Реформирование системы исполнения наказаний при Николае I.

 

«В эпоху Николая I Министерство юстиции уже стало остро ощущать недостаток профессиональных кадров. Поэтому в 1835 г. при Министре юстиции Дмитрии Васильевиче Дашкове было открыто весьма привилегированное Училище правоведения, из стен которого вышло немало выдающихся людей своего времени…

Под руководством известного государственного деятеля Сперанского была проведена конференция законодательства. При министре юстиции Дашкове по словам императора Николая I, «монументальная работа» была завершена: издано 56 томов полного Собрания законов Российской империи и 15 томов Свода законов. Как говорил сам Сперанский, ни одно государство Европы не могло похвастаться столь определенным и ярким творением».

В XIX веке применение монастырской ссылки имело ту особенность, что в отношении мирян оно использовалось редко, а больше относилось к духовным лицам. В 1801 году вышел указ, согласно которому лица, уклоняющиеся от исповеди, отсылались в монастыри. В 1851 году Святейшим Синодом по согласованию с Сенатом была наложена епитимья на 700 светских лиц с заключением их в монастырь. Начала применяться практика постепенного освобождения из монастырей и перевод на место жительства. В этот период стала широко применяться практика ссылки в монастыри политзаключенных. В 1828 году на Соловки были отправлены студенты Московского университета Н. Попов и М. Критский за причастность к делу декабристов. В 1850 году сюда же сослали бывшего студента из полтавских дворян Г.Андрузского за пропаганду вредных мыслей. Заточение в монастырскую тюрьму могло угрожать каждому, пусть даже известному человеку, если его образ мыслей отличался от официальной государственной идеологии. В н. 60-х гг. XIX в. Св. Синод приговорил к ссылке в Соловецкий монастырь писателя А.П. Щапова за устройство панихиды по крестьянину Петрову, вызвавшей крестьянские волнения в селе Бездна Казанской губернии, но благодаря ходатайству влиятельных лиц ему удалось избежать заключения под стражу. Ссылка в монастырь угрожала даже А.С. Пушкину за сочинение «Оды вольности».

Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года вводит три вида лишения прав: «лишения всех прав состояния, сопровождающееся лишением семейственных и собственности; лишение всех особенных прав и преимуществ, лично или по состоянию осужденного ему присвоенных; лишение некоторых особенных прав и преимуществ лично или по состоянию осужденного ему присвоенных».

В дореформенный период в системе уголовных наказаний главенствующее положение занимала ссылка, которую в историческом аспекте можно рассматривать как средство колонизации восточных территорий России, как возможность использовать дармовую рабочую силу на работах в отдаленных местностях империи и, главное, как замаскированное средство избавления, в том числе и физического, от лиц, представляющих опасность для государства. По данным исследования профессора Таганцева Н.С., общее число ссыльных в Сибирь из года в год росло. Если в начале XIX века в ссылку направлялось 2-2,5 тысячи человек в год, то к концу того же столетия уже от 12 до 18 тысяч. Ревизии ссыльных, проводимые время от времени, свидетельствовали о невозможности обеспечить принудительное проживание поселенцев в местах их ссылки. Так, проверка трех округов Иркутской губернии показала, что из 22638 ссыльных, числящихся по спискам на местах, определенных для проживания, оказалось в наличии 9615 человек, 1616 умерло, остальные 11407 человек находились в бегах.

Эволюция системы наказания в царской России связна с постепенным возрастанием роли тюремных учреждений в осуществлении карательной политики государства.

В числе лиц, содержащихся в тюрьмах России, выделялась особая категория заключенных – государственные преступники. «Политические преступники, - говорилось в секретном циркуляре департамента полиции от 15 августа 1878 года, составляют совершенно особую категорию, а поэтому и должны быть содержимы отдельно от прочих заключенных».

Объективно складывающиеся условия общественно-политического развития государства, постоянный рост численности политических противников режима, а также общеуголовного контингента, настоятельно требовали разработки нового подхода в определении стратегии и тактики осуществления карательной политики в сфере мест заключения.

 

Вывод:

Для подготовки предложений об основных направлениях реформы тюремного дела и его содержании Государственным Советом в 1877 году учреждается Комиссия о тюремном преобразовании под председательством статс-секретаря тайного советника К.Грот. Следует отметить колоссальную работу комиссии по обобщению зарубежной пенитенциарной практики с целью использования ее опыта в России.