Стимулы деятельности государственных служащих

Стимулы деятельности государственных служащих можно подразделить на 3 группы: а) льготы, б) меры поощрения, в) меры ответственности.

Льготы весьма различны и, как правило, устанавливаются применительно к тем или иным категориям государственных служащих. Например, оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно, медицинское обслуживание, льготы по налогообложению, предоставление государственного служебного жилья и т.п. Предусмотрены надбавки к должностным окладам за особые условия службы, выслугу лет, классный чин, а также денежные выплаты по итогам службы за квартал, год и др.

Под поощрением понимается применение государственными, общественными органами и должностными лицами специальных форм положительной оценки и одобрения достигнутых успехов в работе и поведении отдельных граждан и коллективов. Поощрения государственных служащих предназначены для стимулирования их служебной деятельности, укрепления порядка и государственной дисциплины.

Меры поощрения делятся на общие и специальные. Общие меры поощрения установлены законодательством о труде, специальные – правовыми актами, предусматривающими особенности правового статуса конкретных категорий государственных служащих.

Общими мерами поощрения являются: денежная премия, объявление благодарности, награждение ценным подарком и др.

К служащим могут быть применены также меры поощрения в виде награждения орденами и медалями, присвоения почетных званий, присуждения государственных премий.

Специальные меры поощрения также разнообразны: досрочное присвоение специального звания, классного чина, повышение в классе и т.п.

Ответственность государственных служащих – применение к ним государственными органами и должностными лицами установленных государством мер воздействия за плохую работу, нарушение государственной дисциплины и законности.

В зависимости от характера правонарушений, совершенных государственными служащими, они могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность – применение мер дисциплинарного или общественного воздействия к государственным служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения обязанностей службы, в частности трудовой дисциплины, не преследуемые в уголовном порядке.

Отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности и за проступки хотя и не являющиеся нарушениями обязанностей службы, но не совместимые с их достоинством и назначением ввиду особого характера выполняемых обязанностей.

Установлены три вида дисциплинарной ответственности: 1) в порядке подчиненности; 2) в порядке, установленном уставами и положениями о дисциплине, действующими в ряде министерств, государственных комитетов, ведомств, и 3) в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка. Виды дисциплинарной ответственности отличаются друг от друга кругом лиц, привлекаемых к ответственности, и лиц, наделенных дисциплинарной властью, а также перечнем взысканий, порядком их наложения и обжалования.

Дисциплинарную ответственность в порядке подчиненности несут лишь руководящие работники (лица, пользующиеся правом найма и увольнения, распорядители кредитов, ответственные работники иных категорий, а также служащие, занимающие выборные должности). Дисциплинарное взыскание в порядке подчиненности налагается лицом или органом, от которых, согласно существующим правилам, зависит назначение служащего на должность, либо лицами или органами, вышестоящими по линии подчиненности. Могут быть наложены такие взыскания, как замечание, выговор, увольнение.

По уставам и положениям о дисциплине несут ответственность военнослужащие, работники органов внутренних дел, госбезопасности, служащие на транспорте и связи. В уставах о дисциплине предусмотрен круг лиц, на которые они распространяются. Это строго определенный, ограниченный круг работников. Определены должностные лица, применяющие дисциплинарные взыскания, и меры взысканий, которые имеют определенную специфику, обусловленную профессиональными особенностями труда этих служащих.

По Типовым правилам внутреннего трудового распорядка несут дисциплинарную ответственность все остальные служащие, за исключением тех, кто отвечает в порядке подчиненности и по уставам и положениям о дисциплине. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, учреждения, организации, а также другими должностными лицами, которым может быть предоставлено это право министерством и ведомством. Типовыми правилами предусмотрены следующие взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение.

Законодательством предусмотрен ряд гарантий законности привлечения служащих к дисциплинарной ответственности. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение служащего. До наложения взыскания администрация обязана затребовать от нарушителя объяснения в письменном виде. Взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и шести месяцев со дня его совершения.

За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Оно снимается автоматически, если в течение года со дня его применения служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

Административную ответственность государственные служащие несут за совершение административного правонарушения (проступка) в общем порядке, как все граждане. Что касается должностных лиц, то они несут ее не только за нарушения общеобязательных правил своими собственными действиями, но и за некоторые административные правонарушения, которые считаются упущениями по службе. Сюда относятся административные проступки, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение которых входит в их служебные обязанности (например, правил в сфере охраны порядка управления, государственного или общественного порядка, природы, здоровья населения и т.д.) К должностным лицам могут применяться не все административные взыскания, а только предупреждение и штраф. Административное взыскание может налагаться независимо от дисциплинарного взыскания.

