ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК ?
Лекция 8
Виду Homo sapiens давали самые различные определения: разумное, политическое, пользующееся орудиями, общественное и обладающее самосознанием существо.
Вооружённые высокоразвитой техникой и организованные в крупные социальные группы, мы в настоящее время используем растения и животных, преобразуем поверхность Земли для удовлетворения наших потребностей в пище, топливе, жилье и транспорте.
Для защиты от себе подобных мы обладаем сейчас таким оружием, которое способно полностью стереть с лица нашей планеты большинство видов живых организмов.
И тем не менее, человек разумный - это самое могучее из всех живых существ - состоит из тех же химических элементов: углерода, водорода, кислорода и азота, что и любые прочие млекопитающие.
Мы отличаемся лишь тем, как эти элементы сгруппированы в химические соединения, клетки, ткани и системы органов, которые образуют организм, обладающий сочетанием разнообразных способностей, не встречающихся более ни у одного другого живого существа.
Происхождение человека, его отличие от животных изучает наука антропология.
Представления о происхождении человека формировались уже на самых ранних этапах духовного развития человечества.
Во многих первобытных племенах считали, что их предки произошли от животных и даже от растений.
В древнеегипетской философии сформировалось представление о том, что человека создаёт Бог из глины на гончарном круге.
В античную эпоху высказывались идеи о естественном происхождении человека.
Существует версия о происхождении человека от внеземных существ, посещавших Землю.
Законченная система происхождения человека сложилась в рамках христианства, которое сформировало учение о целостном человеке, его отношении с Богом.
Согласно Священному Писанию, человек был создан Богом. Христианская антропология опирается на Библию, которая разграничивает в человеке естественную (биологическую) и сверхъестественную (теологическую) сферы.
Согласно христианскому учению человек состоит из тела, души и духа. Телесная жизнь его не отличается от жизни других живых существ. Душа присутствует в любом живом организме. Дух же является высшим проявлением человека, свойственным только ему.
Естественнонаучные концепции возникновения человека берут свои начала ещё от Аристотеля, который рассматривал человека как самого высокоорганизованного животного.
С выходом в свет в 1971 году книги Дарвина «Происхождение видов и половой отбор» в науке утверждается и до сих пор существует концепция происхождения человека от высокоразвитых предков современных обезьян.
Человек по многим признакам имеет сходство с позвоночными животными, особенно с млекопитающими.
Так,
· человек состоит из тех же белков и аминокислот, что и животные;
· передача наследственных признаков осуществляется по одному механизму - через ДНК, собранных в гены;
· человеку, как и млекопитающим, свойственна постоянная температура тела и легочный тип дыхания;
· человек и животные имеют подобное строение и функции отдельных органов;
· человеческий зародыш в своём развитии проходит те же стадии, которые прошла эволюция животного;
· у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняют важные функции у животных и сохранились у человека, хотя уже не нужны ему.
Несмотря на наличие схожих признаков, человек коренным образом отличается от животных. Человек приобрёл специфические, присущие только ему особенности:
· прямостояние и прямохождение,
· свободные верхние конечности и подвижную кисть руки,
· мощно развитую мускулатуру нижних конечностей и сводчатую стопу с сильно развитым первым пальцем.
Изменились и анатомо-физиологические особенности внутренних органов, к чему привело прямохождение:
· диафрагма поменяла положение из вертикального в горизонтальное,
· мышцы брюшного пресса стали выполнять большую роль в акте дыхания,
· усложнилась система доставки крови от нижних конечностей и к головному мозгу от сердца,
· человек в отличие от животных имеет большой объёмный мозг,
· крупные размеры мозгового и малые размеры лицевого черепа,
· бинокулярное (стереоскопическое) зрение,
· ограниченную плодовитость и ряд других отличий.
Но есть отличия, которые носят фундаментальный характер.
