Виды органов исполнительной власти

Вопрос о классификации органов исполнительной власти принадлежит к числу актуальных проблем административного права. Он имеет большое научно-познавательное и практическое значение.

Классификация позволяет изучить особенности организации и деятельности органов исполнительной власти, а также установить закономерности во взаимосвязях отдельных органов, правильно объяснить их.

Классификация органов управления может быть различной в зависимости от того, какая сторона их организации и деятельности берется в данном случае за основной критерий. Так, если исполком местного Совета рассматривать в зависимости от территориальных пределов деятельности, то это будет местный орган управления; от характера компетенции – орган общей компетенции; от порядка разрешения подведомственных ему вопросов – коллегиальный орган; от источника финансирования – орган госбюджетного финансирования и т.д.

При классификации органов управления во многих случаях следует не столько руководствоваться наименованием самого органа, сколько исходить из его правового положения, места в общей системе органов управления, специфики его организации и деятельности. Существенным признаком считается тот, который характеризует деятельность данного органа или нескольких органов, выделяет их из числа других органов в особую самостоятельную одноименную группу.

В зависимости от территориального масштаба деятельности органы исполнительной власти подразделяются на республиканские и местные. Республиканскими являются те органы, деятельность которых распространяется на всю территорию республики. К ним относятся Совет Министров, министерства, государственные комитеты, некоторые иные органы.

Местные органы исполнительной власти охватывают своей деятельностью одну, а иногда несколько административно-территориальных единиц: область, район, город, поселок и т.д. Местные органы, действующие лишь на территории одной административно-территориальной единицы, являются территориальными, а на территории нескольких административно-территориальных единиц – межтерриториальными.

К местным органам исполнительной власти относятся, например, исполнительные комитеты местных Советов депутатов, их отделы и управления, местные администрации, местные органы министерств и госкомитетов.

В зависимости от занимаемого положения и места в системе органы исполнительной власти делятся на вышестоящие и нижестоящие.

Каждый орган осуществляет свои права и обязанности самостоятельно в пределах своей компетенции. Вышестоящие органы, как правило, не вмешиваются в оперативную деятельность нижестоящих, но в то же время они контролируют их и указывают на недостатки в работе. Акты, издаваемые нижестоящими органами, должны соответствовать актам вышестоящих органов. В случае несоответствия могут быть отменены или приостановлены вышестоящими органами.

В зависимости от объема компетенции органы исполнительной власти делятся на три группы: органы общей, отраслевой и специальной компетенции.

Органы исполнительной власти общей компетенции ведают в пределах подведомственной им территории одновременно всеми или, по крайней мере, многими отраслями управления. Их полномочия гораздо шире полномочий органов управления, обладающих отраслевой или специальной компетенцией, и они осуществляют общее руководство и координацию деятельности последних. К органам управления общей компетенции относятся Совет Министров, местные исполкомы и местные администрации.

Органы исполнительной власти отраслевой компетенции участвуют в осуществлении руководства определенной, порученной им отраслью управления. Это – министерства, отделы и управления исполкомов и др. В своей деятельности все они ответственны перед соответствующими органами общей компетенции и им подотчетны.

Органы управления специальной или межотраслевой компетенции осуществляют руководство по вопросам, имеющим общий характер для всех или для многих отраслей. К ним относятся различные комитеты и управления. В компетенцию таких органов входит координирование деятельности министерств, исполкомов и других органов по тем или иным вопросам (в области организации труда, изобретательства и т.д.)

В зависимости от характера компетенции органы управления делятся на органы управления хозяйственным комплексом, органы управления социально-культурным строительством, органы управления в области административно-политической деятельности государства.

В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти подразделяются на органы коллегиального и органы единоначального управления.

Во главе коллегиального органа стоит группа лиц, образующих коллегию. Основные вопросы, относящиеся к компетенции такого органа, обсуждаются и решаются на ее заседаниях коллективно. Для вынесения решения по обсуждаемому вопросу необходим кворум. Обычно в коллегиальных органах решения принимаются большинством голосов, когда за данное решение проголосовало больше половины присутствующих членов органа. Таким образом, коллегиальность органов управления выражается как в их построении, так и в их деятельности. Она обусловлена объемом их компетенции и широкими задачами руководства. Эти органы, как правило, призваны решать вопросы, касающиеся одновременно многих отраслей государственного управления. К коллегиальным органам относятся, прежде всего, органы общей компетенции (Совет Министров, исполкомы).

