История развития профориентационной работы.

1) 20-30гг 20в. В.М. Бехтерев. По его инициативе при биржах труда были организованы профконсультативные бюро – 141 бюро. Проводились профориентационные занятия со школьниками, исследовали их интересы и разработали рекомендации по выбору профессии.

В годы первых пятилеток биржы труда преобразовались в управление по трудовым ресурсам, т.к. не хватало квалифицированных рабочих кадров. В условиях дефицита кадров профотбор стал не нужен. Запретили использовать тесты, объявив их лженаукой, а выбор профессии с учетом склонностей личности стали трактовать как буржуазные пережитки. Личные интересы требовалось полностью подчинить государственным.

2) В 40-50гг интерес к профориентационной работе был вновь восстановлен

3) В 60е г. Формируется направление, связанное с психологической профориентацией и профконсультацией. Научный центр – Всесоюзный НИИ Профтехобразования

4) 90е г. Условия перестройки идеологических и экономических основ общественной жизни. Тяжелый экономический кризис породил безработицу, поэтому психологическая помощь населению в области профориентации стала еще более актуальной. В этот период было принято постановление «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в РФ» 31 октября 1996г. №1186

Профотбор – 1. определение пригодности человека к конкретной профессии 2. Система мероприятий, которые обеспечивают расстановку людей на производстве с учетом индивидуальных, психофизиологических и психологических особенностей, склонностей и способностей. Эта проблема стала госзадачей сегодня.

Многочисленные исследования показали, что к сборке мелких деталей не пригодны 7-8% молодых людей. Работа аппаратчика химического производства противопоказана 15% рабочих. От 20-40% людей не пригодны к профессии монтажника-высотника. Нужно оптимально распределять людей по рабочим местам.

Карьерное консультирование в рамках профотбора помогает клиенту не только выбрать профессию, но и решает вопросы преодоления стресса, связанного с профессией. На практике редко удается добиться того, чтобы прогноз профпригодности совпадал с последующей успешностью трудовой деятельности более чем на 70-80%.