По первых, это разум. Эксперименты с животными показали, что они могут понимать слова, обезьяны даже могут сообщать о своих желаниях используя компьютер, но они не способны к понятийному мышлению, то есть к формированию отвлечённых представлений о предметах, в которых обобщены свойства конкретных вещей.
Мышление животных, если о таком вообще можно говорить, всегда конкретно. Человек же способен к абстрактному, отвлечённому, логическому мышлению.
Животные способны испытывать разные чувства: радости, тоски, злости, у них есть память, но только человек благодаря способности понятийно мыслить сознаёт и понимает, что он делает.
Во-вторых, человек владеет речью. Животные способны общаться друг с другом с помощью сигналов. Но общаться с помощью слова способен только человек.
Третьим фундаментальным отличием человека от животных является его способность к труду. Человек способен не только использовать орудия труда, как это делают некоторые виды животных, но и изготавливать и совершенствовать их. Именно поэтому считают, что труд создал человека.
Эти фундаментальные отличия стали теми путями, по которым шло обособление человека от природы.
Существуют ещё два признака, сыгравшие огромную роль в формировании культуры человека это - использование огня и захоронение трупов.
Эволюция обезьяны в человека прошла длительный период.
Под влиянием похолодания в ледниковый период джунгли отступили к экватору. Одна из ветвей обезьян, ведущих древесный образ жизни (дриопитеков), была вынуждена спуститься с деревьев и, приспосабливаясь к новым суровым условиям, вести тяжелую борьбу за существование.
Естественный отбор шёл в направлении, которое содействовало развитию стадности (так легче было выжить в суровых условиях) и совершенствованию руки, которое оказалось возможным благодаря тому, что дриопитек перешёл к прямохождению.
Таким образом, решающим шагом на пути от обезьяны к человеку явилось прямохождение.
Древнейший предок человека и высших обезьян, известный науке, - рамапитек - жил на территории от Индии до Африки примерно 14 млн. лет назад.
Первые австралопитеки - человекообразные приматы, передвигающиеся на двух ногах, жили в Южной и Восточной Африке от 3 до 5 млн. лет тому назад.
Среди них 2 - 3 млн. лет назад выделился род человек (Homo). Древнейшие люди питекантропы и синантропы, в том числе человек умелый (Homo habilis) и человек прямоходящий (Homo erectus), появились приблизительно 1 - 2 млн. лет назад и прошли эволюцию к древним людям - неандертальцу (Homo neandertaliensis), появившемуся около 200 тыс. лет назад, и, наконец, к кроманьонцу - прямому предку современных людей, возникшему примерно 40 - 50 тыс. лет назад.
Признаком, отделяющим человекообразных обезьян от людей, считается масса мозга, равная 750 г. Именно при такой массе мозга овладевает речью ребёнок.
Данные генетики свидетельствуют о преемственности между низкоорганизованными и высокоорганизованными формами жизни. Так, установлено, что в генотипе человека:
- примерно 95 % генов унаследовано от наших обезьяноподобных предков;
- часть генов общая с примитивными насекомоядными млекопитающими;
- есть также гены, переданные через длинный ряд промежуточных форм от рыбообразных предков.
Эти данные убедительно подтверждают биогенетический закон, говорящий
- о повторении в индивидуальном развитии организма всего предшествующего хода эволюции
- и объясняющий ряд примитивных признаков в эмбриональном развитии высших форм их происхождением от низших.
Человек рождён биосферой, он один из 3 миллионов известных сейчас биологических видов на Земле.
Определено его место в биологической системе животного царства как биологического вида:
вид - разумный (sapiens),
род - человек (Homo),
семейство -люди (Hominidae),
подотряд - человекообразные (Antropoidea),
отряд - приматы или обезьяны (Primates),
класс - млекопитающие (Manimalia),
подтип - позвоночные (Vertelrata),
тип - хордовые (Chordata).
