Лекция 5. Модель полной стоимости владения информационной системы, создаваемой в организации своими силами
Организация и проведение предварительных и периодических медицинских осмотров
Согласно статье 154 Кодекса законов о труде РФ и статье 14 Основ работодатель обязан организовать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров.
Перед заключением трудового договора (контракта) с работником руководитель организации должен определить необходимость направления его на предварительный медицинский осмотр.
Предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры проводятся с целью предотвращения профессиональных заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда по перечням вредных веществ, неблагоприятных производственных факторов, а также отдельных видов работ, в соответствии с приказом МЗ РФ. На основании этого руководитель организации по согласованию с профсоюзами и территориальной службой Россанэпиднадзора должен определить и утвердить перечень профессий и работ, для выполнения которых необходимо пройти предварительный медицинский осмотр.
Аналогичным образом может быть составлена модель оценки эффективности варианта ИС на основе ТСО для случая, когда ИС или какой-либо ее компонент создается в организации своими силами.
Консалтинг может выполняться аналогично варианту приобретения ИС, т.е. на этом этапе принимаются общие решения: определяются состав ИС и ее базовое оборудование.
Консалтинг может выполняться собственными специалистами или сторонней консалтинговой фирмой. Издержки на консалтинг могут быть разными, что отражает пунктир на диаграмме, однако они будут присутствовать, как правило, только на ограниченном начальном интервале времени: решение по составу и типу системы рано или поздно должно быть принято, далее начинаются работы по ее созданию. Консалтинг можно рассматривать как одну из составляющих проектирования ИС. При этом собственно проектирование в соответствии с содержанием этих работ (эскизное, техническое, рабочее проектирование) может продолжаться далее некоторое неопределенное время, как правило, по компонентам или очередям ИС, что вызывает соответствующую неопределенность окончания этого этапа. Тем не менее, его окончание определяет окончательную готовность ИС в ее проектном варианте, что следует при создании ИС зафиксировать: например, издать приказ по организации с определением в нем состава и всех характеристик системы, в том числе и ее плановой или проектной производительности Q проект.
Приобретение оборудования и других компонентов системы, скорее всего, здесь может осуществляться партиями, одна за другой, что и отражается на диаграмме рис. 3.4. Формирование таких партий, или комплектов поставки, а также формы оплаты партий представляет собой отдельную задачу оптимизации, которая здесь не ставится. Достаточно ясно, что дЛя случая создания не своими силами по отношению к варианту приобретения не у стороннего поставщика будет иметь место соотношение
∑Sкв сс>∑Sкв пр ,
т. е. капиталовложения в приобретение компонентов системы у сторонних поставщиков будут в этом случае меньше, чем при приобретении не целиком, поскольку в этом случае оплачиваются только приобретенные технические и базовые программные средства, а в случае приобретения системы целиком оплачиваются также приложения и все работы поставщика в полном объеме, в том числе и плановая прибыль компании-поставщика.
Изготовление не в организации в случае создания ее своими силами практически сливается с проектированием. Однако в этом процесс е могут присутствовать также работы, которые явно не являются проектными, например, создание системы энергоснабжения, прокладка сетей и другие монтажные и строительные работы, т. е. в качестве этой составляющей имеются в виду только издержки за пределами процесса проектирования, если они имеют место.
Амортизация основных фондов ИС формируется от этапа к этапу или от очереди к очереди по мере их создания и ввода в эксплуатацию. Прежде всего эти издержки обусловлены амортизацией стоимости приобретаемых компонентов ИС. Конечно, и эти издержки могут формироваться по-разному в зависимости от стратегии приобретения компонентов ИС. Предполагается, что компоненты не приобретаются партиями тогда, когда по мере завершения проектирования становится актуальным комплектование базовыми средствами соответствующих составляющих или подсистем ИС.