Во главе единоначального органа стоит одно лицо – руководитель. Он руководит данным органом, а также осуществляет общее руководство нижестоящими органами исполнительной власти, предприятиями и организациями. Единолично, под свою ответственность, принимает решения, которые обязательны не только для должностных лиц, ответственных за определенный участок работы внутри аппарата данного органа, но и для всех его работников, а также для нижестоящих органов, предприятий и организаций. В руках руководителя единоначального органа управления сосредоточиваются все основные нити руководства.

К органам единоначального управления относятся министерства, отделы и управления исполкомов.

В зависимости от источника финансирования и способа распоряжения имуществом, находящимся в ведении органа, органы исполнительной власти можно подразделить на госбюджетные и хозрасчетные. Первые содержатся за счет бюджета, а вторые – за счет отчислений от подведомственных предприятий.

Все органы исполнительной власти образуют единую систему. Основным принципом построения и функционирования этой системы является централизм, который означает подчинение всех нижестоящих органов вышестоящим, но он сочетается с началами демократического характера. Они проявляются в максимальном учете местных условий и особенностей.

 

Административно-правовое положение Президента Республики Беларусь

Пост Президента в Беларуси впервые учрежден Конституцией 1994 года. Президент является главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина, высшим должностным лицом Республики Беларусь, олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

На этот пост может быть избран только гражданин Республики Беларусь в возрасте не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий в республике не менее 10 лет. Президент избирается сроком на 5 лет путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании.

Президент не может быть депутатом Палаты представителей и членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, занимать другие должности в государственных, общественных и иных учреждениях, организациях, осуществлять предпринимательскую деятельность, получать помимо заработной платы денежные вознаграждения, за исключением гонораров за произведения науки, литературы и искусства.

К исключительной компетенции Президента в сфере исполнительной власти относится:

1) назначение республиканских референдумов;

2) образование, упразднение и реорганизация Администрации Президента Республики Беларусь;

3) с согласия Палаты представителей назначение на должность Премьер-министра Республики Беларусь;

4) определение структуры Правительства Республики Беларусь, назначение на должность и освобождение от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принятие решения об отставке Правительства или его членов;

5) назначение на должность и освобождение от должности председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;

6) право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

7) назначение руководителей республиканских органов государственного управления и определение их статуса;

8) в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, введение на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

9) право отменять акты Правительства Республики Беларусь;

10) непосредственное или через создаваемые им органы осуществление контроля за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;

11) право отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

12) формирование Совета Безопасности Республики Беларусь;

13) назначение на должности и освобождение от должностей высшего командования Вооруженных Сил Республики Беларусь;

14) введение на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военного положения, объявление полной или частичной мобилизации с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики.

Президент на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

Декреты Президента могут быть двух видов – декреты, издаваемые на основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий, и временные декреты. Декреты и временные декреты имеют силу закона.

Декреты и указы Президента, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, имеют верховенство над актами иных государственных органов и должностных лиц.

 

Администрация Президента Республики Беларусь

Для непосредственного обеспечения деятельности Президента, реализации его полномочий создана Администрация Президента Республики Беларусь.

Администрация Президента Республики Беларусь:

- является республиканским органом государственного управления;

- обеспечивает проведение государственной кадровой политики
и идеологии;

- координирует деятельность подотчетных президенту государственных органов;

- обеспечивает взаимодействие Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной властей;

- осуществляет организационное, информационно-аналитическое и правовое обеспечение деятельности Президента Республики Беларусь.

