Интеграция в международную пенитенциарную систему .

Вывод.

К началу 21 века был подготовлен основной нормотворческий плацдарм для осуществления очередного завершающего витка реформ УИС. 1 февраля 2002 года, выступая на расширенном заседании коллегии Министерства юстиции, Министр констатировал, что период становления УИС практически завершен, решены многие проблемы, возникшие в ходе ее реформирования. На этом совещании было обращено внимание на главное отличие 2001 года от предыдущих годов реформирования: обновилась законодательная база, регулирующая деятельность не только уголовно-исполни­тельной системы, но и других правоохранительных органов. Приняты решения, позволяющие развернуть работу по дальнейшему реформированию.

23 февраля 1996 года в Российской Федерации был принят Федеральный закон «О присоединении России к Уставу Совета Европы», ускорилось осуществление правовой и судебной реформ в целом. Наша страна приняла на себя ряд обязательств, одним из которых является приведение национального законодательства в соответствие с общепринятыми международными нормами и стандартами

В связи с этим Российской Федерацией ратифицирован ряд европейских конвенций: Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; Конвенция о защите прав человека и основных свобод Европейская конвенция о выдаче; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам; Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам и другие.

Продолжается работа по совершенствованию системы управления и контроля за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания. Созданы структуры УИС в федеральных округах. В центральном аппарате образовано Управление по контролю за исполнением законодательства в учреждениях УИС, а в федеральных управлениях — отделы с аналогичными функциями. Кроме того, в Главном управлении исполнения наказаний и территориальных органах созданы специальные службы по соблюдению прав граждан, находящихся в местах лишения свободы. Усиление ведомственного контроля получило высокую оценку Совета Европы.

Серьезные положительные сдвиги произошли во взаимоотношениях с главами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам деятельности уголовно-исполнительной системы. Этому способствовали активная работа руководителей территориальных органов, селекторные совещания, проводимые по инициативе Президента Российской Федерации, совместные заседания коллегии Минюста России и полномочных представителей Президента Российской Федерации в Уральском, Дальневосточном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. В результате руководителями субъектов Российской Федерации было принято более 350 нормативных правовых актов, существенно улучшивших финансовое положение исправительных учреждений.

Уголовно-исполнительная система стала открытой для общественного контроля. В этом смогли убедиться и эксперты Совета Европы, и представители Комитета ООН против пыток, и члены международных и российских правозащитных организаций, посещавшие места лишения свободы. Необходимо отметить, что инициативы Минюста России по гуманизации уголовно-исполнительной политики с интересом восприняты в Совете Европы. Опыт России по сокращению числа осужденных изучается на международном уровне.

Положительное влияние на решение вопросов по соблюдению прав лиц, лишенных свободы, оказывают международные связи органов и учреждений Минюста России. За последние годы реформы их объем и география значительно расширились. Представители российской стороны принимают участие в работе руководящей группы экспертов Совета Европы и России по реформированию УИС. При поддержке Юридического департамента Совета Европы в течение четырех лет реализуется проект СЕ «Тюрьмы — необратимы». В рамках этого проекта осуществляются взаимные визиты, обмен опытом работы, изучается практика реализации европейских норм и стандартов обращения с заключенными, оказывается гуманитарная и иная помощь.

Успешно развиваются двухсторонние отношения с коллегами и различными организациями из Великобритании, Норвегии, Швеции, Финляндии и других стран. Набирает силу сотрудничество в рамках программы Европейского Союза ТАСИС. Налажены устойчивые и плодотворные контакты с такими признанными и авторитетными организациями, как Международная тюремная реформа (PRI), Международная ассоциация тюремного сотрудничества (RF) и некоторыми другими. Укрепляются деловые контакты с Европейским комитетом по предупреждению пыток (ЕКПП), Европейским судом по правам человека, представителями Международного комитета Красного Креста.

Расширяющееся международное сотрудничество, взаимный обмен опытом работы, несомненно, приносят обоюдную пользу. ФСИН Минюста России стремится учесть все рекомендации, поступающие от международных организаций, имеющийся позитивный зарубежный опыт и использовать в своей практике в максимально возможном объеме. Принципиально изменились взаимоотношения со средствами массовой информации. Ежегодно публикуются тысячи материалов о деятельности пенитенциарных учреждений, в том числе проблемных, что позволяет привлечь внимание общества, органов законодательной и исполнительной власти, ускорить принятие важных для реформирования системы решений.

В самой УИС имеется объединенная редакция, издающая журналы «Преступление и наказание», «Ведомости уголовно-исполнительной системы» и газету «Казенный дом».