Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели

воспитания.

«Условное воспитание усиливает теперешние недостатки: воспитывать детей природы – значит, повторять, где только возможно, целый ряд уже преодоленных зол. Стремление ограничить поучения и предостережения лишь кругом наиболее близкого является собственной ограниченности…» с.334

«… из одного единственного опыта, так же как из разрозненных наблюдений ничему нельзя научиться…» с.335

И.Ф.Гербарт Первые лекции по педагогике.

«Педагогика как наука требует вывода с теорем из своих основ философского мышления».

И.Ф.Гербарт Общая педагогика…

«Первой, но вместе с тем далеко не полной наукой для воспитателя должна быть психология, в которой была бы намечена вся совокупность возможных человеческих побуждений…»

Педагог «… должен знать, чего хочешь, приступая к воспитанию».

«То, что важно для воспитателя, должно быть развернуто перед ним как географическая карта или по возможности как план хорошо построенного города, где сходные направления однообразно пересекают друг друга и где глаз самостоятельно ориентируется без всякой подготовки».

И.Ф. Гербарт, будучи одновременно философом и психологом, сделал попытку обосновать педагогику с помощью данных этих 2-х наук. Из философии он выводил цели воспитания, а с помощью психологии обосновал пути достижения этих целей.

По своим философским взглядам он был идеалистом-метафизиком (изучал Канта, Фихте). Он считал, что мир состоит из бесконечного множества вечных элементов души – реалов, недоступных познанию человека. Реалы вступают между собой в разнообразные связи, создавая впечатление, что мир изменился. И представления людей об изменяемости мира иллюзорно.

Гербарт разработал метафизическую этическую теорию. Общественная и личная нравственность покоятся на вечных и неизменных нравственных идеях, которые составляют основу внеклассовой, всеобщей морали.

На основе идеалистических и метафизических взглядов Гербарт разрабатывает психологическую теорию. Следуя Песталоцци, который стремился находить в сложных явлениях элементы, Гербарт считал, что самым простым, первичным элементом психики являются представления (психические реалы). Психические процессы (мышление, воля, чувства, воображение) отражены в сознании как взаимодействия представлений. Гербарт подробно разработал «статику» и «динамику» взаимодействия представлений. Он исходил из того, что сознание имеет ограниченный объем, и множество представлений теснятся за его порогом, стремясь в него проникнуть. Родственные представления ассоциируются и усиливают друг друга, а противоположные – вытесняют друг друга из сознания. Новые впечатления могут проникнуть в сознание при условии, что они обладают не только достаточной силой, но и получают поддержку со стороны родственных представлений прошлого опыта. Представления прошлого опыта составляют апперцептирующую массу, соединение которой с новыми впечатлениями (т.е. акт апперцепции – соединение новых впечатлений с родственными представлениями прошлого опыта), определяет отчетливость, правильность и прочность усвоения нового.

Итак, Гербарт сводил сложный процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Это неверно. Но учение об ограниченности объема сознания, о его пороге сыграло положительную роль в формировании экспериментальной психологии и особенно психофизики. Учение Гербарта об апперцепции послужило основой ряда педагогических принципов (последовательности, систематичности обучения).

В соответствии со своей этической теорией Гербарт определяет цель воспитания - сформировать добродетельного человека, у которого гармонически сочетаются воля с этическими идеями, и которыми бы умел приспосабливаться к существующему правопорядку.

Основными путями достижения этой цели Гербарт считал управление, воспитывающее обучение и нравственное воспитание.

Управление – подавление «дикой резвости ребенка», которая ему присуща от рождения. Цель управления - обеспечить внешний порядок и стать предпосылкой воспитания. Само оно не воспитывает, а является временным, но обязательным условием воспитания.

Средства управления:

1. Угроза, которая дополняется надзором, весьма эффективным в ранние годы.

2. Приказания и запрещения – должны быть точными и конкретными. В классе, да и дома нужно завести штрафную книгу.

3. Наказания. Гербарт детально разработал систему наказаний, в т.ч. и телесных. Она широко применялось в немецких и русских гимназиях.

4. Авторитет и любовь – вспомогательные средства управления.

Итак, управление основано на дрессировке и муштре и оторвано от нравственного воспитания.

Воспитывающее обучение – трактуется односторонне. Поскольку психические процессы – это взаимодействие представлений, то обучая, т.е. формируя представления, мы автоматически воспитываем, ибо формируем сознание, волю и чувства.

Обучение должно основываться и способствовать развитию многообразных интересов. Гербарт выделял шесть видов интереса:

1. эмпирический – к окружающему миру;

2. спекулятивный, или умозрительный – к причинам вещей и явлений;

3. эстетический – к прекрасному;

4. симпатический – к близким;

5. сознательный – ко всем людям;

6. религиозный – к Богу.

Первые три развиваются при изучении предметов естественно-природного цикла, а остальные – гуманитарного.

Основой интереса Гербарт считал внимание. Он выделял:

1. непроизвольное внимание, которое подразделяется на 2 вида: а) примитивное, которое появляется благодаря силе впечатления, яркости цвета или громкости звука; б) апперцептивное внимание - обуславливается представлениями прошлого опыта, которые родственны новым.

2. произвольное внимание – зависит от намерений ученика. Его нужно развивать.

В процессе обучения интерес и внимание нужно возбуждать. Без этого невозможна апперцепция – усвоение новых представлений на основе уже имеющихся.