В структуруАдминистрации Президента Республики Беларусь: Глава Администрации; Первый заместитель и три заместителя; помощники Президента; Главное управление кадровой политики; Главное идеологическое управление; Главное государственно-правовое управление; Главное организационное управление; Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и судебной власти; Главное экономическое управление; Главное управление по работе с обращениями граждан и юридических лиц; Управление внешней политики; Управление региональной политики; Канцелярия Президента Республики Беларусь; Приемная Президента Республики Беларусь; Пресс-служба Президента Республики Беларусь; Секретариат Главы Администрации Президента Республики Беларусь; Отдел по работе с общественными объединениями; Отдел подготовки выступлений; Отдел по вопросам гражданства и помилования; Сектор науки; Сектор стратегии развития сельского хозяйства.

В целях совершенствования финансового, материально-технического
и социально-бытового обеспечения деятельности высших органов государственной власти указом Президента Республики Беларусь № 19 от 4 августа 1994 г. созданоУправление делами Президента Республики Беларусь.Оно подчиняется непосредственно Президенту Республики Беларусь.

 

Совет Министров Республики Беларусь

Совет Министров Республики Беларусь – Правительство Республики Беларусь является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти.

Совет Министров Республики Беларусь в своей деятельности подотчетен Президенту и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему органами государственного управления и другими органами исполнительной власти Республики Беларусь, физическими и юридическими лицами.

Совет Министров Республики Беларусь:

регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь, принимает меры по их развитию;

обеспечивает проведение единой государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения;

определяет государственную политику в области охраны окружающей среды, порядок использования природных ресурсов;

принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

принимает меры по защите национальной безопасности и обороноспособности, независимости и территориальной целостности Республики Беларусь, кроме осуществляемых Президентом Республики Беларусь или другими определенными им государственными органами;

разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;

разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению государственной кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высокопрофессиональных руководящих работников системы органов государственного управления, содействует обеспечению их подготовки и повышения квалификации.

Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления, координирует, направляет и контролирует их работу.

В систему республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, входят министерства Республики Беларусь, Комитет государственной безопасности Республики Беларусь, Государственный комитет по авиации, Государственный пограничный комитет, Государственный таможенный комитет, Государственный военно-промышленный комитет и комитеты при Совете Министров.

Министерство, государственный комитет – республиканские органы государственного управления (функциональные или отраслевые), проводящие государственную политику, осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующие деятельность в этой отрасли (сфере деятельности) других республиканских органов государственного управления Республики Беларусь.

Комитет при Совете Министров Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику и реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности.

Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, несут ответственность перед Советом Министров Республики Беларусь за выполнение возложенных на них задач, организацию работы подчиненных им организаций.

Министерства, государственные комитеты по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами Республики Беларусь, могут подчиняться исключительно Президенту Республики Беларусь.

Республиканские органы государственного управления являются юридическими лицами, образуются, реорганизуются и ликвидируются Президентом Республики Беларусь.

В целях реализации полномочий республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, в административно-территориальных единицах Республики Беларусь могут создаваться в установленном порядке их территориальные органы.

Министры, руководители иных республиканских органов, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, самостоятельно в пределах своей компетенции принимают решения, несут персональную ответственность за выполнение соответствующими министерствами, иными республиканскими органами управления возложенных на них задач и функций, состояние дел в соответствующих отраслях (сферах деятельности).

Правовой статус министров, руководителей иных республиканских органов, подчиненных Совету Министров, определяется Президентом.

В республиканских органах, подчиненных Совету Министров, создаются коллегии, в состав которых входят руководители республиканских органов государственного управления и их заместители по должности, а также другие руководящие работники этих органов. В состав коллегий могут включаться работники подчиненных соответствующим республиканским органам управления организаций. Коллегии рассматривают основные вопросы развития соответствующих отраслей (сфер деятельности), обсуждают другие вопросы деятельности республиканских органов государственного управления, подчиненных им организаций. Решения коллегий проводятся в жизнь постановлениями и приказами республиканских органов государственного управления.

В случае возникновения разногласий между руководителем республиканского органа государственного управления и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений руководитель республиканского органа государственного управления проводит в жизнь свое решение и сообщает об этом в Совет Министров Республики Беларусь, а члены коллегии имеют право информировать Совет Министров Республики Беларусь о своей позиции.

