Задачи программы.

Главная цель программы.

План

Особенности принятия Конституции РФ 1993 г., ее структура и содержание

 

Вопрос о принятии новой российской Конституции встал на I Съезде народных депутатов, которым 22 июня 1990 г была образована Конституционная комиссия, разработавшая проект Конституции РФ.

В вопросе организации и функционирования государственного механизма в этом проекте были сильно укреплены позиции законодательной власти за счет ущемления исполнительной власти, и, прежде всего власти Президента РФ.

Такое положение дел не могло удовлетворить президентскую власть, поэтому 20 мая 1993 г. Президентом РФ был принят Указ «О созыве Конституционного совещания и завершения подготовки проекта Конституции РФ» и определен его состав. В состав Конституционного совещания вошли 250 человек, работавших по пяти секциям:

- секция представителей федеральных органов власти;

- секция представителей органов государственной власти субъектов РФ;

- секция представителей местного самоуправления;

- секция представителей партий, общественных организаций, религиозных конфессий;

- секция представителей товаропроизводителей и предпринимателей.

Конституционное совещание начало свою работу 5 июня 1993 г. На его обсуждение были вынесены 2 проекта Конституции РФ – президентский и парламентский

В результате работы Конституционного совещания был выработан согласованный проект Конституции РФ, в который вошли положения президентского проекта, проекта Съезда народных депутатов, замечания и предложения граждан и организаций.

12 июля 1993 г. проект Конституции РФ был одобрен Конституционным совещанием.

В то же время совещание двух тысяч народных депутатов всех уровней, созванное в конце мая — начале июня 1993 г. Верховным Советом РФ, полностью отвергло президентский проект.

Таким образом, согласие между законодательной и исполнительной властями достигнуто не было, и конституционный кризис продолжил свое развитие.

21 сентября 1993 г. Президентом РФ был издан указ «О поэтапной конституционной реформе в РФ», которым прерывалось осуществление законодательных, распорядительных и контрольных функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета, одновременно прекращались полномочия народных депутатов. Этим же Указом было утверждено Положение о федеральных органах власти на переходный период.

9 октября 1993 г. Указом Президента РФ были прекращены полномочия Советов народных депутатов по всей стране, а Указом от 27 октября 1993 г. были утверждены Основные положения о выборах в представительные органы государственной власти субъектов РФ. Все это означало юридическую ликвидацию советской власти в России.

До принятия очередной Конституции и формирования новых органов законодательной власти правовое регулирование всех вопросов, в том числе и входящих в компетенцию органов законодательной власти, стало осуществляться указами Президента РФ.

10 ноября 1993 г. проект Конституции РФ был официально опубликован, а на 12 декабря 1993 г. был назначен референдум (всенародное голосование) по вопросу принятия Конституции РФ.

В референдуме приняли участие 54,8% избирателей. За принятие Конституции РФ проголосовало 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. По действовавшему в то время Закону РСФСР о референдуме 1990 г. это означало, что Конституция принята.

Одновременно с проведением референдума состоялись выборы в Федеральное собрание — парламент РФ. Легитимность государственной власти была восстановлена.

Конституция РФ 1993 г. коренным образом отличается от всех прежде действовавших советских конституций. Она признает высшей ценностью не интересы государства, как прежде, а интересы человека и гражданина. В экономической сфере не отдается предпочтение какой-либо форме собственности, а равным образом защищаются все из них. В политической и идеологической сфере закреплен соответствующий плюрализм (многопартийность, отказ от единственной и обязательной идеологии и т. д.).

В целом Конституция РФ отвечает всем международным стандартам, воплощая в себе лучшие конституционные идеи, разработанные в мировом сообществе.

Конституция РФ состоит из преамбулы, двух разделов, в первом из которых имеется девять глав и в общей сложности 137 статей, во втором разделе — 9 пунктов.

Преамбула — это вводная часть закона, в которой указываются цели его принятия, основные принципы и другие исходные положения.

Преамбула Конституции РФ в большей мере имеет идеологический характер, но как органическая часть Конституции она не может не иметь юридического значения. Оно состоит в том, что все нормы Конституции должны соответствовать провозглашенным в преамбуле целям и принципам и истолковываться в соответствии с ними.

Раздел первый Конституции РФ названия не имеет и состоит из девяти глав.

Глава 1 «Основы конституционного строя содержит в себе шестнадцать статей.

Глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» является самой большой по объему и состоит из 48 статей (ст. 17-64).

Глава 3 «Федеративное устройство» имеет 15 статей (ст. 65-79).

Глава 4 «Президент РФ» включает в себя 14 статей (ст. 80-93).

Глава 5 «Федеральное Собрание» состоит из 16 статей (ст. 94-109).

Глава 6 « Правительство РФ» включает 8 статей (ст. 110-117).

Глава 7 «Судебная власть» содержит 12 статей (ст. 118-129)

Глава 8 «Местное самоуправление» (ст. 130-133).

Глава 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции (ст. 134-137).

Раздел второй «Заключительные и переходные положения» состоит из 9 пунктов.

В п.1. установлено, что Конституция РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования (25.12.1993 г.),

В п. 2. раздела второго Конституции РФ отмечено, что законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.

В п. 6 раздела второго установлены два правила действия уголовно-процессуального законодательства после вступления в действие Конституции РФ.

1. Впредь до введения в действие федерального закона, устанавливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных заседателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соответствующих дел.

2. До приведения уголовно-процессуального законодательства РФ в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления.

Переходные положения, установленные в ряде пунктов раздела второго Конституции РФ, в настоящее время утратили юридическое значение, поскольку все вопросы осуществления государственной власти, статуса члена Совета Федерации и Государственной Думы в настоящее время реализуются в полном соответствии с требованиями Конституции РФ.