Лекция 4

Взаимодействие учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания с иными правоохранительными органами

Характер взаимодействия государственных органов, ведущих борьбу с преступностью имеет свою специфическую основу. Она обуславливается состоянием развития социально-экономической инфраструктуры общества, политической системы, нравственными ценностями в развитии общества, особенностями того или иного этапа борьбы с преступностью, местом и ролью данного органа в борьбе с ней, их правовой и организационной регламентацией и условиями деятельности, спецификой и особенностями задач, стоящих перед ними.

Расследование совершенных уголовных преступлений, розыск, поимка и изобличение виновных лиц и исполнение уголовных наказаний имеют между собой мало общего. В своей практической деятельности органы дознания и следствия, учреждения и органы, исполняющие наказания, при этом тесно связаны между собой и активно содействуют друг другу в реализации задач, стоящих перед ними. Особенно это касается взаимодействия органов следствия и ИУ.

В ИУ, арестных домах, исправительных центрах, дисциплинарных воинских частях могут отбывать наказание лица, скрывшие от органов расследования другие, ранее совершенные ими преступления. Выявление совершенных преступлений прошлых лет – важная задача как органов расследования, так и администрации указанных учреждений. На основе этой общей задачи, например, в местах лишения свободы практикуется такая форма работы с осужденными, как добровольное склонение их к явке с повинной за ранее совершенные ими преступления.

Органы расследования могут оказать помощь администрации ИУ в изучении личности подозреваемых и обвиняемых, путем направления письменной информации которая дополнит сведения, имеющиеся в личном деле, также, по необходимости, представитель администрации ИУ может консультироваться со следователем по тем или иным вопросам, касающимся личности подозреваемого или обвиняемого. И наоборот, при совершении освобожденными от наказания или отбывающими наказание нового преступления, администрация ИУ содействует органам расследования в изучении личности данных лиц, представляя на них развернутую характеристику, а в случае необходимости – копии других материалов.

Взаимодействие органов и учреждений, исполняющих наказания с судами

Специфика взаимодействия с судами обусловлена особой ролью судов в борьбе с преступностью и заключается не только в применении наказаний или освобождении от него, но и в осуществлении судебного контроля за деятельностью учреждений и органов, на которые возложено исполнение приговоров (ст. 20 УИК РФ).

Основа взаимодействия судов и учреждений и органов, исполняющих наказания, закладывается еще в ходе судебного разбирательства, когда суд оказывает воспитательное воздействие на подсудимого, создавая тем самым предпосылки для организации с ними последующей эффективной воспитательной работы. Уголовное судопроизводство способствует воспитанию граждан, в том числе и подсудимых, в духе неуклонного исполнения законов Российской Федерации и уважения прав и свобод граждан, оказывая при осуществлении правосудия на судебных заседаниях частное и общепредупредительное воздействие на подсудимого, иных граждан и участников процесса. Эффективность исполнения наказания зависит от справедливости вынесенного приговора, если правильно применены общие начала назначения наказания, закрепленные в ст. 60 УК РФ, если наказание справедливо, учитывает характер и степень общественной опасности преступления и личность виновного, оно будет способствовать исправлению преступника.

Назначая наказание, суд не ограничивается его видом или временными рамками, или размером. Если это наказание в виде лишения свободы, суд определяет одновременно и вид исправительной колонии и режим, где должен отбывать наказание осужденный, чем способствует дифференцированному подходу к различным категориям осужденных, предопределяет правовые рамки, в которых будет исполняться наказание, объем его карательного воздействия, а также особенности, порядок и условия исправительного воздействия на осужденного.

Рассматривая дела по применению институтов досрочного освобождения от наказания, его замены более мягким, отсрочки исполнения наказания или изменения осужденному вида ИУ, суд, учитывая указанные в законе признаки и условия, создающие возможность применения таких мер, тщательно изучает и проверяет деятельность соответствующего исправительного учреждения. При этом, суд может объективно оценить состояние процессов исполнения и отбывания наказания в данном ИУ. В случае обнаружения недостатков и нарушений закона в работе учреждения, суд, путем вынесения частного определения, ставит в известность соответствующие органы уголовно-исполнительной системы об обнаруженных недостатках и предлагает принять меры к их устранению. Исполнение таких представлений контролируется судом в установленные законом сроки.

Располагая правами и свободами граждан Российской Федерации с ограничениями, установленными законодательством, осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в судебные инстанции на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания суд не вправе отклонять жалобы и заявления осужденных. В то же время администрация ИУ обязана проводить разъяснительную работу среди осужденных. При рассмотрении жалоб и заявлений осужденных суды изучают различные стороны деятельности ИУ, учреждений и органов, исполняющих наказания, создавая тем самым условия для реализации функции судебного контроля.

В соответствии с ч. 3 ст. 20 УИК РФ, учреждения и органы, исполняющие наказания, уведомляют суд, вынесший приговор о месте и начале отбывания наказания осужденными к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы и т.д. Уведомление направляется за подписью начальника или должностного лица учреждения или органа, где исполняется данный вид наказания. Такие уведомления необходимы судам для контроля реального исполнения выносимых им приговоров в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательных работ, исправительных работ, ограничения по воинской службе, конфискации имущества, лишения свободы, ограничения свободы, ареста и смертной казни, решения вопроса об установлении административного надзора за освобожденными.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Впервые в нормативный оборот термин «уголовно-ис­полнительная система» был введен Законом об учреждени­ях, исполняющих уголовные наказания. В действующей редакции ст. 5 этого Закона говорится, что уголовно-испол­нительная система включает в себя: учреждения, исполняю­щие наказания; территориальные органы; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области ис­полнения наказаний (федеральный орган уголовно-исполни­тельной системы).