Совет Министров Республики Беларусь состоит из Премьер-министра, заместителей Премьер-министра, в том числе первого заместителя Премьер-министра, и министров. В его состав могут входить руководители иных республиканских органов государственного управления. Состав Совета Министров определяется Президентом Республики Беларусь.

Премьер-министр назначается Президентом с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.

В случае двукратного отказа Палаты представителей Национального собрания в даче согласия на назначение Премьер-министра Президент вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей Национального собрания и назначить новые выборы.

Совет Министров действует на протяжении срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, если Президентом не принято решение об отставке Правительства.

В случае отставки Совет Министров исполняет свои обязанности до сформирования нового состава Правительства.

Заседания Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета Министров считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Правительства.

Заседания Совета Министров проходят под председательством Премьер-министра. При отсутствии Премьер-министра заседания проводит первый заместитель Премьер-министра, а при отсутствии последнего по поручению Премьер-министра и по согласованию с Президентом – один из заместителей Премьер-министра.

Президент имеет право председательствовать на заседаниях Совета Министров.

Решения Совета Министров принимаются большинством голосов членов Правительства, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

На заседаниях Совета Министров решаются наиболее важные вопросы, отнесенные к компетенции Правительства.

Исключительно на заседаниях Совета Министров рассматриваются:

вопросы подготовки и исполнения республиканского бюджета, формирования и использования государственных внебюджетных фондов;

проекты программ экономического и социального развития Республики Беларусь;

основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь.

Для оперативного решения вопросов, входящих в компетенцию Совета Министров, в качестве постоянного его органа действует Президиум Совета Министров в составе Премьер-министра, его заместителей, Главы Администрации Президента, председателя Комитета государственного контроля, председателя Правления Национального банка, министра экономики, министра финансов, министра иностранных дел.

Заседания Президиума Совета Министров проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц под председательством Премьер-министра, а при его отсутствии – под председательством первого заместителя Премьер-министра. В случае отсутствия первого заместителя Премьер-министра по поручению Премьер-министра и по согласованию с Президентом заседания Президиума Совета Министров проводятся под председательством одного из заместителей Премьер-министра.

Заседание Президиума Совета Министров считается правомочным, если на нем присутствует более половины общей численности членов Президиума. Решения Президиума Совета Министров принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются в виде постановлений Совета Министров и должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.

По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров (без рассмотрения на заседаниях).

Совет Министров на основании и в целях исполнения Конституции, законов, актов Президента принимает постановления и контролирует их исполнение.

Совет Министров обеспечивает контроль за исполнением своих постановлений непосредственно или через подчиненные ему органы государственного управления и другие органы исполнительной власти.

Постановления Совета Министров могут быть отменены указом Президента.

Распоряжения Премьер-министра издаются по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра, а также при наличии поручения Правительства по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров вопросам, если регулирование их не требует принятия решений, носящих нормативный характер.

Решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами аппарата Совета Министров, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров. При этом указанные поручения и указания не могут носить нормативный характер.

 

Основы правового положения республиканских органов государственного управления

Основными видами республиканских органов управления, выполняющими задачи общегосударственного руководства и действующими на территории всей республики, являются министерства, государственные комитеты и иные специальные ведомства (комитеты, главные управления, управления, инспекции, комиссии, советы и др.).

Все республиканские органы наделены специальной компетенцией. Они руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются отраслевыми или межотраслевыми (функциональными). Они подчинены непосредственно Совету Министров и действуют на основании законов, актов Президента и Совета Министров. Правовой основой их деятельности служат также специальные положения. Положение о каждом из республиканских органов управления утверждается Президентом или, по его поручению, – Советом Министров.

Совет Министров устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов министерств, государственных комитетов и других органов исполнительной власти, размеры ассигнований из бюджета на их содержание. В случае необходимости он вправе передавать (делегировать) им решение отдельных вопросов.

Президент назначает и освобождает от должности руководителей республиканских органов, осуществляет контроль за их деятельностью и вправе отменять акты всех подведомственных ему органов.

