Арабский Халифат.

 

Арабская цивилизация зародилась на юге Аравийского полуострова, на территории современного Йемена и южной части Саудовской Аравии. До 7 века арабы жили большими родовыми коллективами, основным занятием которых было кочевое скотоводство. Разводили верблюдов и лошадей. Ремесло и с/х появилось позже в оазисах, крупнейшими их которых были два: Мекка и Медина. Верования были разнообразны, поклонялись небесным светилам, добрым и злым духам, существовало как языческое многобожие, так и суфизм. Возможно, это было результатом появления христианства на Аравийском полуострове. Образование государственности связывают с появлением новой религии. В начале 7 века в оазисах начинаются процессы социальной дифференциации. Во многом это было связано с развитием торговли и ростовщичества. В Мекке власть в своих руках сосредоточил ростовщический род Курейш. Многие софисты осуждали ростовщичество. С осуждением ростовщичества выступил пророк Мухаммед. За свои протесты против власти Мухаммед был изгнан из Мекки в Медину. Это произошло в 622 году, что является началом арабского летоисчисления. В Медине проповеди Мухаммеда получили поддержку, у него нашлось много последователей. Во главе вооруженного отряда Мухаммед возвращается в Мекку и объединяет два центра арабской государственности под своей властью. Ислам имел важные социальные изменения. Во-первых, на смену родоплеменному делению приходят деления имущественные, вместо происхождения человека стала играть роль его принадлежность к новой религии и степень его близости к Мухаммеду. Новое государство было основано на постоянной экспансии. Новые земли – это новые верные вассалы. Религиозно-идеологическим обоснованием такой политики явилась борьба с неверными. В результате завоеваний складывается большой фонд земель, что потребовало от Мухаммеда объявления незыблемости частной собственности и детальной проработки правонаследования. Еще при жизни Мухаммеда в арабском государстве сложилось 4 категории земель: государственные земли, земли племен, находившиеся в общей собственности, частнособственнические земли, подаренные Мухаммедом своему ближайшему окружению (мюльк), земли, данные вассалам Мухаммеда пожизненно или наследственно, но при условии несения службы (икта). В созданном государстве был введен запрет на занятие ростовщичеством и введены налоги. Поземельный налог именовался ушр, он составлял 1/10 долю урожая. Закат – это очистительный налог. При Мухаммеде он распределялся между нуждающимися. После смерти Мухаммеда новых правителей государства стали избирать, они получили титул Халиф (преемник). Выборных халифов было всего 4: Абу Бекр (632-634), Омар (634-644), Осман (644-656), Али Аббас (656- 661). При преемниках начинается активная завоевательная политика. Поводом являлись появление лжепророков, подавление сепаратистских мятежей, выгодная международная обстановка. В этот период две соседних державы были ослаблены войнами друг с другом: Византия и Сасанидский Иран. Арабы пользовались сепаратизмом византийских и иранских наместников и очень быстро разоряли территорию Арабского Халифата. Население покоренных территорий нередко встречало завоевателей, как своих освободителей. Дело в том, что первые Халифы проявляли веротерпимость и не поднимали налогов. К 640 году арабы завоевали Палестину и Сирию, к 642 году завоевали Египет, а к 649 году – Карфаген. После подчинения Сирии и Палестину они продвинулись в Армению и Восточную Грузию. К 651 году полностью завоевали Сасанидский Иран. Территория Византии сохранилась только до Малой Азии. При третьем Халифе Османе демократические основы ислама начинают нарушаться. Осман стал назначать на важные государственные посты своих родственников из династии Омейядов. Чтобы обосновать свои права на власть, Омейяды начинают дополнять Коран своими проповедями Суннами. Недовольные правлением Османа избирают новым Халифом Али Аббаса, являвшегося двоюродным братом и одновременно зятем Мухаммеда. Вспыхивает гражданская война между суннитами и шиитами. В 656 году Осман был убит, и Халифом становится Али. Али отказывается от преследования своих бывших противников, чем настраивает против себя часть своих сторонников (хариджитов - ушедших). Хариджиты выступали за полное искоренение Сунны и возвращение к первоначальному исламу. В 661 году хариджиты убивают Али. На престол вступает династия Омейядов, начинается передача престола по наследству, столицей Халифата становится город Сирийский город Дамаск. Дамасский халифат Аммеядов просуществовал с 661 по 751 год. Как и при первых халифах, он был основан на внешней экспансии. К 710 году была завоевана вся Северная Африка. Местные племена берберов были обращены в ислам, в 711 году арабы вместе с маврами высадились на юге Испании и к 714 году завоевали Пиренейский полуостров. В последующем, арабы пересекли Пиренеи и вторглись в пределы Франкского королевства. Но в 732 году были разгромлены франками Карла Мартела в битве при Пуатье. Другое направление – Малая Азия. Здесь арабы неоднократно воевали с Византией, доходили до побережья Мраморного моря и дважды блокировали Константинополь. Но закрепиться не сумели. Следующее направление – Кавказ. Здесь арабы дошли до главного кавказского хребта, установив свой контроль над Арменией и большей частью Грузии. В Средней Азии в 715 году арабам удалось захватить Хорезм и ряд областей реки Амударья. Восточное