Государственный земельный кадастр и мониторинг земель в системе управления земельным фондом
Государственный земельный кадастр в общем понимании представляет собой совокупность необходимых и достоверных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель Российской Федерации, местоположении и размерах земельных участков, об их качественном состоянии и экономической оценке, о владельцах и пользователях земельных участков, правовом режиме использования земель и иных необходимых и достоверных сведений о земле. Государственный земельный кадастр является основой, а по некоторым вопросам частью государственных отраслевых кадастров - градостроительного, водного, лесного, экологического, горных и других.
Земельный кадастр предназначен для обеспечения федеральных, субъектных и местных органов власти и заинтересованных предприятий, организации и учреждений, а также граждан сведениями о земле в целях организации ее рационального использования и охраны регулирования иных земельных отношений, землеустройства, обоснования размеров платы за землю, оценки хозяйственной деятельности и других действий, связанных с использованием земли (ст. 110, 111 ЗК РСФСР).
Содержание земельного кадастра определяется Законом «О Государственном земельном кадастре», утвержденном и.о. Президента РФ 10 января 2000 года. Земельный кадастр содержит данные об объектах и субъектах земельной собственности, землепользования и аренды земли, о целевом назначении земельных участков и о характере их использования, сведения о количественном и качественном состоянии земель, о качественной и экономической оценке, земельных угодий.
Сведения государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земельных ресурсов, при подготовке оптимальных вариантных участков для их предоставления и изъятия, при совершении сделок с землей, при определении обоснованных размеров платежей на землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности предприятий и осуществлении других мероприятий связанных с использованием и охраной земель.
Важное место в системе государственного управления земельным фондом занимает мониторинг земель, под которым понимается система наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель. Объектом мониторинга земель являются все земли Российской Федерации.
Основными задачами мониторинга земель являются:
- своевременное выявление изменений состояния земель;
- оценка происшедших изменений;
- прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
- информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, землеустройства, землепользования;
- обеспечение сведениями органы государственного контроля за использованием и охраной земельных ресурсов;
- иных функций государственного управления земельным фондом, а также заинтересованных владельцев земельных участков.
По уровневому характеру мониторинг земель подразделяется на федеральный, региональный и локальный. Поэтому собранные путем мониторинга сведения о земле служат правовым основанием для принятия необходимых решений компетентными государственными органами разных уровней в соответствии с задачами их постоянной деятельности в области использования и охраны земель.
Порядок ведения мониторинга земель определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1992 г. «О мониторинге земель».