Как правило, каждый республиканский орган возглавляет определенное ведомство, выполняет функции его центра, штаба, обеспечивает выполнение всех производственных и иных задач, стоящих перед ведомством.

Обычно республиканский орган построен по такой схеме:

1) руководство (руководитель, его заместители, коллегия, комитет, ведомственные научные и иные советы);

2) производственные структурные подразделения, которые руководят службами, непосредственно выполняющими те задачи, ради которых ведомство и создано (например, в МВД это службы ГАИ, по борьбе с экономической преступностью и др.);

3) штабные подразделения, занимающиеся внутриорганизационной деятельностью в рамках ведомства (бухгалтерия, отдел кадров и т.п.).

Слова «министерство», «комитет» и т.п. имеют двойное значение, ими обозначаются разные понятия. Во-первых, это республиканский орган исполнительной власти, возглавляющий определенное ведомство, его штаб. Все республиканские органы находятся в Минске. А, во-вторых, министерство, комитет – это система министерства или комитета со всеми его органами и структурными подразделениями.

И когда говорят о ком-то, что он работает в МВД, то это чаще всего означает, что данный человек работает не в самом головном органе, а в системе этого министерства. А о тех, кто трудится в республиканском органе управления, обычно сообщают, что он занимает должность в центральном аппарате министерства или комитета.

Между республиканскими органами исполнительной власти имеются определенные различия:

1. Министерство Республики Беларусь – республиканский орган государственного управления (функциональный или отраслевой), проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в определенной отрасли (сфере деятельности) и координирующий деятельность в этой отрасли (сфере) других республиканских органов государственного управления. Министерство образует, реорганизует и упраздняет Президент. Он также назначает и освобождает от должности министров.

Министерством единолично руководит министр, который по должности входит в состав Совета Министров. Он несет всю полноту ответственности за деятельность своего министерства, издает приказы. Распределяет обязанности между своими заместителями. В министерствах имеются совещательные органы – коллегии. Они, как правило, состоят из руководящих работников министерства. Председателем коллегии является министр. Все решения коллегии проводятся в жизнь его приказами. Если министр не согласен с решением, принятым коллегией, он проводит в жизнь свое решение, а коллегия может апеллировать в Совет Министров.

2. Государственный комитет – это республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику, осуществляющий регулирование и управление в соответствующей сфере деятельности (осуществляющий в большинстве случаев межотраслевое управление). Государственные комитеты наделены значительной функциональной властью. Их, как и министерства, образует, реорганизует и упраздняет Президент. Во главе госкомитета находится председатель, который назначается и освобождается от должности указом Президента и по должности входит в состав Совета Министров.

Государственные комитеты выполняют две группы задач:

а) межотраслевое (функциональное) управление порученной сферой. Это главная задача, ради которой орган и был создан;

б) линейное руководство подчиненными ему организациями, внутриведомственное управление.

Межотраслевое регулирование осуществляется на коллегиальной основе. Важнейшие решения по таким вопросам принимаются совместно членами комитета в виде постановлений. Членами комитета являются руководящие работники госкомитета, представители других ведомств, ведущие ученые.

Оперативное руководство межотраслевой деятельностью и внутриведомственное управление осуществляется председателем госкомитета единолично. Он вправе издавать приказы, распоряжения, распределять обязанности между своими заместителями.

В структуре министерств, государственных комитетов по решению Президента Республики Беларусь могут создаваться департаменты, которые являются структурными подразделениями министерств, государственных комитетов и осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, регулирующие и другие) функции в определенных сферах ведения, отнесенных к компетенции соответствующего министерства или государственного комитета.

Комитет при Совете Министров Республики Беларусь – это республиканский орган государственного управления, реализующий функцию государственного регулирования в конкретной сфере деятельности. Он образуется указом Президента Республики Беларусь. Руководители комитетов не входят в состав Правительства Республики Беларусь.

Комитеты при Совете Министров отличаются от министерств и государственных комитетов тем, что у комитетов более низкий правовой статус; меньший объем задач; большинство из них осуществляют специальные функции, а предлог «при» указывает на подчинение Совету Министров, т.е. вспомогательное их назначение.

