Главные передачи

Главная передача (ГП) обеспечивает постоянное увеличение крутя­щего момента и передачу к ведущим колесам.

Одинарные ГП компактны, имеют минимальные размеры и массу, невысокую стоимость, просты в производстве и в эксплуатации. Примене­ние их ограничено вели­чиной передаточного числа (i0 < 7) и несущей способностью зубчатого зацепления. Одинарные передачи используются в легковых и грузовых автомобилях малой и сред­ней грузоподъемности.

Гипоидная ГП применяется на ав­томобилях классической компоновки.

Отличительной особен­ностью ги­поидной передачи (б) от кониче­ской (а) является гипоидное сме­щение е оси шестерни относи­тельно оси колеса.

Основными достоинствами, обеспечивающими широкое распростра­нение гипо­идной передачи, явля­ются следующие: большая нагрузочная способность (больше срок службы); плавность зацепления; ниже уровень шума при работе; нижнее смещение шес­терни позволяет увеличить значе­ние дорожного про­света, упростить привод к веду­щим колесам многоос­ного автомобиля при применении проходной схемы главной пере­дачи и позволяет опустить ниже пол кузова, вследствие чего опускается центр тяжести автомобиля и улучшается его устойчивость.

Однако нижнее смещение ухудшает условия работы карданной пе­редачи, а нали­чие продольного скольжения при больших удельных давле­ниях на зубья способствует увеличению потерь на трение и снижению КПД. Это вызывает необходимость примене­ния специальной гипоидной смазки с сернистыми и другими присадками для образова­ния прочной масляной пленки.

Цилиндрическая ГП используется на легковых автомобилях при по­перечном рас­положении двигателя. Такая передача имеет наибольший КПД. Существенным недос­татком цилиндрических передач является не­большое передаточное число (i0 4,0 – 4,5).

На грузовых автомобилях и автобусах, когда необходимо обеспечить передачу большого крутящего момента при соответ­ственно большом пе­редаточном числе, ис­пользуют двойные ГП. По сравнению с одинарными двойные ГП имеют большие раз­меры, массу, стоимость. В то же время двойные передачи дают возможность при допус­тимом значении дорож­ного просвета по­лучить большие значения передаточных чисел.

Конструктивно двойные ГП могут быть выполнены центральными и разнесенными.

У центральных двойных ГП (а) обе пары шестерен (кониче­ская и ци­линдриче­ская) распо­ложены в средней части кар­тера ведущего моста.

Разнесенная двойная ГП (б) со­стоит из центрального ре­дуктора с оди­нарной ко­ниче­ской или гипоидной пе­редачей и межколесным диф­ференциа­лом, за которым рас­положены два редуктора (как правило, колесных пла­нетарных).

По сравнению с центральными, разнесенные двой­ные ГП имеют сле­дующие пре­имущества: малые на­грузки на дифференциал, полуоси, что уменьшает их га­баритные размеры и массу; компактная центральная часть ведущего моста. Недостатки: слож­ность конструкции; металлоемкость.