Во второй пол. XVII – первой пол.XIX в.

Лекция 5. Государственное призрение

С окончанием Смутного времени и воцарением династии Романовых появляются новые признаки сосредоточения дела призрения в руках государства. При царе Алексее Михайловиче частная благотворительность приобретает широкий размах. Сам царь также раздавал милостыню нищим и кормил заключённых.

В 1970 г. появляется «Приказ строения богаделен», в ведомстве которого сосредотачивается благотворительность. В задачи новой системы общественного призрения входит не только раздача милостыни бедным, но и предоставление трудоспособным нуждающимся заработка и наказание за тунеядство.

Земский собор 1681 г. (при Фёдоре Алексеевиче) в центре внимания поставил два вопроса: о внутрицерковных делах и о борьбе с нищенством. Царём предложено нищих переписать, престарелых и немощных отправить в больницы, а здоровых и тунеядцев приставить к работам. В На нём также решено подготовить в 1682 г. особый акт, открывающий новые взгляды на общественное призрение: предусматривалось строительство государственных больниц-богаделен(«шпитальных домов») для нищих в Москве. Функции помощи нуждающимся возлагались и на крупные монастыри во всех городах государства. В этом же году подготовлен проект создания Аптекарского приказа с приданием ему функций централизованного надзора за призрением. Кроме того, большое внимание уделялось детской безнадзорности, формируется связь социального призрения и идеи закрытого воспитания. Было предложено воспитывать «нищенских детей» в специальных закрытых учреждениях («дворах»), с обучением их ремёслам и наукам. В нач. 1682 г. был подготовлен ещё один проект – об организации в России первого высшего училища или академии, и позволялось меценатство в виде средств на пищу и одежду ученикам. Но реализация этих двух проектов затянулась в связи со смертью Фёдора Алексеевича. Указ 1691 г. был направлен на борьбу с нищенством.

В целом к кон. XVII в. оформляется такая сфера социальной работы, как опека и попечительство. Опека распространялась на несовершеннолетних до 15 лет, опекунами могли стать не только родственники, но и посторонние люди, знакомые с семьёй, функции опекунов законодательно не закреплены. Оформляется также вопрос о вдовьем обеспечении. По Указу 1681 г. мужья-вдовцы получали часть от владений умершей жены, а Указом 1686 г. решён вопрос о наследовании вдовами посадских людей части имущества умершего мужа.

Таким образом, в попечении о бедных возникает новое направление, основными чертами которого были:

1. Стремление урегулировать и направить благо­творительность, с постепенным ее упорядочением и с подчинением государственным интересам.

2. Государство еще не налагает обязанностей на общество, не обязывает его различать нищенствующих, выделять из них тунеядцев и определять по отноше­нию к каждой отдельной категории нуждающихся определенные меры попечения.

3. Государство уже склонно принять на себя меры по борьбе с профессиональным нищенством, но част­ные благотворители вольны подавать милостыню по своему усмотрению, без какого-либо стеснения и кон­троля со стороны государства.

К концу царского периода зарождается новая мысль, по которой помощь общества в деле призрения должна быть не только добровольной, факультативной, но и обязательной.

В период правления Петра I государственное управление проходит три главных этапа: приказную систему — 1682-1709 гг., губернскую — 1710-1718 гг., коллежскую— 1719-1725 гг.:

1 этап (приказная система) – проблемы призрения тесно связаны с секуляризацией монастырских земель и рефор­мированием деятельности Монастырского приказа. Приказ взял на учет владения монастырей и духовных владык. Государство все больше и больше контролирует деятельность церкви, направ­ляя ее средства и на свои нужды. Доля военных расходов по сравнению с «социальными программами» (финансирование просвещения, призре­ния и медицины) значительно выше.

К 1700 г. церковные вотчины становятся основными источ­никами денежных, хлебных и других сборов государства: на военные расходы — на артиллерию, солдат, в том числе и на увечных солдат и унтер-офицеров, солдатских детей и жен, а также на школы и аптеки.