 

Местные органы исполнительной власти: их система, организация и деятельность

Местными органами управления называют такие органы, которые функ­ционируют в границах одной или нескольких административно-территориаль­ных единиц (область, город, район, поселок) или в иных локальных территори­альных пределах.

Местное управление – это форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории.

Единая система местных органов управления на территории Республики Беларусь состоит из областных, городских, районных, поселковых и сельских исполкомов, а также местных администраций.

Основным исполнительным и распорядительным органом на территории административно-территориальной единицы является местный исполком. Это орган управления общей компетенции. Он обеспечивает решение всех вопросов управления. В состав исполнительного комитета входят: председатель исполкома, его заместители, управляющий делами (или секретарь) и члены исполнительного комитета. Они назначаются и освобождаются от должности (за исключением председателя) председателем исполнительного комитета по согласованию с вышестоящим исполкомом.

Исполнительный комитет подотчетен и подконтролен вышестоящему исполкому, а также соответствующему местному Совету депутатов по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, то есть он находится в «двойном подчинении».

Исполком в пределах своих полномочий принимает решения и издает распоряжения. Решения исполнительного комитета принимаются простым большинством голосов и подписываются председателем исполкома и управляющим делами (секретарем).

Заседания исполнительного комитета созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии не менее двух третей от установленного состава исполнительного комитета.

Исполнительный комитет не реже одного раза в год отчитывается перед соответствующим Советом.

Председатель областного и Минского городского исполнительного комитета назначается Президентом Республики Беларусь и утверждается соответствующим Советом. В том случае, если Совет не утвердил кандидатуру, Президент вносит другую. При повторном отказе решение Президента по той или иной кандидатуре является окончательным.

Председатель районного и городского исполнительного комитета назначается председателем областного исполкома и утверждается соответствующим Советом.

Председатель исполнительного комитета назначается на пять лет и имеет право занимать эту должность не более двух сроков подряд.

В своей деятельности председатель исполкома подотчетен и подконтролен вышестоящему исполнительному и распорядительному органу, а по вопросам, связанным с деятельностью Совета депутатов, подотчетен соответствующему Совету.

Председателем исполкома может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее образование и опыт работы в сфере государственного управления. Он не имеет права быть депутатом Парламента, занимать иные должности и заниматься иной деятельностью, за исключением творческой.

Исполнительный комитет непосредственно руководит деятельностью всех своих управлений, отделов, иных органов. Непосредственно и через подчиненные ему органы исполком направляет и контролирует деятельность объектов местного хозяйства по вопросам, перечисленным в законодательстве. В некоторых случаях исполкомы областных и Минского городского Советов могут устанавливать нормы поведения, обязательные для всех должностных лиц и граждан, находящихся на подведомственной территории.

Отделы и управления исполкомов – местные органы отраслевой или межотраслевой компетенции. Например, финансовый отдел, отдел социального обеспечения, отдел записи актов гражданского состояния и т.д. Они возглавляются начальниками или заведующими. Это единоначальные органы. Их руководители принимают управленческие решения в окончательном варианте в пределах своей компетенции.

Кроме отделов и управлений при исполкомах создаются различного рода комиссии: административные, по делам несовершеннолетних. Это юрисдикционные органы, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания за их совершение.

Кроме вышеназванных исполнительных органов, на местах действуют самостоятельные формирования аппарата управления, которые подчиняются непосредственно министерствам или ведомствам (органы министерства обороны, КГБ).

6. Государственные служащие

Понятие и принципы государственной службы

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.

 

Для осуществления своих функций государство создает государственный аппарат: органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти, органы контроля и надзора. Внутри каждого из этих органов создается своя система. Каждый орган в системе имеет свою структуру. В каждой структуре определяются должности, составляющие штатное расписание.

Государственной службой завершается создание аппарата государства и начинается его функционирование. Содержанием этой деятельности является реализация задач и функций государства.

Государственная служба – одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и сама деятельность этого личного состава (государственных служащих) по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства.

