Этапы приватизации

Особенности приватизации в России

Российская приватизация характеризуется значительной национальной спецификой.

В российской приватизации выделяются два этапа.

Первый из них пришелся на 1992 г. – первую половину 1994 г. В этот период малая приватизация охватила 70% предприятий этой категории. К июню 1994 г. 85 тыс. магазинов, предприятий общественного питания и службы быта перешли в частные руки. Малые предпри­ятия подлежали продаже на аукционах и по конкурсу. В итоге же получилось так, что подавляющее большинство из них выкупили их коллективы.

Большая приватизация на этом этапе осуществлялась преиму­щественно в безвозмездной форме, посредством приватизацион­ных чеков (ваучеров). Всего было распространено среди 96% насе­ления (в принципе право на по существу бесплатное получение ваучеров имели все граждане) 144 млн ваучеров номиналом в 10 тыс. руб., за каждый из которых взималось 25 руб. (неденоми­нированных). Крупные предприятия акционировались, а затем продавались в первую очередь за ваучеры и лишь во вторую – за деньги. При этом большие льготы получили коллективы предпри­ятий, которые бесплатно или на льготных условиях могли стать собственниками от 40 до 51% акционерного капитала своих пред­приятий. Из 19 тыс. предприятий этой группы, которые подлежа­ли преобразованию в акционерные общества, к 1 апреля 1994 г. ими стали 15 тыс.

С середины 1994 г. осуществляется переход ко второму этапу, когда безвозмездная приватизация была прекращена и приобрете­ние акций приватизированных предприятий возможно лишь за деньги. К сожалению, этот этап до сих пор протекает вяло. Развер­тыванию его с самого начала препятствовала сложившаяся в ре­зультате глубокого экономического кризиса низкая платежеспо­собность населения. Как показали социологические опросы, лишь 6–7% населения РФ намерены покупать акции приватизированных предприятий. По многим причинам не проявили боль­шой активности в приобретении таких акций российские и ино­странные инвесторы.