Ликвидация дореволюционной тюремной системы.

В циркулярном письме Главного управления местами заключения от 29 апреля 1917 года его начальник профессор А. Жижиленко обращал внимание на то обстоятельство, что во время происшедших в конце февраля – начале марта событий были разгромлены некоторые места заключения, частью похищены деньги и вещи, принадлежащие заключенным, тюремным служащим, а также учреждениям и лицам, которые состояли в торговых и иных имущественных отношениях с тюремным ведомством.

Общеполитическая обстановка в стране, кризисное состояние дел в местах заключения поставили в повестку дня вопрос о необходимости поиска наиболее действенных мер по выходу из сложившегося положения, в котором оказалась вся тюремная система. Одним из таких реальных шагов было объявление 1 марта 1917 года Временным правительством амнистии заключенным, на основании которой из мест лишения свободы были освобождены 88097 заключенных, в их числе 5737 политических.

Исполнение амнистии привело к резкому сокращению численности арестантов в местах заключения, что, в свою очередь, поставило в повестку дня вопрос о закрытии многих тюремных учреждений.

Характерной особенностью этого периода было сохранение в неизменном виде тюремной системы и ее управленческих структур. По - прежнему в качестве мер уголовного наказания использовались арестантские помещения при полиции.

Сохранив в прежнем виде системы исполнения уголовного наказания, Временное правительство тем не менее приступило к разработке новой доктрины в сфере реализации карательной политики государства. На центральное тюремное ведомство, которое возглавил профессор А. П. Жижиленко, были возложены функции подготовки в осуществлении реформы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.

Пояснение:Сейчас (2009 год) Реформа УИС мы сами формулируем предложения и тогда на тюремную систему легла задача по предложениям о реформировании.

В приказе начальника Главного тюремного управления № 1 от 8 марта 1917 года было подчеркнуто, что главной задачей наказания является перевоспитание человека, «имевшего несчастие впасть в преступление в силу особенностей своего характера или неблагоприятно сложившихся внешних обстоятельств, и что для надлежащего осуществления этой задачи прежде всего необходимо проявлять гуманность к заключенным». В приказе излагалось требование, чтобы личное достоинство человека, ставшего гражданином, признавалось и в отношении лиц, лишенных свободы. Чинам тюремной администрации предлагалось впредь до разработки новых нормативных актов воздержаться от применения телесных наказаний, наложения кандалов на арестантов.

Положение дел в местах заключения вызвало необходимость в числе мер по стабилизации обстановки и осуществлению реформы особое внимание обратить на подбор и подготовку кадров, способных решать новые задачи.

Смена государственного строя, естественно, вызвала необходимость серьезной переоценки содержания карательной политики государства, деятельности его институтов, непосредственно реализующих эту политику. «Борьба с преступностью, ограничивающаяся одним только применением наказания, - подчеркивается в приказе Главного тюремного Управления №3 от 18 марта 1917 года, - никогда не может дать благоприятных результатов. Она только тогда в состоянии достигнуть успеха, если наряду с наказанием будут применяться и другие меры оздоровления общества».

Приступая к осуществлению реформы тюремной системы, Временное правительство стремилось отмежеваться от отдельных атрибутов, присущих системе исполнения наказаний в условиях царского режима. В качестве одного из таких шагов стало принятие постановления от 26 апреля 1917 года о переименовании Главного тюремного управления в Главное управление по делам мест заключения.

Проводя работу по упорядочению службы надзора в целях обеспечения надлежащего порядка в местах заключения, Главное управление в то же время не исключало возможность использования в этих же целях самих заключенных.

Перечень льгот, которыми могли пользоваться заключенные, включал содержание их в камерах, не закрывающихся на замки, предоставление свиданий не через решетки, кратковременные отлучки в город, условно-досрочное освобождение. Был введен институт выборочных старост из числа заключенных.

К числу основных средств воздействия на личность заключенного с целью его исправления Главное управление местами заключения относило труд. Труд заключенных рассматривался не только как элемент уголовной репрессии, усиливающий или ослабляющий ее в зависимости от тяжести работ, но и как необходимое условие исполнения наказания в виде лишения свободы. Организация работ должна была преследовать, главным образом, не усиление наказания, а воспитательные цели.

В циркуляре Главного управления от 18 июля 1917 года обращалось внимание на то обстоятельство, что работы должны давать заключенным «знания, с которыми они по выходе на свободу могут найти себе подходящие занятия».

Примечание: для курсантов: то же что сейчас.

Весьма существенной особенностью того периода является неурегулированность порядка исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы. Абсолютное большинство заключенных не воспринимало старые тюремные порядки. Беспорядки и побеги заключенных стали повседневным явлением. Положение в тюрьмах еще больше усугубилось нарастанием революционного противоборства особенно после июльских событий 1917 года, когда народные массы стали ощущать явную поддержку солдат.

Постоянное осложнение обстановки в местах заключения поставили Главное управление местами заключения перед необходимостью не только отказа к внедрению новых подходов в работе с заключенными, но и ужесточения режима и условий их содержания.

Незавершенность реформы тюремной системы в период Временного правительства явилась результатом нестабильности политической обстановки в стране, отсутствия достаточных материальных ресурсов, нерешенности кадровых проблем.

В ночь с 7 на 8 ноября – сформировано новое правительство советской республики. Совет народных комиссаров (СНК). В числе первых 13 ведомств учреждены народный комиссариат юстиции – НКЮ и народный комиссариат внутренних дел – НКВД.

Вывод:После февральской революции продолжается реформа УИС. Временное правительство пытается отмежеваться от царской тюремной системы, однако структура управления местами заключения остается прежняя. С приходом к власти большевиков, после февральской революции наблюдается процесс разделения функций контроля пенитенциарной системы между НКЮ, ВЧК и НКВД.