Задачи инженерной психологии.

Инженерная психология прошла 2 основных этапа.

1. Первоначально, в ней преобладали исследования аналитического типа, связанные с оценками тех или иных отдельно взятых технических устройств, с т. з. их соответствия отдельно взятым психологическим характеристикам человека. В этот период машиноцентрический подход, т.е. подход от машины к человеку.

2. Проективный этап. Главный упор стали делать на проектировании деятельности оператора. Антропоцентрический подход – от человека к машине. Машину пытаются приспособить к человеку. Данный подход находится в стадии становления.

Инженерная психология возникла на стыке технологических и психологических наук. Как психологическая наука, инженерная психология изучает психические и психофизиологические процессы и свойства человека, решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку. Как техническая наука, инженерная психология изучает принципы построения сложных систем, технологические процессы для выяснения требований, предъявляемых к психологическим и психофизиологическим свойствам человека-оператора.

Методологические проблемы. Характеризуются переходом от сбора отдельных эмпирических фактов к их упорядочиванию и систематизации. Они помогают выбрать предмет и объект исследования, определить методы их изучения, установить место инженерной психологии в системе наук, её значение для общественной практики.

Методология инженерной психологии – это её идейные позиции, определяющие назначение, направление и содержание всех ее исследований. Психофизиологическое направление связано с изучением тех свойств человека, которые имеют наибольшее значение в процессах управления и обслуживания техники.

Частные задачи.

1. Изучение психологических и психофизиологических характеристик человека-оператора. Здесь изучаются закономерности приема, обработки информации, характеристики процессов памяти и мышления при обслуживании техники.

2. Психологический аспект деятельности оператора в системе человек-машина

3. Оценка характеристик выполнения операторами отдельных действий, оценка быстродействия точности, надежности, эффективности выполнения оператором отдельных действий при взаимодействии с техническими устройствами.