Несущие системы

Мосты

Ходовая часть

Мостом называется узел автомобиля, соединяющий колеса одной оси между со­бой и через подвеску с несущей системой. Мосты служат для пе­редачи сил и моментов между колесами и несущей системой.

Ведущий мост представляет собой пустотелую балку, в которой раз­мещены узлы трансмиссии: главная передача, дифференциал и полуоси.

Управляемый мост состоит из балки и поворотных кулаков, шар­нирно соединен­ных с ней при помощи шкворней. Балки управляемых мос­тов грузовых автомобилей имеют обычно двутавровое сечение (обеспечи­вающее необходимую жесткость), посте­пенно переходящее на концах, где установлены бобышки с отверстием для шкворня, в прямоугольное. Сред­няя часть балки выгнута вниз, что позволяет более низко располо­жить двигатель, что, в свою очередь, позволяет улучшить обзорность с места водителя, уменьшить высоту центра тяжести автомобиля, улучшая его ус­тойчивость; при этом, однако, несколько уменьшается дорожный просвет.

Комбинированный мост выполняет функции ведущего и управляе­мого мостов.

Поддерживающие мосты предназначены только для передачи вер­тикальной на­грузки от несущей системы к колесам автомобиля.

 

Несущая система представляет собой узел, предназначенный для ус­тановки всех частей автомобиля (двигатель, агрегаты трансмиссии, сис­темы управления, ходовая часть и кузов).

В зависимости от силовой схемы автомобиля несущей системой мо­жет быть рама или кузов, соответственно чему автомобили классифици­руют на рамные или безрамные.

Рамные конструкции обладают рядом преимуществ (возможностей): снижение уровня шума в салоне путем введения упругих подушек в местах крепления кузова; соз­дание на базе одного шасси автомобилей с кузо­вами различных типов; расчленение и упрощение процесса сборки автомобиля.

Раму имеют все грузовые автомобили, легковые автомобили выс­шего класса и некоторые автобусы. На современных грузовых автомоби­лях применяются рамы двух типов: лонжеронные (лестничные) и хребто­вые. Первые получили наибольшее распро­странение.

Лонжеронная рама (а) состоит из двух параллельно расположенных продольных балок (лонжеронов) и со­единяющих их попере­чин.

Хребтовая рама (б) состоит из од­ной центральной несущей балки, обычно труб­чатого сечения, к которой прикреплены установочные кронштейны.

Несущая балка такой рамы мо­жет также состоять из картеров отдельных меха­низмов трансмиссии, со­единенных между собой патрубками, что обеспечивает ком­пактность кон­струкции. Кронштейны, установленные между картерами и патрубками, предназна­чены для крепления кабины, грузовой платформы и других механизмов авто­мо­биля.

Хребтовая рама, по сравнению с лонжеронной, обладает более высокими изгиб­ной и крутильной жестоко­стями. Однако в этом случае затруднен доступ к механизмам трансмиссии при обслуживании и ремонте, а также требуется высокая точность изго­товления и сборки.