С 1706 г. начинают призревать детей, вдов служилых людей, тогда как богадельным нищим финансовая помощь ока­зывается постоянно, причем отпускаемые им суммы превосхо­дят суммы для детей и вдов.

По Указу от 30 декабря 1701 г. монастырям предписано осуществлять призрение «из своих остатков».

2 этап – административная реформа с 1708 г. (Россия раз­деляется на губернии).

3 этап – перестройка органов центрального уп­равления с 1718 г. (приказы заменяются коллегиями). Для этих двух этапов характерно, что роль духовенства в деле призрения становится все бо­лее подотчетной государству и регламентируемой, в то время как значение губерний (местного самоуправления) возрастает.

Роль Монастырского приказа, а позднее и Святейшего Сино­да, была в основном кон­тролирующей, полицейско-административной. Его деятельность в области обще­ственного призрения регламентировалось вышестоящими орга­нами. Святейшему Синоду предписывалось (Указ от 31 января 1724 г.) содержать в монастырях направленных Военной Коллегией обер-офицеров, унтер-офицеров, рядовых драгун, солдат (Указы 1720, 1721, 1722 гг.), выделять земли монахам для её обработки или привлекать их к военной службе, монахинь ни в чём не участвующих отправлять на мануфактурные заводы работать. На губернии же возлагается организационная, финансовая и законодательная ответственность в деле общественного при­зрения. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им велено устраивать «гошпитали» для увечных, престарелых, «зазорных младенцев» (внебрачных детей). Губерниям надлежало самим финансировать свои социальные программы «изъ неокладныхъ прибылыхъ доходовъ».

Отмечен рост нищенства. В связи с этим много указов в сфере общественного призрения направлено на иско­ренение данного социального недуга, в частности предписывалось искоренять подачу милостыни.

Определены новые направления церкви в деле обще­ственного призрения, строительство при церквах странноприимниц и лазаретов для стариков и больных.

В Регламенте (Уставе) Глав­ного магистрата от 16 января 1721 г. определена защитная роль полиции в деле общественного призрения как одного из субъектов «со­циальной политики». В Регламенте указаны основные институты призрения: «смирительные дома»,предназначенные для лю­дей «непотребного жития»; «прядильные дома» – для женщин «непотребного женского бытия»; «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»; «сиротские дома» – для убогих и оставшихся без роди­телей детей, где бы их воспитывали и содержали; «другие домы от разных болезней бедных лечат».

Дальнейшее развитие системы социальной защиты отражено в инструкциях о внутренней регламентации монастрыней и о магистрате.

В инструкциях магистратам (от 31 января 1724 г.) говорилось о необходимости обучения малолетних детей вне зависимости от состоятельности их семей. Городское попечение над малолетними включало в с себя не только обуче­ние, но и опеку. Назначение опекунов возлагалось на магист­рат, который должен осуществлять контроль за их деятельно­стью и надзор за процессом воспитания. Призрение бедных и стариков возлагалось непосредственно на магистраты. Их пристраивали в городские бо­гадельни. Категорически запрещалось призрение «посторонних граж­дан», не из данного города. Пресекалось профессиональное нищенство: нищих принуждали к работе.

При Петре I оформляется развет­вленная система социальной защиты(«закрытая» система призрения), в которую входят:

а) центральные органы - вначале Патриарший и Монастыр­ский приказы, с 1712 г. — Святейший Синод, а с 1724 г. Камерконтора;

б) Городские магистраты;

в) помещики во владельческих селениях;

г) старосты и сотские в селениях со свободным населением».

Фомируются институты призрения, кото­рые можно условно разделить на институты социального конт­роля и социальной помощи. К первым можно отнести смири­тельные и прядильные дома, предназначенные прежде всего для насильственного привлечения мужчин и женщин к обще­ственно полезному труду. Эти меры направлены против «про­фессиональных нищих», «ленивых прошаков». Ко вторым при­числяли гошпитали, которые предназначались для призрения сирот, убогих, больных, увечных, престарелых, т. е. тех людей, которые не могли в силу разных обстоятельств самостоятельно кормиться.