Виды учреждений, исполняющих наказания, определя­ются УИК РФ (ст. 16, 74). Учреждения, исполняющие на­казания, являются юридическими лицами. Решения об их создании и ликвидации принимаются Правительством РФ по согласованию с органами исполнительной власти субъектов РФ.

Территориальные органы уголовно-исполнительной сис­темы (Главные управления (Управления) Федеральной службы исполнения наказаний по субъекту РФ) создаются федеральным органом уголовно-исполнительной системы на территориях субъектов РФ. Они осуществляют руковод­ство подведомственными учреждениями, исполняющими наказания, а также специальными подразделениями уголов­но-исполнительной системы по конвоированию.

Федеральный орган уголовно-исполнительной систе­мы – Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России), которая является федеральным органом исполни­тельной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполне­ния уголовных наказаний в отношении осужденных, функ­ции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужден­ных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания на­казания.

В настоящее время большинство уголовных наказаний исполняют учреждения уголовно-исполнительной системы. В нее входят: уголовно-исполнительные инспекции,испол­няющие такие виды наказаний, как исправительные и обяза­тельные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также осуществляющие контроль за поведением условно осужденных, осужденных беременных женщин и женщин, имеющих детей до четырнадцатилетнего возраста, кото­рым судом отсрочено отбывание наказания; исправитель­ные центры,реализующие ограничение свободы, арестные дома,исполняющие наказание в виде ареста, исправитель­ные учрежденияисполняют уголовные наказания в виде ли­шения свободы на определенный срок и пожизненного лише­ния свободы.

К исправительным учреждениям,реализующим лишение свободы на определенный срок, относятся: колонии-поселе­ния; исправительные колонии общего, строгого, особого ре­жима; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправи­тельные учреждения; лечебно-профилактические учреждения; специальные исправительные учреждения для содержания бывших работников судов и иных правоохранительных ор­ганов; следственные изоляторы – в отношении осужден­ных, оставленных для выполнения работ по хозяйственно­му обслуживанию этих учреждений, и осужденных на срок не свыше 6 месяцев, оставленных в следственных изолято­рах с их согласия. Исправительные колонии особого режи­ма для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, исполняют пожизненное лишение свободы (ст. 74 УИК).

Наказание в виде смертной казни исполняется учрежде­ниями уголовно-исполнительной системы.


Список использованных источников:

Основная:

1. Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, Страсбург, 16.11.87 г. // СЗ РФ. – 1998. – № 36. – Ст. 4465.

2. Конституция Российской Федерации 1993 г. // РГ. – 25.12.1993.

3. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. – 1997. – № 9. – Ст. 1011.

4. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (с соответствующими изменениями и дополнениями) // Российская газета. – 1997 г. – 16 января.

5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с соответствующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. – 1997. – № 30. – Ст. 3590.

6. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с соответствующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2759.

7. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с соответствующими изменениями и дополнениями) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. – 1993. – № 33. – ст. 1316.

8. Указ Президента РФ от 21 марта 2005 г. № 317 «О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний» (с соответствующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. – 2005. – № 13. – Ст. 1135.

9. Постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 «Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности» // СЗ РФ. – 1997. – № 25. – Ст. 2947.

10. Постановление Правительства РФ от 4 июня 1997 г. № 669 «Об утверждении Положения о дисциплинарной воинской части» // СЗ РФ. – 1997. – № 23. – Ст. 2697.

11. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 г. № 1772-р «Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2020 года» // СЗ РФ. – 2010. – № 43. – Ст. 5544.

12. Приказ Минюста РФ от 06.06.2006 г. № 205 «Об утверждении Положения об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 03.07.2006. – № 27.

13. Приказ Минюста РФ от 31.01.2006 № 16 «Об утверждении Инструкции об организации и осуществлении Министерством юстиции РФ ведомственного контроля за соблюдением прав человека в учреждениях и территориальных органах уголовно-исполнительной системы» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 20.02.2006. – № 8.

14. Приказ Минюста РФ от 25.01.1999 г. № 20 «Об утверждении Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 8.03.1999. – № 10.

15. Распоряжение Главы администрации г. Н. Новгорода от 12.07.2005 г. № 2476-р «Об утверждении перечня муниципальных предприятий и учреждений, в которых отбывают наказание в виде обязательных или исправительных работ, и перечня видов обязательных работ» // Нижегородский рабочий. – № 128. – 21.07.2005.

 

Дополнительная:

1. Актуальные проблемы деятельности органов и учреждений ФСИН России в современных условиях: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. адъюнктов, курсантов и студентов, Вологда 25 апреля 2008 г. / [под ред. А.А. Крымова]. – Вологда: ВИПЭ, 2009. – 193 с.

2. Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с общественностью в нравственно-эстетическом воспитании осужденных: сб. материалов межрегион. науч.-практ. семинара 21 марта 2007 г. / [под общ. ред. Э.В. Зауторовой]. – Вологда: ВИПЭ, 2008. – 115 с.

3. Цели и средства уголовной и уголовно-исполнительной политики в отношении несовершеннолетних: Сборник материалов международной научно-практической конференции (Вологда, 26-27 ноября 2009 г.): В 2 ч. – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2010. – Ч. 2. – 357 с.

4. Степанов М.В. Уголовно-исполнительное право: Учебно-методический комплекс для курсантов 3 и 4 курсов, обучающихся по специальностям «Правоохранительная деятельность» и «Юриспруденция» / М.В. Степанов. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2009. – 112 с.

5. Зубарев С.М. и др. Уголовно-исполнительное право: Учебник. – М.: Изд. Юрайт; ИД Юрайт, 2011. – 435 с.

6. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ (постатейный) / под ред. Ю.И.Калинина, В.И.Селиверстова. – М.: Юрайт, 2010. – 589 с.