Структура административно-правовой нормы

С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как и любая другая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза– та часть нормы, которая содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять и применять ее. Обстоятельства, предусматриваемые гипотезой нормы административного права, являются юридическими фактами, порождающими административные правоотношения.

Гипотеза правовой нормы может быть абсолютно определенной, точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой. Например, гипотеза нормы Закона «О всеобщей воинской обязанности» устанавливает точный возраст, по достижении которого гражданин Республики Беларусь мужского пола подлежит принятию на воинский учет.

Гипотеза административно-правовой нормы может быть и относительно определенной, то есть дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой. Например, военнообязанный, без уважительной причины не явившийся по вызову в военкомат, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, налагаемого властью военкома. В данном случае вопрос о квалификации понятия «неуважительная причина» решает должностное лицо органа военного управления – военный комиссар.

Диспозиция – главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое данной нормой права.

В санкцииадминистративно-правовой нормы, как и в нормах других отраслей права, указываются меры государственного воздействия, применяемые к лицам, нарушающим установленные правила.

Административно-правовая норма не тождественна содержанию статьи или параграфу того или иного акта управления. Во многих случаях структурные элементы административно-правовой нормы находятся в различных статьях или частях акта управления.