Карданные передачи

Карданная передача предназначена для передачи момента от одного механизма к другому, если оси их валов не лежат на одной прямой или мо­гут изменять взаимное по­ложение.

В общем случае карданная передача со­стоит из карданных шарниров 1, карданных ва­лов 2 и компенсирующего соединения 3.

Основным элементом кар­данной пере­дачи является кардан­ный шарнир. Тип шар­нира определяет кинематическую схему кар­данной передачи и максимально допусти­мые углы наклона валов.

Карданные передачи с шарнирами неравных угловых скоростей при­меняют в при­воде ведущих мостов.

Карданный шарнир неравных угловых скоростей состоит из двух вилок 1 и 3, в ци­линдрические отверстия которых через игольчатые подшип­ники вставлены концы кре­стовины 2. Вилки приварены к ва­лам.

При вращении валов концы кресто­вины О-О покачива­ются относительно плос­ко­сти, перпендикулярной к оси веду­щего вала. Соотношение между углами поворота ве­дущего ва­лов (a) и ведомого (b) определяется выражением tga = tgb cosg. Неравномер­ность вращения тем больше, чем больше угол g между осями валов.

Чтобы избежать неравномерности вращения ведущих колес автомо­биля в кардан­ной передаче с асинхронными шарнирами устанавливают как минимум два шарнира, причем вилки шарниров на промежуточном валу должны располагаться в одной плоско­сти. Углы между валами при этом должны быть равны.

Максимальный угол между осями валов при использовании асин­хронных кардан­ных шарниров не превышает 15 - 20°.

Карданные валы в карданных передачах такого типа выполняют из тонкостенных стальных труб, к которым приваривают вилки карданных шарниров, шлицевые втулки или наконечники. Для уменьшения попереч­ных нагрузок валы балансируют в сборе с карданными шарнирами. Дисба­ланс устраняют, приваривая к валу балансировочные пластины.

Компенсирующее соединение обеспечивает изменение длины кар­данной пере­дачи, если при перемещении одного механизма относительно другого меняется расстоя­ние между ними (ведущий мост и коробка пере­дач). Обычно в качестве компенсирую­щего применяют шлицевое соедине­ние.

Карданные шарниры равных угловых скоростей используют пре­имущественно при передаче крутящего момента на комбинированные (ве­дущие и управляемые одно­временно) колеса. В этом случае обеспечивается равномерное вращение колес при больших меняю­щихся углах между валами (до 35 – 40°).

В основе всех конструкций шарни­ров равных угло­вых скоростей лежит единый принцип: точки контакта, через ко­торые передается крутящий момент, должны на­хо­диться в биссек­торной плоскости ва­лов.

В приводе к ведущим управляемым колесам применяются цельные (сплошные) карданные валы, а компенсация изменения расстояния между агрегатами осуществля­ется с помощью универсальных карданных шарни­ров.