Однако при создании не своими силами возникает специфическая задача учета и амортизации компонентов ИС, создаваемых на предприятии силами работников информационной и других служб. Дело в том, что создаваемые собственными силами компоненты ИС по существу становятся нематериальными активами в составе основных фондов компании: в соответствии с п.48 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в РФ к нематериальным активам относятся активы, используемые в хозяйственной деятельности (имеющие срок службы) свыше года и приносящие доход. В этот перечень включены программы для ЭВМ, базы данных и другие компоненты ИС. В соответствии с этим они должны быть оценены и поставлены на учет по их балансовой или первоначальной стоимости, а на них должна начисляться амортизация для осуществления в дальнейшем их восстановления. Соответствующие правила установлены в Положении о бухгалтерском учете - основном регламентирующем документе по этим вопросам.
При создании нематериальных активов на самом предприятии затраты по их созданию учитываются на счете 08 «Капитальные вложения». В бухгалтерском учете это отражается следующим образом:
1. Д 23
К:70,69,12,10 Изготовление нематериальных активов
2. Д 46
К 23 Включение в обороты реализации затрат по изготовлению нематериальных активов
3. Д 46
К 68 Начисление НДС с суммы фактических затрат на изготовление нематер. активов
4. Д 08
К 46 Отнесение затрат по изготовлению немат. активов к долгосрочным инвестициям
5. Д 04
К 08 Принятие на учет немат. активов, изготовляемых на самом предприятии, на основании акта сдачи-приемки
По приведенной схеме (проводке) на указанные счета заносятся все суммы, фактически затраченные на создание баз данных, программ для ЭВМ, комплектных приложений и других компонентов ИС. Следует отметить, что в практике создания ИС своими силами на предприятиях на счет 08 заносятся в лучшем случае прямые учитываемые фактические затраты, т. е. заработная плата, расходы на материалы, аренду помещения, отопление, освещение и другие статьи. В то же время на нематериальные активы распространяются также правила оценки и переоценки основных фондов, т.е. определения их рыночной цены и учета их по этой цене в составе основных фондов предприятия.
Оценка стоимости этих компонентов ИС с учетом их интеллектуальной составляющей, т. е. стоимости вошедших в разработанные компоненты различных «ноу-хау», приводит не просто к значительному повышению их стоимости, но и к общему повышению значимости интеллектуальной составляющей в составе основных фондов. Таким путем становится возможным адекватный учет в основных фондах интеллектуального капитала предприятия.
До сих пор интеллектуальный капитал многих наших организаций существенно недооценен: считается, что в стоимости ИС только 10 - 15% составляет стоимость ее технических компонентов, а остальные 85 - 90% - стоимость программных, технологических и информационных составляющих, а также тех «ноу-хау», которые использованы при ее создании. Однако в реальных балансах отечественных предприятий, создающих ие или их компоненты своими силами, приведенное соотношение даже близко не имеет места. Это совсем не безобидное обстоятельство: оно не только отрицательно сказывается на стоимости основных фондов организации, но и занижает в их составе долю высокотехнологичной и наукоемкой составляющей, что в свою очередь снижает капитализацию компании и ее инвестиционную привлекательность.
С течением времени нематериальные активы не остаются неизменными; со временем они снижают свою ценность для предприятия и должны быть заменены более совершенными и современными. В связи с этим в отношении нематериальных активов также существует практика амортизации.
Нематериальные активы, используемые непосредственно при производстве продукции, амортизируются обычным порядком путем включения амортизационных отчислений в себестоимость продукции предприятия. С 1 января 1998 г. порядок и нормы начисления амортизации на средства вычислительной техники установлены Указом Президента Российской Федерации «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» от 8 мая 1996 г. № 685 (с последующими изменениями и дополнениями) .
Указ устанавливает для компьютерной техники, информационных систем и систем обработки данных годовую норму амортизации 25%; для нематериальных активов срок амортизации устанавливается в течение планового срока использования таких активов (при невозможности определения или отсутствии этого срока - в течение 10 лет). Расчет амортизации на основе Указа Президента производится в целом от общей стоимости группы имущества.
Как видно, нормы амортизации для нематериальных активов предприятие может определять в значительной мере самостоятельно. Срок полезного применения каждого компонента таких активов может определяться специалистами предприятия на основе согласованного срока его использования по соответствующему договору. Так определяется, например, норма амортизации программных продуктов при заключении договора на их использование в течение определенного срока, на основе которого и определяется норма амортизации.
