Этапы развития национальной экономики России

На характер и основные направления функционирования национальной экономики существенное влияние оказывают исторические тенденции формирования национальной экономики и менталитет большинства граждан любой страны. Таким образом, анализ истории политического и экономического развития той или иной страны позволяет понять своеобразие ее пути. В рамках данного курса нас интересует, прежде всего, формирование национальной экономики России.

Для изучения национальной экономики России необходимо выделить основные этапы ее развития. Важным критерием выделения этапов развития национальной экономики является соотношение экономических и внеэкономических (административных и т.д.) методов управления.

В России первый этап развития национальной экономики связывают с образованием Российского государства, которое характеризуется формированием административной и территориальной целостности. Завершение формирования Российского государства происходит в ХVI веке. Россия окончательно вступила на собственный, специфический путь развития. На этом этапе политические институты и механизмы их функционирования играли решающую роль.

Второй этап – период до отмены крепостного права, характеризуется развитием рыночного хозяйства, при решающей роли государства.

Наиболее значительные изменения в национальной экономике России в этот период происходят в первое десятилетие 18века, что связано с реформами Петра 1 и в конце 18 века в период правления Екатерины II. В России развивается многоотраслевая промышленность с центрами в Петербурге, Москве, на Урале, значительно увеличились темпы роста промышленного производства. Например, за 34 года царствования Екатерины II прибавилось более двух тысяч фабрик и заводов, или открывалось по 64 фабрики в год – более одной в неделю!

Для первых двух этапов можно лишь весьма условно говорить о национальной экономике в современном понимании, так как в стране степень разделения труда и товарности производства была весьма низкой

Третий этап - период после отмены крепостного права в 1861 г. до конца XIX, характеризуется переходом от феодальных отношений к капиталистическим. Происходит промышленная революция, появляются ростки индустриального развития общества. Делаются первые шаги в повышении уровня и качества жизни населения. Но внеэкономические методы управления, пережитки личной зависимости, сословная градация общества еще сохраняются и оказывают сильное влияние на экономическое развитие.

Четвертый этап - конец XIX - начало XX в., характеризуется экономическими реформами (С. Ю. Витте, П. А. Столыпин и др.).

Россия в начале XX века оставалась аграрно-крестьянской страной. Доход от сельского хозяйства составлял 2/3 национального дохода. В этой отрасли народного хо­зяйства было занято подавляющее большинство населения страны. Положение крестьянства оставалось крайне тяжелым. Оно страда­ло от малоземелья, налогового бремени, выкупных платежей, аг­рарного перенаселения, сословной неполноправности. В связи с этим важным условием развития национальной экономики России в этот период выступает решение крестьянского вопроса.

С.Ю. Витте был убежденным сторонником государственного вмешательства в экономику. При помощи государственных рычагов управления он стремился осуществить ускоренную индустриализацию страны, превратить Россию из отсталой страны в великую. Он отстаивал необходимость признания надельных земель собственностью их владельцев и установления порядка добровольного выхода из общины. Главное внимание С. Ю. Витте уделял укреплению финансов, а также развитию промышленности и же­лезнодорожного транспорта. За время пребывания Витте во главе финансового ведомства государственный бюджет возрос более чем в два раза. При Витте увеличи­лась протяженность железных дорог, осуществлено строительство Транссибирской железной дороги, что стимулировало развитие тяжелой промышленности.

Столыпинские реформы. Важнейшей задачей реформы было разрушение системы общинного землевладения В 1905 г. в России имелось 12,3 млн крестьянских дворов. Из них 77% владели 82% всех надельных земель на общинном праве. П. А. Столыпин считал, что каждый крестьянин имеет право свободного выхода из общины. Он подчеркивал нельзя создать правовое государство не имея независимого гражданина. В ноябре 1906 г. был издан знаменитый указ о праве выхода из общины с принадлежащим каждому крестьянину в данное время земельным наделом в личную собственность. Полученный в собственность участок земли крестьянин имел право продать или заложить. Не воспрещалось и покупать землю. Реформа была рассчитана на превращение крестьянина – наемного работника в крестьянина работника, напрямую заинтересованного в результатах эк деятельности, привязанного к земле, тяготеющего к обогащению.

Из общин выделились 2 млн крестьянских хозяйств, в частную собственность передано 20% общинных земель. Благодаря реформе урожайность увеличилась на 10-20%, вырос экспорт с/х продукции, снизилась опасность голода. Расширился земельный рынок, так как бедные крестьяне стали продавать, а зажиточные – покупать землю. Однако кардинального повышения урожайности не произошло.Помешал этому консерватизм крестьянина, отсталость технической базы с/х производства.