направление – Индии. Там арабы дошли до реки Инд и на ее западном побережье образовали в 712 году первое в Индии мусульманское государство Синд. Верховная власть находилась в руках халифа и передавалась по наследству. Весь Халифат делился на Эмираты, которых при Омейядах было пять. И при халифе, и при эмирах было два наместника: светский и духовный. Духовный именовался кадий (при халифах Главный кадий). В его руках была военная власть, судебная власть (Шариат), под его властью находились огромные владения, принадлежавшие исламским лицам и учреждениям, а также платившиеся исламской церковью налоги. Светский наместник – везир. В его руках находились финансовые вопросы, содержание дворца и сбор податей и платежей. Помимо эмиратов, халифат также делился на военные округа. При Омейядах армия комплектовалась только из городского арабского населения. Первоначально система местного управления копировала систему покоренных народов. На государственные посты назначались греки и персы. И только к концу существования Халифата вместо них государственные посты заняли арабы-мусульмане. Арабский язык стал делопроизводственным на всей территории Халифата, ислам стал насаждаться на покоренных территориях, Омейяды начали чеканить собственную монету, была налажена постоянная почтовая связь между эмиратами. Около 700 года в Халифате проводится налоговая реформа. До нее налоги варьировались в зависимости от статуса человека. Категории: привилегированную составляли арабы-мусульмане => не арабы => покоренные/не мусульмане. В 700 году в Халифате проводится поземельная перепись населения. После ставка налога была уравнена для всех категорий населения. Отныне она зависела только от качества земель, выращиваемых культур и расстояния до рынка. Не мусульмане платили специальный налог (джизья). Налоговая реформа вызвала недовольство арабов-мусульман, в первую очередь родственников Мухаммеда, потомков Али Аббаса – шиитов. В 747 году на территории Ирана вспыхивает восстание во главе с рабом Абу Муслимом. Это восстание охватило большую территорию, и помимо социальной окраски, имело также политическую и религиозную. Среди восставших были также крупные землевладельцы, представители 11 исламских конфессий и не мусульман. Этим воспользовались аббасиды, Абу Муслим был казнен, но Омейядам не удалось удержать власть, произошла смена династии, новыми халифами стали Аббасиды. Столица была перенесена в Багдад, годы существования 750 (751) – 1258 гг. Единственным внешнеполитическим успехом была борьба с Китаем за контроль над Великим шелковым путем. В 751 году арабы разгромили китайские войска и сохранили свой контроль над Средней Азией. Вся дальнейшая внешняя политика сводилась к постепенной потере отдельных территорий и к развалу Халифата. Почти сразу отказались признать власть новой династии правители Ал-Андалуса и Магриба (это современные Тунис, Алжир, Марокко). Эмиры этих территорий являлись родственниками Омейядов, отказались признать власть новой династии. Также в войнах с Византией арабы от нападения перешли к обороне. Византийцам удалось отвоевать ряд территорий. Причиной внешнеполитических неудач во многом явилось разорение городского арабо-мусульманского населения из-за постоянно увеличивавшихся налогов. Численность армии стала сокращаться. Сокращение армии компенсировалось за счет наемников. Наемная армия требовала больших денег на содержание, что обуславливало постоянное повышение налогов. Помимо наемников в армии появилась гвардия, которая комплектовалась за счет мальчиков покоренных народов, обращенных в ислам (гулямы). По мере упадка Халифата повторилась история поздней Римской империи. Когда династия ослабла, гулямы стали вмешиваться в дворцовые перевороты, свергая одного халифа и вознеся на престол другого. Власть наместников становится наследственной. В Эмиратах возникли свои династии, которые стремились к независимости от Багдада. В итоге Халифат распался. Из-за повышения налогов начинается практика передачи мюлька в вакф. Это земли, принадлежавшие мусульманским лицам и учреждениям. Это землевладение было освобождено от уплаты налогов, поэтому собственник освобождался от бремени налогов и, передавая землю, оговаривал за собой получение части доходов. Передача земли в вакф привела к сокращению налоговых поступлений. Чтобы компенсировать сокращение казны Аббасиды начали отдавать сбор налогов на откуп. Произвол откупщиков спровоцировал рост социальных преступлений. В 9 – начале 10 века в Халифате произошло несколько крупных восстаний: восстание хурралитов (815-837) охватило территорию южного Азербайджана, основное требование – социальное равенство. Лидер Бабек. Восстание зинджи охватило территорию Южного Ирака в 869 по 883. Лидер Али –ибн- Мухаммед. К началу 10 века власть Аббасидов стала номинальной. Контролировать территории, населенное населением, находящимся на разном экономическом, культурном уровне развитии и различавшихся в религиозном плане, становилось все труднее. Этому способствовали многочисленные социальные выступления, сепаратизм эмиров и произвол гулямов. Реально Аббасиды контролировали только Ирак и Западный Иран. Восточный Иран находился под власти династии Бундов. В 945 году бунды стали правителями в Халифате, но формально продолжал существовать Халифат Аббасидов. Халиф потерял прежнюю власть, сохранив лишь религиозное значение, как глава всех мусульман. Конец Халифата был предрешен.