Понятие и виды государственной гражданской службы.

Правовой основой государственной службы в Республике Беларусь являются Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О

государственной службе в Республике Беларусь» от 14.06.2003 и другие акты законодательства.

Государственная служба - это профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.

Виды государственной службы (служба на государственных должностях в):

- Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах;

- Правительстве Республики Беларусь и его Аппарате;

- Конституционном Суде Республики Беларусь и его Секретариате, Верховном Суде Республики Беларусь, Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах;

- Администрации Президента Республики Беларусь, Государственном секретариате Совета Безопасности Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь;

- органах Комитета государственного контроля Республики Беларусь, органах прокуратуры Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате;

- министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях;

- дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь;

- местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах;

- государственных нотариальных конторах;

- таможенных органах;

- иных государственных органах.

2. Принципы государственной гражданской службы.

Государственная служба основывается на следующих принципах:

- верховенства Конституции Республики Беларусь;

- служения народу Республики Беларусь;

- законности;

- приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;

- гуманизма и социальной справедливости;

- единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

- гласности;

- профессионализма и компетентности государственных служащих;

- подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;

- добровольности поступления граждан на государственную службу;

- равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

- стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;

- экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.

3. Понятие и виды государственных гражданских служащих.

Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими должностными полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо

других, предусмотренных законодательством источников финансирования.

Виды государственных служащих:

В зависимости от вида государственной власти, в органах которой работают государственные служащие, их можно различать:

- работающие в представительных органах;

- работающие в органах исполнительной власти;

- работающие в судебных органах;

- работающих в иных государственных органах.

4. Права и обязанности государственных служащих. Ограничения, связанные с государственной гражданской службой.

Государственная должность - должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определенным для занимающего ее лица кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.

Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих.

Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых 12-й класс является низшим.

Государственный служащий имеет право на:

- письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;

- принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;

- посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;

- получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;

- повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования;

- повышение в должности, классе государственного служащего;

- заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь», иными законодательными актами;

- участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности;

- публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, установленных Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными актами законодательства;

- ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;

- проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

- уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

- отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству;

- свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;

- здоровые и безопасные условия труда;

- отставку по основаниям, предусмотренным Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»;

- государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.

Государственный служащий имеет и иные права, предусмотренные

законодательством Республики Беларусь.

Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Государственный служащий обязан:

- поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства;

- исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;

- соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами;

- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

- исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;

- соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

- не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;

- соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;

- в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;

- сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством;

- не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

- поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей.

Законодательными актами могут быть установлены иные обязанности государственного служащего.

Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Государственный служащий не вправе:

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

- принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

- занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;

- принимать участие в забастовках;

- заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемых по согласованию с руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность, или уполномоченным им лицом;

- выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

- использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

- принимать имущество (подарки) или получать другую выгоду в виде услуги в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий. Полученные государственными служащими при проведении протокольных и иных официальных мероприятий сувениры, стоимость которых превышает пять базовых величин, передаются в доход государства по решению комиссии, создаваемой руководителем государственного органа, в котором государственный служащий занимает государственную должность;

- использовать во внеслужебных целях средства материально- технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

- иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;

- принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.

Законодательными актами могут быть установлены иные ограничения, связанные с государственной службой.

Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

5. Кадровые реестры и порядок их ведения.

Кадровый реестр - система учета государственных должностей государственных органов Республики Беларусь.

В Республике Беларусь ведутся кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, кадровый реестр Правительства Республики Беларусь, кадровые реестры областных и Минского городского исполнительных комитетов.

В кадровые реестры включаются:

- высшие государственные должности Республики Беларусь: Премьер- министр Республики Беларусь, Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь, Председатель Верховного Суда Республики Беларусь, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Генеральный прокурор Республики Беларусь, Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь, Управляющий делами Президента Республики Беларусь;

- иные государственные должности, назначение (согласование назначения) на которые осуществляется соответственно Президентом Республики Беларусь, Премьер-министром Республики Беларусь, председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Перечни высших государственных должностей Республики Беларусь, иных государственных должностей, подлежащих включению в кадровые реестры, утверждаются соответственно Президентом Республики Беларусь,

Премьер-министром Республики Беларусь, председателями областных и Минского городского исполнительных комитетов.

Ведение кадровых реестров включает в себя:

- утверждение перечней государственных должностей;

- сбор и изучение данных о кандидатах на государственные должности.

При назначении на государственные должности, включенные в

кадровые реестры, в соответствии с законодательством осуществляется формирование сведений о кандидатах, необходимых для реализации их должностных полномочий.

Формирование сведений о кандидатах на государственные должности осуществляется Правительством Республики Беларусь, Администрацией Президента Республики Беларусь, Государственным секретариатом Совета Безопасности Республики Беларусь, областными и Минским городским исполнительными комитетами в соответствии с их компетенцией.

Перечень сведений о кандидатах на государственные должности, срок изучения материалов о кандидатах на государственные должности, обстоятельства, подлежащие изучению о кандидатах на государственные должности, порядок допуска кандидатов на государственные должности к государственным секретам, порядок хранения сведений о кандидатах на государственные должности и обращения с этими сведениями устанавливаются Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

При формировании сведений о кандидатах на государственные должности, включенные в кадровые реестры, запрещается сбор информации о личной жизни кандидатов или членов их семей, других близких родственников, а также сведений об их вероисповедании и принадлежности к политическим партиям, другим общественным объединениям, преследующим политические цели, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами.

