ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПИСЬМА И ИХ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ

Виды ошибок при письме Возможные причины ошибок при письме
Ошибки правильного написания букв Недостаточная сформированность зрительной памяти и/или зрительно-пространственного восприятия, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения
Неправильная траектория движений при выполнении графического элемента Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительно-моторных координаций, зрительной памяти, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения
Ошибки в пространственном расположении элементов (в – д) или количественном соотношении элементов (и – ш), зеркальное письмо Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, несформированность организации деятельности, утомление
«Не видит» строку, нарушает соотношение элементов буквы Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия и/или зрительной памяти, форсирование темпа обучения, сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания
Неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые разнонаклонные буквы, тремор) Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение зрительно-моторных координаций, недостатки методики обучения, форсирование темпа обучения, выраженное функциональное напряжение и утомление
Сильный нажим, тремор Недостаточная сформированность моторных функций, нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки), нарушение координации движений в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением
Пропуски, вставки, перестановки букв, недописывания слов Несформированность звуко-буквенного анализа, нарушения внимания, оперативной памяти, контроля деятельности, неадекватный темп работы
Персеверации Несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности
Редуцированное написание (как слышит) Несформированность планирования и контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма, неадекватный темп деятельности
Слитное написание слов или раздельное написание одного слова, неправильный перенос слова Нарушение звуко-слоговой структуры слова, неумение выделять речевые единицы, незнание правил орфографии, несформированность планирования, регуляции и контроля деятельности, неадекватный темп деятельности
Пропуск запятых, точек, ненаписание заглавной буквы Незнание правил орфографии и синтаксиса, нарушение внимания, контроля деятельности, неумение совмещать графическую и смысловую части письма
Ошибки согласования и управления слов Проявление общего недоразвития речи, нарушение внимания, трудности слухо-речевой памяти
Орфографические ошибки Незнание правил орфографии, нарушение распределения внимания между графической и смысловой сторонами письма, неумение выделять «ошибкоопасные» места, неадекватный темп работы
Несоблюдение границ строки при письме Неумение работать в строке, незнание слоговой структуры слов, несформированность пространственных (метрических) представлений, повышенная утомляемость
Нарушения словообразования Проявление общего недоразвития речи (незнание морфологических правил, низкий лексический запас)
Неправильное употребление слов, предлогов Проявление общего недоразвития речи (низкий лексический запас, трудности обозначения пространственных отношений)
Искажение смысла сюжета Трудности установления причинно-следственных связей, трудности перцептивного внимания, несформированность планирования и контроля деятельности
Несвязное изложение сюжета Проявление общего недоразвития речи, трудности планирования, регуляции и контроля речевой деятельности

Результаты обследования учащихся заносятся в специальный итоговый протокол оценки навыка письма (см. Приложение, Бланк № 3).

Оценка навыка чтения в 1-м классе

В начале формирования навыка чтения могут встречаться различные трудности, которые проявляются в ошибках прочтения букв, слогов, слов, текстов, непонимании смысла читаемого и др. Подобные ошибки выражаются в заменах, пропусках, вставках, перестановках, аграмматизмах, «застреваниях», невыразительности, нарушениях общего звучания речи и т.п. Для выявления возникающих ошибок и проведения качественной и количественной оценки целесообразно дать следующие задания (также см. Приложение, Бланк № 4):

ЗАДАНИЕ 1. Распознавание букв.

а) печатных (строчных и заглавных)

а, о, с, з, е, д, л, м, у, и, ш, ж, х, в, р, ф П, Л, Б, В, Р, Г, М, И, Н

б) письменных (строчных и заглавных)

о, с, е, м, л, и, ш, ц, щ, ж, х, д, у, з П, Л, М, Г, Р, Н, К

Инструкция. Назови буквы, не торопись.

Оценка задания: оценивается прочтение каждой буквы. 1 балл – буква прочитана правильно; 2 балла – замена другой буквой (в протоколе пишется эта буква); 3 балла – буква не узнана (не может прочитать). Минимальный балл – 46, максимальный балл – 138.

ЗАДАНИЕ 2. Чтение слогов.

а) печатных (прямых, обратных, со стечением согласных)

се, бы, ми, ню, явн, пла, фро, вздро, быстр, скла

б) письменных (прямых, обратных, со стечением согласных)

се, ду, ос, пи, уз, вод, пне, гни, дро, тря, шли

Инструкция. Прочитай слоги, не торопись.

Оценка задания: оценивается прочтение каждого слога. 1 балл – слог прочитан правильно с первого раза; 2 балла – слог прочитан с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слога по буквам, примеры записывать в протокол); 3 балла – слог не узнается (не прочитывается). Минимальный балл – 21, максимальный балл – 63.

ЗАДАНИЕ 3. Чтение слов.

3.1) Простого слогового состава: а) печатных; б) письменных

а) Сон, мак, пол; б) мал, зуб, пот

3.2) Сложного слогового состава: а) печатных; б) письменных

а) Полюс, карнавал, забор; б) дрова, тряпка, водопад

Инструкция. Прочитай слова, не торопись.

Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно с первого раза (целиком или по слогам); 2 балла – слово прочитано с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слова по буквам и др. – примеры записывают в протокол); 3 балла – слово не читается (либо читается бессмыслица). Минимальный балл – 12, максимальный – 36.

Задание 4. Чтение печатного текста (3 предложения), ответы на вопросы.

Розы На клумбе росли красные розы. Цветы были очень красивые. Лена поливала их каждый день.

Инструкция. Прочитай текст в том темпе, в котором тебе удобно, потом ответь на вопросы по тексту.

Оценка задания: оценивается прочтение каждого слова: 1 балл – слово прочитано правильно с первого раза (целиком или по слогам); 2 балла – слово прочитано с ошибками (искажения различного характера, «застревания», набор слова по буквам и др.); 3 балла – слово не прочитано (либо читается бессмыслица). Минимальный балл – 14, максимальный балл – 42.
Понимание текста оценивается по ответам на вопросы: 1 балл – ответы на все вопросы правильные; 2 балла – есть хотя бы одна ошибка или неточность или ответа нет. Минимальный балл – 3, максимальный балл – 6. Полученный балл суммируется с итоговым баллом за технику чтения текста, и получается общий балл за выполнение четвертого задания. Минимальный балл – 17, максимальный балл – 48.
Далее производится количественная оценка навыка чтения: подсчитывается общий суммарный балл за выполнение всех заданий методики.
Минимальный балл – 96, максимальный балл – 285.

Результаты исследования уровня сформированности навыка чтения учащихся 1-х классов заносятся в протокол, представленный в Приложении, Бланк № 5.

Навык чтения формируется хорошо и выбранная методика подходит для данного ученика, если ребенок выполнил все задания без штрафных баллов. Минимальное количество штрафных баллов (общий суммарный балл – 96–105) может свидетельствовать о трудностях формирования навыка чтения, которые преодолимы в дальнейшей работе при корректировании условий прохождения материала. Общий суммарный балл больше 105 может быть связан с комплексными трудностями формирования навыка чтения, а также специфическими трудностями, которые могут быть преодолены только в результате целенаправленной специфической коррекционной работы.

В таблице 2 представлены типичные ошибки при формировании навыка чтения учащихся младшего школьного возраста и их возможные причины.

Таблица 2