Вопрос. Своеобразие конструирования, его связь с игрой.
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
Под детским конструированием понимают создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины и т.п.) материала.
Выделяются два типа конструирования: техническое и художественное.
В техническом конструировании дети отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют их основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью и т.п.
К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала (деревянные окрашенные или неокрашенные детали геометрической формы); из деталей конструкторов,имеющих разные способы крепления; из крупногабаритных модульных блоков.
В художественном конструировании дети, создавая образы, выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму.
К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги и из природного материала.
Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер.
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
- конструирование из строительных материалов;
- конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
- конструирование из природного материала.
Конструирование из строительных материаловявляется наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение.
Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе.
Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому.
Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются металлические или пластмассовые, у которых крепления более сложные (с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.).
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.
Прежде чем сложить из бумаги лодочку или кораблик, нужно заготовить исходную форму (прямоугольник, квадрат). В том случае, если основным способом изготовления игрушки будет надрезание бумаги и склеивание, то заготавливают выкройку, раскладывают и наклеивают на ней детали, украшения, делают нужные надрезы и только после этого склеивают. Весь этот процесс требует от детей умения измерять, пользоваться ножницами, и, конечно, это значительно сложнее, чем конструирование из готовых форм.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) делают пирожки, различные фигурки.
Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заниматься в свободное время интересной деятельностью.
Своеобразие поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Большое значение эта деятельность имеет для развития фантазии у ребенка.
Перечень различных видов конструирования в детском саду показывает, что каждый из них имеет свою специфику. Однако основы деятельности едины: в каждой ребенок отражает предметы окружающего мира, создает материальный продукт, результат деятельности предназначается в основном для практического применения.
Взаимосвязь игры и конструирования. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; и к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный.
Учет особенностей игры и конструирования, их взаимосвязи необходим при определении форм и методов организации разных видов детской деятельности. Так, требования, предъявляемые к качеству конструкций, возводимых даже старшими детьми в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить. И наоборот, довольствоваться примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность значит существенно обеднять развитие детей.
Мы с Вами рассмотрели первый вопрос, где отметили: что такое конструирование; на какие типы делится конструирование; из какого материала дети создают свои постройки и конструкции; выделили взаимосвязь игры с конструированием. Рассмотрим второй вопрос.