Совокупность правовых норм, регулирующих государственную службу, включает в себя правовые нормы административного, трудового, финансового, гражданского и других отраслей права, которыми регулируются весьма своеобразные по своему содержанию государственно-служебные отношения. Наибольший удельный вес в этом правовом институте принадлежит нормам административного права, которые имеют организационный характер. Ими устанавливаются: порядок поступления на службу, увольнения со службы, должностные обязанности и права, поощрения и ответственность государственных служащих. К трудовому праву относятся, например, нормы о продолжительности рабочего дня, об отпусках, о социальном обеспечении; нормами финансового права регулируются должностные оклады государственных служащих, порядок начисления и взимания налогов.

Государственной службе присущи некоторые специальные принципы, которые представляют собой отправные начала и основы правовых норм по кадровым вопросам. Это следующие принципы:

верховенства Конституции Республики Беларусь;

служения народу Республики Беларусь;

законности;

приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;

гуманизма и социальной справедливости;

единства системы государственной службы и ее дифференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

гласности;

профессионализма и компетентности государственных служащих;

подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;

добровольности поступления граждан на государственную службу;

равного доступа граждан к любым должностям в государственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

стабильности государственной службы в целях обеспечения преемственности власти;

экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.

Понятие государственного служащего и основы его правового положения

Под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Должность – штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, замещающего ее. Должность определяет круг служебных обязанностей, прав и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

К служащим государственного аппарата относятся лица, которые в установленном законодательством порядке занимают государственные должности в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах; Правительстве и его аппарате; Конституционном Суде и его секретариате, Верховном Суде, Высшем Хозяйственном Суде, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах; Администрации Президента, Государственном секретариате Совета Безопасности, Управлении делами Президента, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента; органах Комитета государственного контроля, органах прокуратуры, Национальном банке, Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате; министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях; дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь; местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах; государственных нотариальных конторах; таможенных органах; иных государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях.

К служащим государственного аппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственного аппарата. Это, например, работники общего отдела, хозяйственной части, архива, канцелярии, машинописного бюро, библиотеки, автохозяйства, обслуживающего государственный орган и т.д.

Для определенной части служащих установлены чины, звания, ранги и соответствующие знаки различия. Их значение заключается в том, что они указывают на занимаемую должность, степень квалификации, принадлежность к определенной группе государственных служащих и т.д.

Административно-правовой статус государственных служащих характеризуется тем, что они имею право на:

– письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;

– принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями;

– посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;

– получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;

– повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмотренных законодательством источников финансирования;

– повышение в должности, классе государственного служащего;

– заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом законодательными актами;

– участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности;

– получение вознаграждений за публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь;

– ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;

– проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

– уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

– отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству;

– свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;

– здоровые и безопасные условия труда;

– отставку по основаниям, предусмотренным законодательством;

– государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.

Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Государственный служащий обязан:

– поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства;

– исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством;

– соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами;

– обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

– исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции;

– соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики;

– не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности;

– соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;

– в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;

– сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством;

– не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами;

– поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей.

Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обязанностей и прав. Установлена уголовная ответственность за сопротивление представителю власти; за оскорбление представителя власти, за некоторые другие противоправные действия, препятствующие выполнению государственными служащими их служебных обязанностей, либо унижающие их честь и достоинство.

 

Классификация государственных служащих

Государственные служащие в зависимости от характера полномочий делятся на: должностных лиц, оперативный состав, вспомогательный персонал.

Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные к исполнению требования.

Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически-властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, работники милиции). Законодательством установлена специальная ответственность представителей власти за правонарушения, равно как и ответственность лиц, покушающихся на их деятельность.

Оперативный состав (функциональные работники) – государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов (экономисты, юристы и т.п.).

Вспомогательный состав – работники государственного аппарата, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Они создают условия для выполнения должностными лицами и оперативным составом своих служебных функций (например, технические секретари, лаборанты, делопроизводители). На них закон «О государственной службе в Республике Беларусь» не распространяется.