На этом этапе государство сделало попытку использовать экономические институты регулирования экономики (государственное предпринимательство, налогообложение, частную собственность на землю и т.д.). Активизировалось освоение Сибири и Дальнего Востока. Была построена Транссибирская железная дорога. Промышленность развивалась высокими темпами до 15% в год. В результате индустриального развития появились крупные корпорации в промышленности, монополистические союзы. Все это было результатом экономической политики государства.

Пятый этап - период с октября 1917 г. до августа 1991 г., характеризуется усилением административных методов управления. Внутри него можно выделить три периода: ≪военный коммунизм≫, нэп и командно-административный.

Военный коммунизм был вызван Гражданской войной 1938–1920 гг.

В этот период в России проводилась политика, характерная для закрытой экономики. Связь с внешним миром была ликвидирована, все ресурсы были мобилизованы, подчинены нуждам войны. В России не стало никаких признаков товарно-денежных отношении. Почти 100% населения работало на государственных предприятиях фактически бесплатно; частная торговля вначале ограничивалась, а затем была запрещена; вместо денежной заработной платы выдавались натуральные пайки. В деревне была введена продразверстка. У крестьян отбирались все излишки продовольствия. Была установлена всеобщая трудовая повинность. Все это вызвало недовольство населения, его активное сопротивление.

К 1921 г. Россия столкнулась с необходимостью отмены ≪военного коммунизма≫.

Новая экономическая политика (нэп) была рассчитана на более широкое использование экономических методов управления, рынка и его инструментов, прежде всего торговли и денег, при этом следует заметить, что товарно-денежные отношения в период НЭПа «поддерживались» принуждением и уголовными санкциями по отношению к предприятиям, не получающим прибыли.

Нэп восстановила институты частной собственности, товарно-денежных отношений, заработной платы и цен. Все это привело к оживлению экономики России. В результате нэп оживились промышленность и сельское хозяйство.

После ликвидации нэпа, что было связано с индустриализацией страны, начинается период, отличительной особенностью которого становится командно-административная, плановая система управления экономикой, в которой преобладали не стоимостные, а натурально-вещественные отношения. Она сыграла большую роль в развитии национальной экономики как единого народно-хозяйственного комплекса.

С 1991 г. после распада СССР начался переходный период от командно-административной системы к построению социально-ориентированной рыночной экономике. Этот период характеризуется возрастанием значимости экономических методов управления, созданием новых инструментов рыночной экономики, изменением форм и методов государственного управления, отменой монополии внешней торговли, государственного контроля над ценами и заработной платой, возросшей ролью рыночного саморегулирования, значительным усилением роли регионов в управлении социально-экономическими процессами.

Произошло реформирование бюджетной, финансовой и денежно-кредитной систем, была создана новая двухуровневая банковская система. Наряду с подавленной инфляцией появилась открытая. Возникли рынок труда и безработица. Возросли социальная дифференциация и бедность населения. Обострилась проблема социальной защиты населения. В обществе стала усиливаться социальная напряженность

Этот период характеризуется также ростом масштабов коррупции и теневой экономики.

Новые институциональные нормы рыночной экономики были закреплены Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом, а также Трудовым, Налоговым, Бюджетным, Таможенным кодексами РФ и другими правовыми актами.

В целом анализ этапов развитии национальной экономики России и обобщение результатов реформаторских и контрреформаторских курсов правящей элиты России на рубеже XIX и XX вв. позволяют сделать следующие выводы:

1. Наблюдается четко выраженное «волновое» развитие экономических и политических курсов сменяющих друг друга правительств, особенно в отношении «крестьянского вопроса» и изменения роли государства в экономической и общественной жизни.

2. Основными целями реформ в большинстве случаев были: совершенствование (модернизация) государственного управления страной; попытки решения проблемы ослаблениязависимости крестьян от власти общины; попытки демократизации экономической деятельности и общественной жизни.

3. Политика контрреформ, как правило, подчинялась принципам усиления вмешательства государства в экономическую и общественную жизнь всех слоев (сословий) общества, усиления протекционистских и автаркических тенденций в -практических решениях правительства.

4. Реформы, проводимые «сверху», в силу отсутствия их поддержки со стороны, прежде всего тех классов и слоев населения, на изменение жизни которых они предположительно были направлены, не давали должного эффекта, а порой приводили к обратному результату.

5. Основными причинами отсутствия подобной поддержки-реформ являются; противоречивость последствий реформ для разных классов и слоев населения; исторически сложившийся характер менталитета основной массы народа, приверженной принципам общинности и патернализма[1], а для значительной доли населения – и принципам эгалитаризма[2].