Государственный земельный кадастр и мониторинг земель в системе управления земельным фондом

 

Государственный земельный кадастр в общем понимании представляет собой совокупность необходимых и достоверных сведений о природном, хозяйст­венном и правовом положении земель Российской Федерации, местоположении и размерах земельных участков, об их качественном состоянии и экономической оценке, о владельцах и пользователях земельных участков, правовом режиме ис­пользования земель и иных необходимых и достоверных сведений о земле. Государ­ственный земельный кадастр является основой, а по некоторым вопросам частью государственных отраслевых кадастров - градостроительного, водного, лесного, экологического, горных и других.

Земельный кадастр предназначен для обеспечения федеральных, субъ­ектных и местных органов власти и заинтересованных предприятий, организации и учреждений, а также граждан сведениями о земле в целях организации ее рацио­нального использования и охраны регулирования иных земельных отношений, зем­леустройства, обоснования размеров платы за землю, оценки хозяйственной дея­тельности и других действий, связанных с использованием земли (ст. 110, 111 ЗК РСФСР).

Содержание земельного кадастра определяется Законом «О Государст­венном земельном кадастре», утвержденном и.о. Президента РФ 10 января 2000 го­да. Земельный кадастр содержит данные об объектах и субъектах земельной собст­венности, землепользования и аренды земли, о целевом назначении земельных уча­стков и о характере их использования, сведения о количественном и качественном состоянии земель, о качественной и экономической оценке, земельных угодий.

Сведения государственного земельного кадастра подлежат обязательно­му применению при планировании использования и охраны земельных ресурсов, при подготовке оптимальных вариантных участков для их предоставления и изъя­тия, при совершении сделок с землей, при определении обоснованных размеров платежей на землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельно­сти предприятий и осуществлении других мероприятий связанных с использованием и охраной земель.

Важное место в системе государственного управления земельным фон­дом занимает мониторинг земель, под которым понимается система наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель. Объектом мониторинга земель являются все земли Российской Федерации.

Основными задачами мониторинга земель являются:

- своевременное выявление изменений состояния земель;

- оценка происшедших изменений;

- прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устра­нении последствий негативных процессов;

- информационное обеспечение ведения государственного земель­ного кадастра, землеустройства, землепользования;

- обеспечение сведениями органы государственного контроля за ис­пользованием и охраной земельных ресурсов;

- иных функций государственного управления земельным фондом, а также заинтересованных владельцев земельных участков.

По уровневому характеру мониторинг земель подразделяется на федеральный, региональный и локальный. Поэтому собранные путем мониторинга сведения о земле служат правовым основанием для принятия необходимых решений компе­тентными государственными органами разных уровней в соответствии с задачами их постоянной деятельности в области использования и охраны земель.

Порядок ведения мониторинга земель определен постановлением Правитель­ства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. «О мониторинге земель».