Виды информационной модели.

Требования к информационной модели.

1. Должна отображать с полнотой и точностью состояния управляемого объекта

2. Должна соответствовать возможностям оператора по приему и переработке информации

С помощью органов чувств, в сознании оператора формируется состояние информационной модели, по которому формируется представление об управляемом объекте. Затем оператор сравнивает с эталоном. В случае сбоя он принимает решение о восстановлении управляемого объекта.

Информационная модель – организованная в соответствии с определенной системой правил совокупность информации о состоянии и функционировании объектов управления и внешней среды. Она помогает человеку сформировать образ реальной обстановки на управляемом объекте, а также проанализировать и оценить различные ситуации, на основании чего он принимает определенные решения.

1. Первичная. Изображение реальной обстановки зависит только от вида датчика для сбора информации и эта информация сразу же выводится непосредственно к человеку. Такая модель усиливает и расширяет органы чувств человека, т.е. реальные процессы, протекающие в объекте, выдаются человеку в форме приемлемой для восприятия. После этого информация становится объектом труда.

2. Вторичная. Иногда количество первичной информации так далеко, что требуется ее обработка на ЭВМ. Информационная модель, информация которой проходит машинную обработку называется вторичной.

Система «человек-машина» представляет собой частный случай управляемых систем. Основная роль принадлежит не столько анатомическим и физиологическим свойствам, сколько психологическим свойствам (восприятие, память, внимание, мышление). Необходимость изучать эти свойства привела к тому, что появилась инженерная психология.

Структурная схема системы «человек-машина»

R Средства отображения информации

ЦНС Информац. Вычисл-ое устр-во Управляемый объект

Эффекторы (орг. Дв-я) Органы управления

ЧЕЛОВЕК МАШИНА

 

 

Чтобы система «человек-машина» функционировала надежно и эффективно необходимо, чтобы информация, адресуемая человеку, передавалась ему в форме наиболее удобной для восприятия, запоминания и осмысления, а органы управления были бы удобными для организации соответствующих движений. Человек часто допускает ошибки не потому что плохо овладел профессией, а потому что его психофизиологические особенности ограничены.