Несущие системы
Мосты
Ходовая часть
Мостом называется узел автомобиля, соединяющий колеса одной оси между собой и через подвеску с несущей системой. Мосты служат для передачи сил и моментов между колесами и несущей системой.
Ведущий мост представляет собой пустотелую балку, в которой размещены узлы трансмиссии: главная передача, дифференциал и полуоси.
Управляемый мост состоит из балки и поворотных кулаков, шарнирно соединенных с ней при помощи шкворней. Балки управляемых мостов грузовых автомобилей имеют обычно двутавровое сечение (обеспечивающее необходимую жесткость), постепенно переходящее на концах, где установлены бобышки с отверстием для шкворня, в прямоугольное. Средняя часть балки выгнута вниз, что позволяет более низко расположить двигатель, что, в свою очередь, позволяет улучшить обзорность с места водителя, уменьшить высоту центра тяжести автомобиля, улучшая его устойчивость; при этом, однако, несколько уменьшается дорожный просвет.
Комбинированный мост выполняет функции ведущего и управляемого мостов.
Поддерживающие мосты предназначены только для передачи вертикальной нагрузки от несущей системы к колесам автомобиля.
Несущая система представляет собой узел, предназначенный для установки всех частей автомобиля (двигатель, агрегаты трансмиссии, системы управления, ходовая часть и кузов).
В зависимости от силовой схемы автомобиля несущей системой может быть рама или кузов, соответственно чему автомобили классифицируют на рамные или безрамные.
Рамные конструкции обладают рядом преимуществ (возможностей): снижение уровня шума в салоне путем введения упругих подушек в местах крепления кузова; создание на базе одного шасси автомобилей с кузовами различных типов; расчленение и упрощение процесса сборки автомобиля.
Раму имеют все грузовые автомобили, легковые автомобили высшего класса и некоторые автобусы. На современных грузовых автомобилях применяются рамы двух типов: лонжеронные (лестничные) и хребтовые. Первые получили наибольшее распространение.
Лонжеронная рама (а) состоит из двух параллельно расположенных продольных балок (лонжеронов) и соединяющих их поперечин.
Хребтовая рама (б) состоит из одной центральной несущей балки, обычно трубчатого сечения, к которой прикреплены установочные кронштейны.
Несущая балка такой рамы может также состоять из картеров отдельных механизмов трансмиссии, соединенных между собой патрубками, что обеспечивает компактность конструкции. Кронштейны, установленные между картерами и патрубками, предназначены для крепления кабины, грузовой платформы и других механизмов автомобиля.
Хребтовая рама, по сравнению с лонжеронной, обладает более высокими изгибной и крутильной жестокостями. Однако в этом случае затруднен доступ к механизмам трансмиссии при обслуживании и ремонте, а также требуется высокая точность изготовления и сборки.