На этой основе дается ряд дидактических советов по развитию интереса и внимания:

1. на ранних стадиях обучения формировать такие представления, которые помогут усвоить последующий учебный материал.

2. переходя к изучению нового, учитель должен вызвать в умах учеников те представления, которые нужны для усвоения нового материала,

3. использование наглядности,

4. излагать нужно последовательно, чтобы оно было связано с другим.

Гербарт разработал теорию ступеней обучения. Он считал, что обучение проходит через углубление в изучаемый материал (углубление) и углубление учащегося в самого себя (осознание). Углубление и осознание могут осуществляться либо в состоянии покоя души, либо в состоянии ее движения. Отсюда 4 ступени обучения:

1. ясность – углубление (четкость представления) в состоянии покоя. В психологическом отношении – это медитация, в дидактическом – введение нового материала.

2. ассоциация – углубление в состоянии движения. В психологическом отношении – ожидание, в дидактическом – установление связей нового материала с уже имеющимся.

3. система – осознание в состоянии покоя – осмысление. В психологическом отношении – искание, в дидактическом – обобщение, формулировка.

4. метод – осознание в состоянии движения. В психологическом отношении – действие, в дидактическом – использование полученных знаний – применение.

Нравственное воспитание по Гербарту должно строиться на 5 нравственных идеях, которые якобы охватывают всю этику:

1. идея внутренней свободы, которая делает человека цельным, не имеющим внутреннего разлада;

2. идея совершенства, дающая внутреннюю гармонию;

3. идея благорасположения – согласование воли одного человека с волей других;

4. идея права, которая применяется в случае конфликта 2-х или нескольких воль;

5. идея справедливости, служащая руководящим началом при суждениях о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы.

Эти идеи незыблемы, неизменны, они основа всякой морали. Человек их должен осознать и он не будет покушаться на изменение существующего строя. Как видим, нравственное воспитание соответствовало интересам власти и не случайно, что во 2-й половине 19 века педагогическое учение Гербарта стало официальной немецкой педагогикой.

Система нравственного воспитания Гербарта отличается интеллектуализмом. Главное место в ней занимает деятельность учителя по внедрению средствами обучения моральных понятий.

Гербарт отделял управление от нравственного воспитания. Но не сумел убедительно показать их принципиальное отличие.

Воспитание не должно подавлять волю и сознание ребенка как управление, а, наоборот, находить опору в хороших чертах воли и сознания.

Средства нравственного воспитания:

1. удерживать воспитанника, для чего установить границы поведения для детей;

2. определять воспитанника – т.е. ставить в условия, при которых невозможно непослушание;

3. устанавливать четкие правила поведения;

4. поддерживать в душе спокойствие и ясность, т.е. исключать сомнения в истине;

5. волновать душу ребенка одобрением и порицанием;

6. увещевать воспитанника, указывать на его промахи.

Религия – смирение и зависимость от внешних сил.

Гербарт выделял 4 ступени в нравственном воспитании:

1. «память воли» - выработка твердого характера по отношению к внешним условиям,

2. «выбор» - осмысление положений и отрицание сторон того, к чему он стремится, учет условий,

3. «принцип» - связана с деятельностью интеллекта, выработка принципов, которые находятся в основе поведения,

4. «борьба» - складывается нравственное сознание, проявляется в осмысленном принятии решений.

 

Лекция 8.

Тема: ЗАРУБЕЖНАЯ РЕФОРМАТОРСКАЯ ПЕДАГОГИКА КОНЦА Х1Х – НАЧАЛА ХХ в.

 

План:

1. Социально-исторические особенности периода.

2. Педагогика «гражданского воспитания» и трудовой школы» Георга Кершенштейнера.

3. Экспериментальная педагогика (Эрнст Мейман, Эдуард Торндайк, Вильгельм Август Лай).

4. Прагматическая педагогика.

5. Движение «нового воспитания» и «новых школ».

 

Литература:

 

1. Крупская Н.К. Народное образование и демократия. Пед. соч. т. 1.

2. Пискунов А.И. Теория и практика трудовой школы в Германии. М., 1963 г.

3. Д. Дьюн Школа и общество // Хрестоматия – С. 490 – 501.

4. Кершенштейнер Г. Школа будущего – школа работы // Там же. - С. 478 – 489.

5. Лай В.А. Школа действия // Там же. - С. 502 – 526.

6. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1989., ч. II, гл. VIII.

7. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. – Ростов-на-Дону, 2000.

 


1. Социально-исторические особенности периода

 

В конце ХIХ века крупнейшие капиталистические страны вступили в империалистическую стадию развития. В результате этого со всей остротой обнаружилось несоответствие состояния школьного дела новым общественно-экономическим условиям.

Буржуазия выражала недовольство состоянием школы. Для предприятий, оснащенных новой техникой, ей нужны были рабочие нового типа. Промышленный рабочий в конце ХIХ начале ХХ века должен был управлять сложными дорогостоящими машинами, которые невежественный человек мог очень быстро испортить, не справиться с новой техникой. Подготовка квалифицированных рабочих в это время стала возможной только на известной базе естественно-математического образования, пусть даже в элементарной форме. Средняя школа в европейских странах отдавала предпочтение гуманитарному образованию и также не могла удовлетворить потребности крупной буржуазии, которая крайне нуждалась в командных кадрах для промышленности в виде разносторонне образованных инженеров и механиков. В эпоху империализма резко обострились классовые противоречия. Поэтому перед школой стояла задача – противодействовать социалистическому влиянию на молодежь.