6. Резерв кадров.

В государственных органах создается резерв кадров государственных служащих для занятия вакантных государственных должностей (за исключением должностей, занятие которых осуществляется путем избрания).

В резерв кадров государственных служащих включаются:

- граждане, принявшие участие в конкурсном отборе и рекомендованные конкурсной комиссией для зачисления в кадровый резерв;

- государственные служащие, уволенные в результате ликвидации государственного органа, сокращения численности или штата работников.

В резерв кадров государственных служащих не включаются государственные служащие, достигшие:

- пенсионного возраста;

- предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе.

Порядок формирования и организации работы с резервом кадров государственных служащих определяется Президентом Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Права и обязанности граждан, включенных в резерв

Граждане, включенные в резерв, при прочих равных условиях с другими претендентами на занятие государственной должности обладают преимущественным правом на занятие соответствующей государственной должности.

Граждане, включенные в резерв, могут быть приняты на государственную службу на время выполнения обязанностей временно отсутствующих государственных служащих, за которыми в соответствии с законодательством сохраняется место работы (службы). При этом граждане, принятые из резерва на государственную службу на время выполнения обязанностей временно отсутствующих государственных служащих, остаются в списке резерва и пользуются всеми правами включенных в резерв.

Граждане, включенные в резерв, могут проходить предложенные им повышение квалификации, переподготовку.

Из резерва исключаются граждане:

- назначенные на должность, не считая назначения в качестве замещающих временно отсутствующих государственных служащих;

- в случае прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

- подавшие заявление об исключении из резерва по собственному желанию;

- умершие, объявленные умершими или признанные безвестно отсутствующими в установленном законодательством порядке;

- которым установлена инвалидность I или II группы.

7. Поступление на государственную аппаратную службу. Прохождение государственной аппаратной службы.

Требования к кандидату на должность судьи общего и хозяйственного судов.

Согласно ст. 94 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет, порядок исчисления которого определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом, не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалификационный экзамен на должность судьи.

Кандидат на должность:

судьи областного (Минского городского), Белорусского военного судов должен иметь стаж работы в должности судьи не менее трех лет;

судьи Верховного Суда Республики Беларусь, кроме судьи судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь должен иметь стаж работы в должности судьи не менее пяти лет.

Судьей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь может быть лицо, имеющее как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественнонаучное образование. Судья судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, не имеющий высшего юридического образования, должен иметь стаж работы в области патентоведения не менее пяти лет.

Судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь назначаются на должности из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицерского состава.

На должность судьи не может быть назначено:

- лицо, в отношении которого имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда;

- лицо, не способное по состоянию здоровья исполнять обязанности судьи, что подтверждается медицинским заключением;

- лицо, признанное ограниченно дееспособным или недееспособным решением суда, вступившим в законную силу.

Квалификационный экзамен на должность судьи. В соответствии со ст. 96 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей квалификационный экзамен на должность судьи проводится в целях оценки уровня профессиональных знаний, умений и навыков лиц, претендующих на занятие должности судьи, их деловых и морально-психологических качеств.

К квалификационному экзамену на должность судьи может быть допущен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист».

Квалификационный экзамен на должность судьи проводится экзаменационными комиссиями, которые создаются:

при Верховном Суде Республики Беларусь - для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей общих судов;

при Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь - для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на занятие должности судей хозяйственных судов.

Экзаменационные комиссии создаются из наиболее квалифицированных судей, представителей Министерства юстиции Республики Беларусь и иных специалистов в области права.

Положительный результат квалификационного экзамена является основанием для зачисления кандидатом в судьи и действителен в течение двух лет с момента его сдачи.

Прохождение службы в органах прокуратуры.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. № 181 "Об утверждении положения о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь" на должность прокурорского работника может быть назначен гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование и обладающий необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также отвечающий иным требованиям, предусмотренным законодательством о государственной службе. На должность прокурорского работника в исключительных случаях может быть назначен гражданин, имеющий иное высшее образование.

В отношении лиц, принимаемых на службу в органы прокуратуры, в целях выяснения обстоятельств, препятствующих поступлению на данную службу, проводится специальная внутренняя проверка в порядке, определенном Генеральным прокурором, за исключением лиц, назначаемых на должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, проверка в отношении которых проводится в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Лицо не может быть принято на службу в органы прокуратуры и (или) находиться на указанной службе, если оно:

- не имеет гражданства Республики Беларусь;

- признано в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

- лишено судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;

- имеет судимость;

- ранее совершило умышленное преступление;

- имеет подтвержденное заключением врачебно-консультационной комиссии заболевание, входящее в утвержденный Правительством Республики Беларусь перечень заболеваний, препятствующих исполнению служебных обязанностей;

- состоит в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с прокурорским работником, если их служба в органах прокуратуры будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- отказывается от прохождения в установленном порядке специальной проверки, а также процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по должности, на которую претендует лицо, связано с использованием таких сведений;

- в иных случаях, установленных законодательными актами.

Лица, впе