Вопрос. Своеобразие конструирования, его связь с игрой.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Под детским конструированием понимают создание разных конструкций и моделей из строительного материала и де­талей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины и т.п.) материала.

Выделяют­ся два типа конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструк­ции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные при­знаки: здание с крышей, окнами, дверью и т.п.

К техническому типу конструкторской деятельности относят­ся: конструирование из строительного материала (деревянные ок­рашенные или неокрашенные детали геометрической формы); из деталей конструкторов,имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.

В художественном конструировании дети, создавая образы, выража­ют свое отношение к ним, передают их характер, используя та­кой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму.

К художественному типу конструирования относятся констру­ирование из бумаги и из природного материала.

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и худо­жественный характер.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:

- конструирование из строительных материалов;

- конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и дру­гих материалов;

- конструирование из природного материала.

Конструирование из строительных материаловявляется наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.

Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает воз­можность детям с наименьшими трудностями, чем из других ма­териалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорци­ональность его частей, симметричное их расположение.

Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе.

Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому.

Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего исполь­зуются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются металлические или пластмассовые, у которых креп­ления более сложные (с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.).

Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и дру­гих материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.

Прежде чем сложить из бумаги лодочку или кораблик, нужно заготовить исходную форму (прямоугольник, квадрат). В том слу­чае, если основным способом изготовления игрушки будет надре­зание бумаги и склеивание, то заготавливают выкройку, раскла­дывают и наклеивают на ней детали, украшения, делают нужные надрезы и только после этого склеивают. Весь этот процесс тре­бует от детей умения измерять, пользоваться ножницами, и, ко­нечно, это значительно сложнее, чем конструирование из готовых форм.

Природный материал в качестве строительного можно исполь­зовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят доро­гу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) дела­ют пирожки, различные фигурки.

Используя в своих играх природный материал, дети знакомят­ся с его свойствами, учатся заниматься в свободное время инте­ресной деятельностью.

Своеобразие поделок из этого материала в том, что использу­ется его естественная форма. Большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.

Перечень различных видов конструирования в детском саду по­казывает, что каждый из них имеет свою специфику. Однако ос­новы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат де­ятельности предназначается в основном для практического при­менения.

Взаимосвязь игры и конструиро­вания. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; и к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стиму­лирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобрета­ет сюжетный.

Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении форм и методов организации разных видов детской деятельности. Так, требования, предъявляе­мые к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детски­ми постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность значит существен­но обеднять развитие детей.

Мы с Вами рассмотрели первый вопрос, где отметили: что такое конструирование; на какие типы делится конструирование; из какого материала дети создают свои постройки и конструкции; выделили взаимосвязь игры с конструированием. Рассмотрим второй вопрос.