Биологическая эволюция, как считает большинство учёных, завершилась 30 - 40 тыс. лет назад после возникновения Homo sapiens.
С тех пор человек выделился из животного мира, и биологическая эволюция перестала играть решающую роль в его развитии.
Определяющим фактором стала социальная эволюция, от которой сегодня зависит биологическая природа, физический облик и умственные способности человека.
Одним из аргументов в пользу этого утверждения может случить динамика средней продолжительности жизни. Под влиянием социальных условий она возросла с 20 - 22 лет в древности до 30 лет в 18 веке. К началу 20 века в странах Западной Европы средняя продолжительность жизни была примерно 56 лет. Сегодня в этих странах она достигла 75 - 78 лет, а потенциалом средней продолжительности жизни, по данным науки, является 80 - 90 лет.
Кроме того, нет никаких оснований для утверждений об эволюции головного мозга человека. Его размеры остаются неизменными на протяжении 30 - 40 тыс. лет. У наших же предков в ходе биологической эволюции он увеличивался постоянно.
Так, у австралопитеков размер мозга составлял 500 - 600 куб см.,
у питекантропов - до 900 куб. см.,
у современного человека средний размер мозга - 1400 куб. см у мужчин и 1270 у женщин. (При этом нет прямой зависимости между величиной мозга и способностями человека).
Таким образом, процесс антропогенеза завершается вместе с прекращением видообразования человека, что и произошло 30 - 40 тыс. лет назад.
Человек- это высшая ступень развития живых организмов на Земле, это биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.
Биосоциальная природа человека отражается в том, что его жизнь определяется единой системой условий, в которую входят как биологические, так и социальные элементы.
В биологическом плане человек выступает как организм, в социальном - как личность, включённая в систему отношений с другими людьми - личностями.
Человек, являясь биосоциальным существом, не освободился от действия общебиологических закономерностей, универсальных для всего живого.
В обществе сохраняет своё значение мутационный процесс как источник генотипической изменчивости. В известной мере действует стабилизирующая форма естественного отбора, которая устраняет резко выраженные отклонения от средней нормы.
Об этом говорят следующие данные:
- 5 % эмбрионов человека погибает на ранних стадиях онтогенеза (спонтанные аборты),
- 3 % составляет мертворожденность,
- 3 % - смертность до наступления репродуктивного возраста,
- 20 % - взрослых, не вступивших в брак,
- и 10 % - бесплодные браки и т.п.
То есть приблизительно 50 % первичного генофонда не воспроизводится в следующем поколении, и значительная часть этих явлений обусловлена генетически.
Биологическое и социальное в человеке связано неразрывно. Биологическое функционирование организма человека социально обусловлено.
Например, человек воспроизводит себя как по законам биологии, так и по социальным законам, которые в сформировавшемся обществе ограничивают естественный отбор.
Одну из основных своих биологических функций - питание - человек социально преобразил, научившись по-новому готовить и употреблять пищу.
Важнейшие заложенные природой терморегуляционные процессы организма человека социально настроены на определённый, искусственно поддерживаемый микроклимат: для этого человек строит жилище, его одежда носит сезонный характер.
В связи с этим, говоря о сущности человека, решая вопрос, что такое человек, необходимо принимать во внимание как биологическую составляющую, так и социальную. Биологическое и социальное в человеке выступают как генетически и функционально связанные уровни его целостной организации.
Биологическое есть необходимое, но недостаточное условие становления и функционирования социального.
И действительно, человек не может возникнуть без биологического, так как оно - непременное условие и обязательная предпосылка становления человека из животного мира. Однако обезьяна не может превратиться в человека только по законам развития органического мира. Здесь нужно нечто большее.
Человек приобретает свою социальную сущность не по биологическим законам, а по законам общественного развития.
Таким образом, социальное приобретает относительную независимость от биологического и само становится необходимым условием своего дальнейшего существования, формируя личность, отражающую совокупность общественных отношений.