ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПИСЬМА И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
Виды ошибок при письме | Возможные причины ошибок при письме |
Ошибки правильного написания букв | Недостаточная сформированность зрительной памяти и/или зрительно-пространственного восприятия, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения |
Неправильная траектория движений при выполнении графического элемента | Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительно-моторных координаций, зрительной памяти, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения |
Ошибки в пространственном расположении элементов (в – д) или количественном соотношении элементов (и – ш), зеркальное письмо | Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, несформированность организации деятельности, утомление |
«Не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы | Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти, форсирование темпа обучения, сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания |
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые разнонаклонные буквы, тремор) | Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение зрительно-моторных координаций, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, выраженное функциональное напряжение и утомление |
Сильный нажим, тремор | Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки), нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением |
Пропуски, вставки, перестановки букв, недописывания слов | Несформированность звуко-буквенного анализа, нарушения внимания, оперативной памяти, контроля деятельности, неадекватный темп работы |
Персеверации | Несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности |
Редуцированное написание (как слышит) | Несформированность планирования и контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма, неадекватный темп деятельности |
Слитное написание слов или раздельное написание одного слова, неправильный перенос слова | Нарушение звуко-слоговой структуры слова, неумение выделять речевые единицы, незнание правил орфографии, несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности, неадекватный темп деятельности |
Пропуск запятых, точек, ненаписание заглавной буквы | Незнание правил орфографии и синтаксиса, нарушение внимания, контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма |
Ошибки согласования и управления слов | Проявление общего недоразвития речи, нарушение внимания, трудности слухо-речевой памяти |
Орфографические ошибки | Незнание правил орфографии, нарушение распределения внимания между графической и смысловой сторонами письма, неумение выделять «ошибкоопасные» места, неадекватный темп работы |
Несоблюдение границ строки при письме | Неумение работать в строке, незнание слоговой структуры слов, несформированность пространственных (метрических) представлений, повышенная утомляемость |
Нарушения словообразования | Проявление общего недоразвития речи (незнание морфологических правил, низкий лексический запас) |
Неправильное употребление слов, предлогов | Проявление общего недоразвития речи (низкий лексический запас, трудности обозначения пространственных отношений) |
Искажение смысла сюжета | Трудности установления причинно-следственных связей, трудности перцептивного внимания, несформированность планирования и контроля деятельности |
Несвязное изложение сюжета | Проявление общего недоразвития речи, трудности планирования, регуляции и контроля речевой деятельности |
Результаты обследования учащихся заносятся в специальный итоговый протокол оценки навыка письма (см. Приложение, Бланк № 3).
Оценка навыка чтения в 1-м классе
В начале формирования навыка чтения могут встречаться различные трудности, которые проявляются в ошибках прочтения букв, слогов, слов, текстов, непонимании смысла читаемого и др. Подобные ошибки выражаются в заменах, пропусках, вставках, перестановках, аграмматизмах, «застреваниях», невыразительности, нарушениях общего звучания речи и т.п. Для выявления возникающих ошибок и проведения качественной и количественной оценки целесообразно дать следующие задания (также см. Приложение, Бланк № 4):
ЗАДАНИЕ 1. Распознавание букв.
а) печатных (строчных и заглавных)
а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф П, Л, Б, В, Р, Г, М, И, Н |
б) письменных (строчных и заглавных)
о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з П, Л, М, Г, Р, Н, К |
Инструкция. Назови буквы, не торопись.
Оценка задания: оценивается прочтение каждой буквы. 1 балл – буква прочитана правильно; 2 балла – замена другой буквой (в протоколе пишется эта буква); 3 балла – буква не узнана (не может прочитать). Минимальный балл – 46, максимальный балл – 138.
ЗАДАНИЕ 2. Чтение слогов.
а) печатных (прямых, обратных, со стечением согласных)
се, бы, ми, ню, явн, пла, фро, вздро, быстр, скла |
б) письменных (прямых, обратных, со стечением согласных)
се, ду, ос, пи, уз, вод, пне, гни, дро, тря, шли |
Инструкция. Прочитай слоги, не торопись.
Оценка задания: оценивается прочтение каждого слога. 1 балл – слог прочитан правильно с первого раза; 2 балла – слог прочитан с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слога по буквам, примеры записывать в протокол); 3 балла – слог не узнается (не прочитывается). Минимальный балл – 21, максимальный балл – 63.
ЗАДАНИЕ 3. Чтение слов.
3.1) Простого слогового состава: а) печатных; б) письменных
а) Сон, мак, пол; б) мал, зуб, пот |
3.2) Сложного слогового состава: а) печатных; б) письменных
а) Полюс, карнавал, забор; б) дрова, тряпка, водопад |
Инструкция. Прочитай слова, не торопись.
Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно с первого раза (целиком или по слогам); 2 балла – слово прочитано с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слова по буквам и др. – примеры записывают в протокол); 3 балла – слово не читается (либо читается бессмыслица). Минимальный балл – 12, максимальный – 36.
Задание 4. Чтение печатного текста (3 предложения), ответы на вопросы.
Розы На клумбе росли красные розы. Цветы были очень красивые. Лена поливала их каждый день. |
Инструкция. Прочитай текст в том темпе, в котором тебе удобно, потом ответь на вопросы по тексту.
Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно с первого раза (целиком или по слогам); 2 балла – слово прочитано с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слова по буквам и др.); 3 балла – слово не прочитано (либо читается бессмыслица). Минимальный балл – 14, максимальный балл – 42.
Понимание текста оценивается по ответам на вопросы: 1 балл – ответы на все вопросы правильные; 2 балла – есть хотя бы одна ошибка или неточность или ответа нет. Минимальный балл – 3, максимальный балл – 6. Полученный балл суммируется с итоговым баллом за технику чтения текста, и получается общий балл за выполнение четвертого задания. Минимальный балл – 17, максимальный балл – 48.
Далее производится количественная оценка навыка чтения: подсчитывается общий суммарный балл за выполнение всех заданий методики.
Минимальный балл – 96, максимальный балл – 285.
Результаты исследования уровня сформированности навыка чтения учащихся 1-х классов заносятся в протокол, представленный в Приложении, Бланк № 5.
Навык чтения формируется хорошо и выбранная методика подходит для данного ученика, если ребенок выполнил все задания без штрафных баллов. Минимальное количество штрафных баллов (общий суммарный балл – 96–105) может свидетельствовать о трудностях формирования навыка чтения, которые преодолимы в дальнейшей работе при корректировании условий прохождения материала. Общий суммарный балл больше 105 может быть связан с комплексными трудностями формирования навыка чтения, а также специфическими трудностями, которые могут быть преодолены только в результате целенаправленной специфической коррекционной работы.
В таблице 2 представлены типичные ошибки при формировании навыка чтения учащихся младшего школьного возраста и их возможные причины.
Таблица 2