Помимо создания государственных структур помощи и кон­троля, предпринимаются попытки организации новых источни­ков финансирования общественного призрения. Среди них:

• увеличение сбора венечных денег;

• контроль за продажей восковых свечей;

• «установление вычетов» из жалованья на «гошпитали»;

• обучение монахинь ремеслам, и обращение средств с них на общественные, а не на личные нужды;

• сбор подаяний при церквах на «гошпитали»;

• сбор штрафных денег с раскольников.

После смерти Петра I наступил период дворцовых переворотов (1725-1762 гг.) – период законодательного затишья в сфере социальной защиты, а некоторые начинания Петра даже пришли в упадок при Екатерине I и Елизавете Петровне. Например, со временем закрываются приюты для незаконнорожденных детей, количество нищих при монастырях увеличивается.

За 37 лет на пре­столе сменилось шесть императоров и императриц: Екатерина I (1725-1727), Петр II (1727-1730), Анна (1730-1740), Иван VI (1740-1741), Елизавета (1741 — 1761), Петр III (1761 — 1762). Неустойчивость власти не способство­вала делу укрепления и нормализации системы госу­дарственного призрения. Главенствующим направлением в социальной ра­боте становится ужесточение мер по борьбе с нищен­ством, то есть происходит дальнейшая регламентация системы наказаний. В марте 1726 г. издается указ Екатерины I о необ­ходимости подыскания особых домов для приема и призрения незаконнорожденных.

Некоторое оживление внимания правительства к проблемам призрения относится к правлению Анны Иоанновны. В частности, по Указу от 19 мая 1733 г. ширилось устройство богаделен в Санкт-Петербурге. Всего пла­нировалось построить 17 богаделен (в дополнение к трем существовавшим). Все они содержались при церквах. На содержание нищих в богадельнях выделялись «кормовые деньги». В богадельни определялись старики, больные и отставные сол­даты. Функция наблюдения и назначения нищих в бо­гадельни принадлежала Сенату.

По Указу августа 1733 г., немые и умалишенные нищие должны были направляться в Святейший Синод, а оттуда определяться на содержа­ние в монастыри. Дополнительно к тому в 1739 г. поступило распоряжение о мерах по борьбе с юродивыми-клику­шами. Были ужесточены наказания за занятия попрошай­ничеством и нищенством (Указы 1733 г., 1734 г.). Прошёл ряд указов императрицы 1734, 1738, 1740 годов которыми повелевалось брать здоровых нищих на военную службу либо отправлять на казенные работы.

В период правления Елизаветы Петровны с 1741 г. происхо­дит дальнейшая реорганизация общественного призрения. В ве­дении Святейшего Синода остаются богадельни и нищие, но финансирование монастырских богаделен осуществляется в соответствии со штатами. Учитываются неиспользованные средства на содержание нуждающихся, их предлагают переда­вать в инвалидные дома, а остаток класть в банк под проценты.

Происходят изменения и в деле управления призрения на местах. Статс коллегия в 1741 г. сменяет органы государствен­ного контроля за общественным призрением. На основании решения Сената она обязана содержать богадельни губернских, провинциальных и воеводских канцелярий. Меняет­ся источник выплат, но не система финансирования и отноше­ние к общественному призрению. Со­храняется прежняя система призрения, но деятельностью в этой области руководит уже не по­лиция, а Коллегия экономии.

В 1744 г.был отменен гос­питальный налог, введенный при Петре I в связи с злоупотреблениями его использования. В 26 епархиях были открыты богадельни для «пристройства безумных». Губернским, провинциальным и воеводским кан­целяриям было предложено построить богадельни в губерниях с получением содержания от Статсконторы. В столице императрица также намеревалась от­крыть дом для призрения вдов и дочерей заслужен­ных чиновников, но многое из предложенного так и осталось на бумаге.