Материальная ответственность государственных служащих наступает за служебный проступок, в результате которого причинен материальный ущерб предприятию, учреждению, организации, гражданам. Ответственность выражается в возмещении служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания и может применяться наряду с ним. Этот вид юридической ответственности наступает либо по суду (на основе норм трудового и гражданского права), либо в административном порядке (например, отчисление из заработной платы служащего на основании решения администрации).

Уголовная ответственность государственных служащих наступает за совершение ими преступлений. Особо закон выделяет общие виды должностных преступлений: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, должностной подлог. Предусматривается также уголовная ответственность должностных лиц за преследование граждан, выступающих с критикой. Все эти вопросы подробно изучаются в курсе уголовного права.

7. Предприятия и учреждения как субъекты административного права

 

Предприятия и учреждения – особые субъекты административного права. В отличие от органов исполнительной власти они осуществляют не руководство, а экономические, социально-культурные и иные функции в целях удовлетворения материальных, духовных и других потребностей граждан, общества и государства.

Они не обладают юридически-властными полномочиями и не являются субъектами управления.

Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению.

Предприятия – самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественной потребности и получения прибыли.

Учреждения выполняют социально-культурные или административно-политические функции. Они создают социальные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения и др.).

Организационно-правовые формы предприятий закреплены Гражданским кодексом Республики Беларусь, учреждений – различными законодательными и иными актами (например, Законы «Об образовании», «О здравоохранении» и т.д.)

Существует множество форм предприятий:

а) промышленные предприятия – заводы, фабрики, шахты, комбинаты и т.д.

б) сельскохозяйственные предприятия – колхозы, совхозы, фермерские хозяйства и др.

в) строительные предприятия – строительные управления, кооперативы и др.

г) транспортные предприятия – железные дороги, станции, депо, пароходства, порты, аэропорты и т.п.

д) предприятия связи – узлы связи, почтамты, телеграфы, телефонные станции и др.

е) предприятия торговли – универмаги, гастрономы и т.п.

ж) жилищно-коммунальные предприятия – жилищно-эксплуатационные конторы, ремонтно-эксплуатационные управления, энергосети и др.

Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, могут быть подразделены на три основные группы:

1) нормы, относящиеся к предприятиям и учреждениям всех форм собственности;

2) нормы, адресуемые государственным предприятиям и учреждениям;

3) нормы, адресуемые негосударственным предприятиям и учреждениям.

Нормы первой группы закрепляют принципиальные позиции во взаимодействии предприятий и учреждений с органами исполнительной власти. Они устанавливают:

· запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий;

· государственную регистрацию предприятий, порядок ее осуществления и основания для отказа в регистрации;

· обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности, предоставления государственным органам информации, необходимой для налогообложения.

Предприятия независимо от видов собственности обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования и т.д.

Особенности административно-правового статуса государственных предприятий проистекают из того, что государство является собственником таких предприятий. К ведению государственных органов относится учреждение предприятий, определение их профиля и дислокации, утверждение устава, управление ими, назначение на должность и освобождение от нее руководителей, доведение в установленных случаях государственных заказов, прекращение деятельности государственных предприятий.

Некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предприятиям (производство любых видов оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ).

Влияние государственных органов на негосударственные предприятия более ограничено, чем на государственные. Они не решают конкретных вопросов их учреждения, определения профиля, организации управления. По этим и многим другим вопросам решения принимаются учредителями или уполномоченными ими органами.

Органом управления любого предприятия является администрация. Принадлежащие предприятию или учреждению права осуществляются их руководителями и другими должностными лицами.

Администрация предприятия – орган, на который возложены функции оперативного управления предприятием. Управленческие полномочия администрации распространяются на отношения внутри предприятий, учреждений. Возглавляет администрацию единоличный руководитель (директор, начальник, ректор и т.д.), ответственный за всю работу предприятия, в том числе за работу аппарата управления им. Приказы руководителя обязательны для выполнения всеми работниками. В руках администрации находятся все необходимые полномочия юридически властного характера, которые, однако, распространяются только на отношения внутри предприятия.

 

 

8. Административно-правовой статус общественных объединений