 

Комплектование должностей государственных служащих

Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным законодательными актами о государственной службе.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:

соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;

необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;

владение государственными языками Республики Беларусь;

знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.

Поступление на государственную службу осуществляется путем назначения, утверждения либо избрания.

Назначение, утверждение либо избрание на государственную должность оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также устанавливаться предварительное испытание.

Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях:

– признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;

– лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;

– наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей;

– отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государственной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

– несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым
к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей;

– близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

– отсутствия гражданства Республики Беларусь;

– представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности;

– непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений;

– увольнения государственного служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия;

– наличия судимости.

 

Прохождение службы государственными служащими

Лицо, принятое на государственную службу, приобретает особый правовой статус. В частности, государственный служащий не имеет права:

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение,
а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;

принимать участие в забастовках;

заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;

выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;

принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством Республики Беларусь размер, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке;

пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственным служащим своих служебных обязанностей;

использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;

принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.

Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Установленные ограничения не преследуют ущемления гражданских прав государственных служащих и направлены на обеспечение независимости их служебной деятельности, против коррупции, на создание нормальных условий для работы государственного аппарата.

Прохождение государственной службы отдельными категориями служащих связано с их периодической аттестацией, повышением квалификации в специально созданных учебных заведениях, на курсах и т.д.

Аттестация проводится в отношении определенных категорий государственных служащих, замещающих должности по назначению, перед возобновлением контракта, а также в целях присвоения разряда для оплаты труда.

В ходе аттестации проверяются и оцениваются профессиональные, деловые и личные качества государственного служащего, определяется его соответствие требованиям занимаемой должности. Рассматриваются вопросы возможного продвижения по службе, материального стимулирования.

Оценка деятельности государственного служащего и рекомендации по результатам аттестации выносятся создаваемыми аттестационными комиссиями. По результатам аттестации руководитель органа принимает решение, учитывая мнение аттестационной комиссии.

 

Прекращение государственной службы

Государственная служба прекращается в случаях:

достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе;

истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности;

несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

разглашения сведений, составляющих государственные секреты;

отказа от принесения присяги;

нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу;

отставки;

грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

неудовлетворительного результата предварительного испытания;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

Государственная служба может быть прекращена и в иных случаях, предусмотренных законодательством о труде и иными законодательными актами.

Освобождение государственного служащего от занимаемой должности оформляется решением, приказом, распоряжением, иным актом руководителя соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

Особенности прекращения государственной службы отдельными государственными служащими могут устанавливаться другими законодательными актами.

Предельный возраст пребывания на государственной службе государственных служащих составляет шестьдесят пять лет.

В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами, для отдельных категорий государственных служащих не устанавливается или может быть установлен иной предельный возраст пребывания на государственной службе.

Государственный служащий, достигший предельного возраста пребывания на государственной службе, освобождается от занимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанного возраста.

Основаниями для отставки государственного служащего являются:

наличие трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин – не менее 25 лет, в том числе стажа государственной службы не менее 20 лет;

состояние здоровья, препятствующее исполнению служебных обязанностей (при наличии медицинского заключения).

Государственные служащие, занимающие высшие государственные должности, их заместители, члены Правительства Республики Беларусь, председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов и их заместители, председатели областных, Минского городского Советов депутатов имеют право на отставку независимо от времени нахождения в должности.

Основанием для отставки судьи, прокурорского работника являются наличие трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин – не менее 25 лет, в том числе соответственно стажа работы в должности судьи или прокурорского работника не менее 20 лет (судьи Конституционного Суда Республики Беларусь – не менее четырех лет).

Отставка принимается государственным органом или должностным лицом, назначившим государственного служащего на эту должность. Решение о принятии отставки принимается в месячный срок со дня подачи письменного заявления.

Право на отставку может быть реализовано только один раз.

Считаются находящимися в отставке:

государственные служащие в случае освобождения их от занимаемой должности в связи с достижением предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе, признания их недееспособными в установленном законом порядке;

депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов, осуществлявшие свои полномочия на профессиональной основе, в случае прекращения полномочий указанных органов.