Сохраняет свою силу основное направление соци­альной работы – бескомпромиссная борьба с нищен­ством (Указ июня 1742 г.). Борьба с нищенством вступала в новый этап, перекинувшись из столиц в провинцию. Налицо борьба с проституцией. Императрица закры­ла публичный дом в Санкт-Петербурге и приказала девиц упорствующих высылать в Сибирь.

При Петре III (декабрь 1761—июнь 1762 г. указами в феврале и марте 1762 г. предусматривалось содержание богаделенных и инвалидов, а также отстав­ных унтер-офицеров и солдат, не имевших источников пропитания за счёт доходов с монастырских имений. Еще один указ деятельности императора касался проблемы солдатских вдов и жен военнослужащих, на­ходившихся в дальних походах. По указу в марте 1762 г. было велено, чтобы «праздношатающихся и по миру бродя­щих служилых людей женок» полиция отсылала в Ма­нуфактур-коллегию для последующего распределения работоспособных на петербургские фабрики. Эта мера была временной, до возвращения мужа из похода. Престарелых, дряхлых и увечных следовало направлять в Камер-контору, а оттуда – в богадельни. В апреле 1762 г. последовало указание императора о строительстве специальных домов для умалишенных (так называемых «долгаузов») вне мона­стырей.

Таким образом, в период «дворцовых переворотов основания государственной благотворительности оста­вались неизменными, заложенными еще Петром I, качественно новых мероприятий не про­водилось за исключением обустройства и содер­жания немых и умалишенных.

Серьезные изменения в деле благотворительнос­ти, направленные на создание более стройной систе­мы государственного участия в попечении о больных и неимущих, происходят в царствование Екатерины II(1762— 1796). В этот период в проведении политики в области государственного призре­ния можно говорить о двух основных направлениях деятельности.

С 1763 г. общественное при­зрение, а точнее финансирование, богаделен, инвалидных до­мов вновь переходит под юрисдикцию Коллегии экономии, где они находятся до образования специального органа – приказов общественного призрения. По инструкции Коллегии экономии от 6 июня 1763 г. вводилось своеобразное двойное финансирование: содержание богаделен и нищих при местных епархи­ях полностью передавалось в ведение Святейшего Синода и церкви; содержание же инвалидных домов отводилось к обязанности Коллегии экономии.

Второе крупное мероприятие – в 1763 г. Екатерина II учредила в столицах два боль­ших заведения для воспитания и надзора за незакон­норожденными детьми. В 1764 г. в Москве был открыт Воспитательный дом (другое название — Сиропитательный дом), в 1770 г. в Петербурге открылось отде­ление этого дома, в 1780 г. преобразованное в самосто­ятельный Воспитательный дом. Цель учреждения этих домов была заявлена в Мани­фесте от 1 октября 1763 г. – «призрение бедных и попе­чение об умножении полезных обществу жителей». Воспитательный дом стал не просто сиротским при­ютом, но и училищем для детей, и специальным госпи­талем для неимущих родительниц. Так начинает постепенно воплощаться в жизнь идея «закрытого воспитания» в прямой связи с социальным призрением. Эти дома содержались на окладные подати. Поощрялись и единовременные («неокладные») подаяния. Постепенно воспитательные дома начинают вести коммерческую кредитную деятельность.

С 20 ноября 1772 г.вступило в силу «Исполнительное учреждение Вдовьей, Сохранной и Ссудной казны». Сохранная казна предполагала прием денег на сохранение с ус­ловием выплаты процентов, доходы же шли на содер­жание дома; Вдовья казна принимала вклады от мужей с целью обеспечения пенсией жен в случае смерти супруга.

В 1768 г. были организо­ваны так называемые «деревенские экспедиции»: на воспитание в села отдавались физически крепкие дети, а в воспитательных домах оставляли лишь наи­более слабых. Каждая кормилица получала пособие на детей до достижения ими пятнадцатилет­него возраста, после чего они оставались в семьях до 21 года.

