Испания в 8 – середине 11 века.

 

В результате ВПН бывшую римскую провинцию Испанию заселили вестготы. Вестготское королевство не контролировало северные горные районы Пиренейского полуострова, где проживали автохтонные племена астуры и кантабры, баски. Никто их не мог завоевать. Вестготское королевство было крайне слабым. Во-первых, не сложился принцип наследования королевской власти. Поэтому главы наиболее влиятельных родов вели постоянную борьбу за престол. Во-вторых, религиозная разобщенность населения. Сами вестготы были арианами. Однако помимо ариан на территории Пиренейского полуострова проживали также христиане, и было много иудеев. В-третьих, это высокие поборы с населения со стороны королевской власти.

В начале 8 века на южном побережье Испании появляются первые отряды арабов-мусульман, захвативших к тому времени Северную Африку. В 709 году вместе с арабами появляются мавры (обращенные в ислам негры). Массовое вторжение начинается в 711 году. Без особого сопротивления мусульмане-завоеватели подчиняют себе основные крепости вестготского королевства в 714 году. Сопротивление арабов встретили только в северных горных районах. Остатки вестготского войска соединились с астурами, в 718 году нанесли поражение арабам у местечка Ковагонга во главе с вождем астуров Пелайо. После этой победы возникло первое испано-христианское королевство Астурия, первым королем стал Пелайо.

Завоеванная территория стала частью Арабского Халифата, став одним из эмиратов Дамасского Халифата династии Омейядов. Еще эта территория именовалась Ал-Андалус. Арабы принесли на Пиренейский полуостров высокоразвитую городскую цивилизацию. В крупных городах (Кордова, Севилья, Толедо) существовали религиозные и светские школы, в которых изучали историю, философию и право. В них учились выходцы из крестьянской средневековой Европы. Библиотека Ал-Андалуса превышала 400 тыс. свитков, среди которых были переводы греческих (византийских) и римских авторов. Арабы принесли в Европу культуру мытья. Именно арабы принесли в Европу ветряную мельницу.

Со смены династии в Халифате столица Халифата переносится в Багдад. К власти пришла новая династия Аббасидов. Эмир Ал-Андалуса, принадлежавший династии Омейядов, отказался признать власть новой династии. В 755 году Эмир Ал-Андалуса Абд-ар-Рахман провозгласил себя самостоятельно эмиром. Столицей стал город Кордова. Его потомок Абд-ар-Рахман III в 929 году присвоил себе титул Халифа. Ал-Андалус стал Кордовским Халифатом. В экономике это был процветающий регион Европы. Во-первых, арабы принесли с собой новые культуры: рис, хлопок, сахарный тростник и многочисленные фрукты. На юге полуострова была создана развитая ирригационная система, что позволило значительно поднять урожайность традиционных культур. В Кордовском Халифате сложился специфический вариант феодализма. В феодальном владении отсутствовал домен. Сам феодал чаще всего проживал в городе. Крестьяне, обрабатывающие его землю, являлись арендаторами, уплачивающие господину 2/3 арендной платы. Платежи были в денежной форме. Тяжелых форм феодальной зависимости и жесткого прикрепления к земле не было. Однако социальной стабильности в Кордовском Халифате не существовало. Социальные выступления вызывали многочисленные противоречия между завоевателями и покоренным населением. Покоренное население частично приняло ислам, но сохранило свой язык и культуру (такое население называлось муваллады). Другая часть наоборот перенимает язык и культуру арабов, но сохраняет свои верования (мосарабы). Сохранялись разногласия между арабами и маврами. Сохранялись противоречия между различными группировками арабо-мусульманской знати. Социальная нестабильность не позволила достичь централизации Кордовского Халифата. В ряде районов местные правители обладали значительной автономией от Кордовы. Уже на рубеже 10-11 веков власть Кордовского Халифа ослабевает. В 1008-1031 гг. происходит серия дворцовых переворотов и мятежей и распад Халифата на несколько тайф: Кордовское, Толедское, Севильское, Валенсийское, Сарагосское. Распад Халифата облегчил процесс реконкисты. Реконкиста – это отвоевание испано-христианскими государствами территории Пиренейского полуострова у арабов-мусульман. Помимо Астурии в период 9-11 веков возникло еще несколько испано-христианских государств. Астурия стала Кастилией, также возникли Арагон, Наварра, Каталония и Португалия. Процесс реконкисты сопровождался постоянной борьбой между самими испано-христианскими королевствами. В реконкисте были заинтересованы все слои населения. Для королевской власти это были новые земли, новые вассалы, новое податное население и вообще увеличение престижа. Для церкви это были новые приходы, новые доходы и борьба с неверными – богоугодное дело. Для феодалов – это были новые земли, новое зависимое население. Крестьяне участвовали в реконкисте, надеясь получить свободу и свои собственные земли, а также им двигал религиозный мотив. Крестьянам, участвовавшим в реконкисте, предоставлялись привилегии, сопоставимые с правами низших слоев дворянства. Таких крестьян именовали кабальеро-вильяно. Они были близки к низшим категориям дворянства Инферно. В свою очередь Инферно отличались от привилегированных и зажиточных слоев дворянства рикос-омбрес (богатые и знатные). Положение зависимого крестьянства сильно различалось в зависимости от района. Наиболее легкие формы крепостной зависимости существовали в приграничных формах реконкисты. Наиболее тяжелые формы наблюдались в отдаленных районах реконкисты. Наибольшей жестокостью отличались барселонские обычаи. Каталония возникла на территории графства Барселонского, созданного Карлом Великим испанской марки. Основателем династии являлся первый барселонский граф Вифрид волосатый. После распада империи Карла Великого испанская марка оказывается в составе западно-франкского королевства, т.е. Франции. После прекращения династии Каролингов в 987 году правители отказались признать власть новой династии Капетингов. Результатом стало возникновение государства Каталония. Каталония со временем отходит от реконкисты и тяготеет к Франции. В центре между Кастилией и Каталонией возникло два государства на основе контоблийской и баскской общностей. Здесь сохранялись свободные крестьянские общины. Направление реконкисты – это река Эбро. Расцветом этой территории считается правление короля наварского Санчо Великого. В 1035 году ему удалось подчинить к своей власти Арагон и Кастилию. Однако после его смерти его держава сразу же распадается. Кастилия возникла в результате расширения Астурийского королевства. Астурийские короли своим первым шагом считали завоевание богатого города Леон. После его подчинения туда переносится столица, что в историографии сказалось на новом именовании государства: Астуро-Леонское королевство. Это была малозаселенная аграрная страна, главным занятием населения которой было скотоводство, возделывание злаковых культур. В прибрежных районах также было развито рыболовство и выпаривание соли. Ремесло домашнее, торговля не развитая. Однако на фоне всей этой отсталости в военном отношении королевство было наиболее сильным. Именно ему принадлежала главная роль в реконкисте, и к концу 11века пределы государства значительно расширились, что привело к изменению названия страны.