Качество процессов проектирования ИС
Требования к системам обеспечения качества производства продукции обобщены в международных стандартах серии ИСО 9000.
Стандарты серии ИСО 9000 впервые создали общую основу для стандартов на системы управления качеством, применимых, в том числе, и при разработке ИС. Их концептуальной основой является процессный подход, суть которого определяется тем фактом, что всякую деятельность можно представить в виде сети процессов, каждый из которых характеризуется входными и выходными данными.
Качество «процессов» в области ИТ регламентируется стандартами процессов ЖЦ ИС. Стандартизация процессов ЖЦ ИС отражается не только на их технико-экономических показателях, но и, что особенно важно, на качестве и надежности создаваемых ИС. Качество ИС тесно связано с методами и технологией их разработки, поэтому важной группой стандартов в этой области являются стандарты по непосредственному обеспечению качества компонентов ИС и ИС в целом.
В стандартах определена структура системы обеспечения качества и ее функции в жизненном цикле ИС. Эта деятельность предусматривает (в большей степени согласно стандартам ИСО 12207 и 15288):
· анализ содержания контракта, поддержанного методиками, обеспечивающими качество ИС;
· специфицирование требований заказчика, включающих все функциональные и технические характеристики, необходимые для удовлетворения запросов заказчика;
· планирование процесса разработки, включающее формализацию этапов, графика, ресурсов, методов и средств разработки, а также контроля и способов проверки результатов по этапам работ;
· планирование обеспечения качества компонентов, а также ИС в целом, которое должно актуализироваться и конкретизироваться по мере проведения разработки;
· проектирование и реализацию проекта, для чего определяются методология и средства выполнения соответствующих работ, а также анализы их результатов по обеспечению выполнения требований технического задания;
· измерения характеристик продукции и процессов ее создания, а также регистрацию данных о достигнутом качестве ПС и их компонентов;
· испытания, которые включают планирование, реализацию, оценку результатов и документирование испытаний и сертификации;
· приемку и испытания заказчиком для завершения контракта по разработке, инсталляции или обслуживанию ИС.
Кроме того, рекомендуется по согласованию с заказчиком регламентировать правила и технологию копирования, поставки, инсталляции, технического обслуживания и ремонта ПС. Независимо от этапов работ в технологии и системе качества должна быть определена деятельность по:
· формализации состава, содержания и процессам утверждения документации;
· управлению конфигурацией версий ПС и проведению изменений в программах и данных.
В стандартах приведены рекомендации по взаимодействию с субподрядчиками и использованию их продукции, а также по подготовке кадров специалистов. В целом стандарт является базой для создания согласованных с заказчиком конкретных инструкций по технологии проектирования, поставке и обслуживанию сложных программных средств гарантированного, высокого качества.
Применение указанных стандартов в практике разработки ИС позволит разработчику наиболее рациональным способом выполнить работы по удовлетворению потребностей заказчиков – построение эффективной ИС.