В августе 1775 г. в особом указе был изложен план реорганизации системы призрения в Москве, по которому планировалось учредить больницу, богадель­ню, работный дом, сиротский дом, дом умалишенных, дом неизлечимо больных, смирительный дом с фаб­рикой, а также городские и уездные училища, находя­щиеся в едином управлении. Первым учреждением стала Екатерининская больница на 150 коек, открытая в июне 1776 г. В том же году при больнице была откры­та богадельня на 100 человек, а также работный дом для «ленивцев» мужского пола.

Отражая стремление к централизации в управле­нии делами благотворительности, в 7 ноября 1775 г. по­явился манифест «Учреждение для управления губер­ний Всероссийской империи», на основании которого во всех 40 губерниях России в системе губернского управления создавались так называемые «Приказы общественного призрения», к полномочиям которых относились контроль и управление всеми благотвори­тельными заведениями, находившимися на территории губернии. Приказы находились в ведении мест­ных гражданских губернаторов. Приказы общественного призрения контролирова­ли деятельность следующих типов благотворительных заведений: 1) народные школы для сирот и неимущих; 2) сиротские дома; 3) госпитали и больницы; 4) бога­дельни (мужские и женские) для престарелых и убо­гих; 5) дома для неизлечимо больных; 6) сумасшедшие дома; 7) «работные дома» (исправительные заведения, мужские и женские); 8) бесплатные аптеки.

Приказам разрешалось преумножать капитал за счёт вложений поступающих денег в банк (вести коммерческую деятельность) и вести хозяйственную деятельность.

В этот период сферой призрения заведовал Правительствующий Сенат. С 7 ноября 1775 г. лишь он распределял нуждающихся в богадельни.

По указу 1781 г. Петербургский городской маги­страт был обязан назначить специального городского «маклера», который раз в неделю должен был вскры­вать кружки для сбора частных пожертвований при­каза общественного призрения и раздавать деньги бедным, «не могущим приобретать работу на свое про­питание».

Были также ужесточены меры по борьбе с нищенством и проституцией. В годы царствования Екатерины II были регламен­тированы обязанности полиции по борьбе с уличным нищенством. Нищих из так называе­мых «праздночинцев» (разорившегося купечества и ремесленников) следовало отдавать на работу на ма­нуфактуры и фабрики; нищих из крестьян — записы­вать в солдаты. Подтверждается ответственность по­мещиков за нищенство их крестьян (наказание — штраф). Нищенствующим было запрещено выдавать паспорта, а из Москвы были высланы все «праздноша­тающиеся».

Были учреждены новые работные дома в ведении полиции. Воз­никает идея о двух различных типах исправитель­но-трудовых заведений: 1) находящихся в ведении общества и основанных на добровольных началах; 2) находящихся в ведении полиции и использующих принуждение к труду.

При Екатерине II в обиход в России впервые вво­дится термин «проституция» и начинаются статисти­ческие исследования по проблемам заражения и раз­вития сифилиса (по материалам тех же военных гос­питалей). В 1728и 1736 гг. Сенат принимал запретительные меры относительно «воль­ных домов» для проституток; в 1743 г. последовал специальный сенатский указ, запрещавший совместно париться в торговых банях лицам обоего пола. Екатерина II боролась с проституцией запретительными мерами: по указам 1771и 1782 гг. пойманных проституток направляли либо на фабрики, либо в работные дома на полгода (Устав о благочинии 1782 г.) В 1763 г. создана Медицинская коллегия. По сенатскому указу 1763 г. заболевших сифилисом сол­дат секли,- а затем уже приступали к лечению, пойман­ных же проституток, распространявших болезнь, ле­чили за казенный счет и отправляли в ссылку на посе­ление в Сибирь. По «Уставу о городском благочестии» в публичных домах вводил­ся периодический врачебный осмотр проституток и разрешалась концентрация последних в определен­ных местах в Санкт-Петербурге.