Амортизация может определяться также на основе представлений специалистов предприятия о возможном сроке применения рассматриваемого объекта, в течение которого его применение приносит прибыль. Только в случае неопределенности сроков эффективного применения объектов нематериальных активов в соответствии с Указом Президента устанавливают норму амортизации на уровне 10% в год.
Норма амортизации является очень весомым фактором в экономическом механизме деятельности организации: через этот механизм организация накапливает средства для возобновления основных фондов в их новой более эффективной версии. Недооцененность основных фондов и снижение нормы амортизации сокращают объем средств, которыми организация может располагать на эти цели.
Средства информатизации являются весьма динамичным компонентом основных фондов. Они в высоком темпе морально устаревают, поэтому на их восстановление нужны значительные средства, которые естественным путем накапливаются через механизм амортизации. В противном случае эти средства нужно будет привлекать из иных источников или придется смириться с деградацией ИС. Повышение нормы амортизации до 25% согласно Указу Президента, с одной стороны, обеспечило более высокий темп накопления этих средств, с другой стороны, существенно повысило значимость этого компонента основных фондов.
Это можно иллюстрировать следующим примером. Пусть средства информатизации составляют 10% стоимости основных фондов, а средняя норма амортизации по предприятию за вычетом ИС равна 10%. Тогда амортизационные отчисления по предприятию составят 90' 0,1 + 10· 0,25=11,5% от общей стоимости основных фондов. В этих условиях на долю средств информатизации будет приходиться не 10%, а 2,5: 11,5=21,7% общей суммы амортизационных отчислений. Этот пример иллюстрирует еще раз важность адекватного отражения в основных фондах компании стоимости ее ИС.
Как видно, механизм начисления амортизации может оказывать существенное влияние на результаты хозяйственной деятельности и иметь те или иные последствия для предприятия. Вполне свободным этот механизм нигде не является. Однако нужно иметь в виду, что это влияние становится тем более управляемым со стороны предприятия, чем большую долю в составе основных фондов составляют нематериальные активы и прежде всего - интеллектуальный капитал предприятия.
Начисление амортизации на нематериальные активы оформляется в учете следующей записью (проводкой):
Д 20
К05
Начисление амортизации по нематериальным активам
Здесь задействуется счет 05 «Амортизация нематериальных активов), на нем же может выполняться аналитический учет по отдельным объектам.
При создании ИС своими силами этапы внедрения и освоения осуществляются поэтапно или циклически по мере ввода в действие создаваемых составляющих ИС, т. е. по мере формирования так называемых очередей ИС; между этими работами и этапами могут возникать паузы, они могут накладываться друг на друга и т. д. Конечно, уровень издержек по разным очередям и продолжительность этапов могут при этом быть самыми различными.
В этом случае сопровождение и поддержка организуются обычно тоже собственными силами, причем по мере формирования состава ИС должны нарастать и издержки по этим составляющим. Если этого не происходит, то снижается качество работы системы. К тому же при этом обычно отсутствуют какие-либо гарантийные обязательства в отношении элементов ИС, создаваемых собственными силами: до сих пор в практике отечественной информатизации это не было принято.
Обслуживание созданных и введенных в эксплуатацию компонентов ИС в случае создания ИС своими силами происходит аналогично варианту приобретения ИС, однако этот процесс развивается циклически по мере ввода в эксплуатацию одной очереди ИС за другой. В этом процессе компоненты ИС ставятся на обслуживание один за другим по мере ввода их в действие по акту сдачи-приемки, в то время как при приобретении ИС в полном комплекте это может происходить только один раз при сдаче ИС в целом.
В ходе создания ИС необходимые в этом процессе испытания ИС также имеют циклический характер в соответствии с графиком мероприятий по вводу в действие и освоению очередей ИС.
Составляющие издержек Саморт, Ссопр, подд, Собсл, С исп со временем нарастают, что требует соответствующего увеличения средств на создание и содержание ИС.