При Павле I (1796—1801 гг.) лишь один указ кос­нулся проблем призрения. По указу о казенных име­ниях (1797) обязанность прокармливать своих нищих и бедных была перенесена с селений на волости (с на­селением около 3 тыс. душ). Вновь предпринимаются карательные меры в отношении проституток, было приказано публичным женщинам носить только желтое платье (знаменитый «желтый билет»); отказывавшимся же грозил острог. Также предпринимаются попытки на основе военной системы управления использовать частичный труд призреваемых военных инвалидов. В 1796 г. сделаны пер­вые попытки создания инвалидных рот.

Таким образом в XVIII в. в России оформилась система государственной благотворительности, появи­лись специальные органы (приказы), в обязанности которых вошло попечение о нищих, сиротах и убогих. В сельской местности призрение нуждающихся оказы­валось в ведении местных общин и помещиков. Были сделаны попытки ликвидации системы открытого при­зрения в городах. Отсутствие реальных мер по борьбе с бедностью.

В XIX в. благотворительность в основном связана с попечением о боль­ных и раненых воинах. В начале XIX в. положено начало призрению слепыхиглухонемых.

При Александре I (1801-1825 гг.):

1. В 1802 г. основано «Благодетельное общество». На­правления его деятельности: «1) домовое призрение бедных боль­ных; 2) диспенсарии в разных частях города; 3) вспоможение подвергнувшимся нечаянно какому-либо несчастному случаю на улицах; 4) особенные больницы для страждущих прилипчи­выми болезнями; 5) призрение искаженных природою или слу­чаем, воспитание глухонемых и т. п.». Помощь, оказываемая Обществом, носила как постоян­ный, так и временный характер; в зависимости от этого органи­зовывались особые институты поддержки. К учреждениям постоянного призрения можно отне­сти: учебно-воспитательные, богадельни, заведения бесплат­ных и дешевых квартир, к учреждениям временной помощи — медицинские, благотворительные общества, ночлежные приюты, столовые.

2. 18 мая 1802 г. создан Медико-филантропический комитет. В 1804 г. он разработал программу медицинской помощи помощи. В его функции входило домовое призрение бедных больных, организация по городу диспансеров, помощь пострадавшим на улице от несчастных случаев, организация лечебниц для больных, страдающих инфекционными заболеваниями и призрение инвалидов, воспитание глухонемых и слепых.

3. В 1805 г. созданы «Благодетельный комитет», который занимался налаживанием контактов с иностранными и отечественными филантропами; «Учёный комитет», который занимался анализом эффективности благотворительности и «Попечительский комитет», который занимался оказанием денежной помощи истинно нуждающимся.

4. В 1806 г. образован первый институт сле­пых, в том же году начали призревать глухонемых и открылась первая в России глазная больница.

5. Институты социальной поддержки в губерниях не имели чет­ких принципов организации, хотя предпринимались отдельные попытки их реорганизации и структурирования (4 разряда) (1823 г.).

6. 18 августа 1814 г. были созданы Патриотическое общество, в задачи которого входило попечение о больных и раненых защитниках отечества, и специальный Комитет, который зани­мался попечением о раненых генералах, офицерах (и их се­мейств).

7. 1816 г. создано «Императорское Человеколюбивое общество».

8. В 1821 г. изданы правила о приёме пожертвований, при приказах стали вести их учёт и документацию.

9. возникают местные благотворительные общества.

10. В 1806-1822 гг. появляются благотворительные общества, основанные на взаимопомощи – «кассы».

При Николае I (1826-1855 гг.):

1. В 1838 г. созданы специальные комитеты «по разбору ипризрению просящих милостыню».

2. Указам 1854 г. категорически запрещено нищенство в России.

3. Закрываются благотворительные учреждения (1855 г. закрыто «Общество посещения бедных» и др.).

4. Деятельность «Императорского Человеколюбивого общества» расширилась, развиваясь по трём направлениям: упорядочение работы Общества, реорганизация действовавших благотворительных заведений, открытие новых заведений и отделений Общества.

5. Создано Мариинское ведомство учебно-воспитательными заведениями. Занималось расширением сети институтов благородных девиц и учреждением сиротских институтов. В 1854 г. учреждения Ведомства были разделены на группы.

6. В 1850-е годы действует Общество Красного Креста.